ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 сентября 2011 года Дело N А72-4709/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года

Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2011 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюмасевой Ю.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 октября 2010 года по делу N А72-4709/2010 (судья Н.В. Ямщикова) по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г. Ульяновск, к товариществу собственников жилья «Высотный» (ИНН 7327036921, ОГРН 1067327005130), г. Ульяновск, о взыскании 1 403 250 руб. 04 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» (далее - истец, УМУП «Городской теплосервис») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к товариществу собственников жилья «Высотный» (далее - ответчик, ТСЖ «Высотный») о взыскании 1 056 280,34 руб. долга за поставленную в декабре 2007 года январе, феврале, апреле, июне-августе, декабре 2008 года, январе-ноябре 2009 года, январе-апреле 2010 года тепловую энергию и теплоноситель, 156 615,13 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.10.2010 исковые требования удовлетворены частично. С товарищества собственников жилья «Высотный» в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» взыскано 666 666,85 руб. долга, 110 585,33 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. В доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина с товарищества собственников жилья «Высотный» в размере 16 102,63 руб., муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» в размере 9026,32 руб.

Истец не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение изменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что судом произведен расчет стоимости горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного тарифа на ГВС. При определении количества тепловой энергии на подогрев 1 тн. сетевой воды суд необоснованно применил показатель 0,05 Гкал.

Вывод суда о том, что УМУП « Городской теплосервис» незаконно и необоснованно предъявляет ТСЖ «Высотный» дополнительную плату, нарушает нормы материального права. УМУП «Городской теплосервис» в соответствии с действующим законодательством предъявил к оплате фактическое количество тепловой энергии по прибору учета.

Судом необоснованно сделана ссылка на Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, где «при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем ГВС и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат».

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал, что суд первой инстанции необоснованно взыскал задолженность с учетом НДС. По мнению ответчика, размер его задолженности перед истцом за спорный период составляет 164 956,60 руб. соответственно подлежат уменьшению и проценты за пользование чужими денежными средствами (т.4, л. 34-36).

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 обжалуемое решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2011 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.

Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции указал, что апелляционным судом не рассмотрены доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Определением от 03 июня 2011 года дело N А72-4709/2010 принято на новое рассмотрение.

В судебном заседании 07.07. 2011 соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 час. 50 мин 14.07.2011.

В соответствии со ст. 158 АПК РФ рассмотрение дела откладывалось с 14.07.2011 до 09.08.2011, с 09.08.2011 до 30.08.2011.

Представители сторон, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 123, 156, 266 АПК РФ.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, определением суда от 30.08.2011 в связи с болезнью судьи Туркина К.К., произведена его замена на судью Терентьева Е.А. После замены судьи, рассмотрение дела начато сначала.

Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

11.04.2006 между УМУП «Городской теплосервис» («Теплоснабжающая организация») и ТСЖ «Высотный» («Абонент») заключен договор теплоснабжения N840, согласно которому «Теплоснабжающая организация» обязуется подавать «Абоненту» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а «Абонент» обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1.1 договора).

В п.1.2.1 стороны согласовали, что к отношениям, не урегулированным настоящим договором, применяется Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утверждена приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105).

Согласно п. 2.1 договора оплата тепловой энергии и теплоносителя производится за фактически принятое «Абонентом» количество тепловой энергии в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Расчетный период, т.е. период времени, за который должны быть учтена и оплачены тепловая энергия и теплоноситель, настоящим договором установлен в один месяц (п. 2.5).

Оплата принятой тепловой энергии может производиться на основании счетов на оплату, выписываемых «Теплоснабжающей организацией». Оплата производится в течение 5-ти календарных дней с момента получения «Абонентом» счета на оплату (п. 2.6).

В соответствии с разд. 4 договора учет тепловой энергии, фактически принятой «Абонентом», осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (Минюст N 954 от 25.09.1995) Приказ Минэнерго России от 12.09.1995 NВК-4036 по приборам учета (п. 4.1).

Из материалов дела следует, что в спорный период (декабрь 2007 года, январь, февраль, апрель, июнь, июль, август, декабрь 2008 года, февраль-ноябрь 2009 года, январь - апрель 2010 года) учет тепловой энергии, фактически принятой ответчиком осуществлялся по приборам учета.

Во исполнение условий договора истец поставил, а ответчик получил в рассматриваемый период тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения на общую сумму 2 725 089,41 руб., что подтверждается счетами- фактурами на указанные суммы, актами об оказании услуг, актами по потреблению тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя в отчетный период (т. 1, л. 46-104).

Полученную тепловую энергию ответчик оплатил частично, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

Анализ сложившихся взаимоотношений сторон свидетельствует о том, что между сторонами заключен договор теплоснабжения, по которому ТСЖ является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирном жилом доме.

В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договор энерго(тепло)снабжения является публичным договором, на него распространяется указание пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативно правовым актам Российской Федерации.

Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47-49 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, в соответствии с которыми, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (как в случае с УМУП «Городской теплосервис») должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в рублях за куб.м..

Проанализировав условия договора и действующее законодательство в области энергоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что п.п. 2.2 договора N 840 от 11.04.2006 в части установления тарифа на «горячее водоснабжение» в руб. за 1 Гкал. не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным.

В силу действующего законодательства, УМУП «Городской теплосервис» было обязано обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год и на 2008 год. Однако УМУП «Городской теплосервис» в уполномоченный орган местного самоуправления (Городской комитет по регулированию цен и тарифов) для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 и на 2008 год не обращалось.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.09.2008 действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2008 по делу N А72-7132/08-9/328 заявление УМУП «Городской теплосервис» о признании незаконным вышеуказанного решения УФАС оставлено без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, в отсутствии утвержденных органами по регулированию цен и тарифов тарифа на ГВС (в рублях за куб. м.) для УМУП «Городской теплосервис» на 2007 - 2008 год необходимо руководствоваться Временной методикой расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение (ГВС), утвержденной Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Приказом N 97 от 31.10.2006:

стоимость горячей воды (Тгв) представляет собой суммарный показатель стоимости воды (Ц) и стоимости ее подогрева (П), определяемая по формуле: Тгв = Ц + П руб.н, где Ц - стоимость 1 тн сетевой (подпиточной) воды, рассчитанная в зависимости от схемы ГВС; П - стоимость подогрева 1 тн сетевой (подпиточной) воды, рассчитанная по формуле: П = Тэ * Q хов, где Тэ - тари ф на тепловую энергию (за 1 Гкал), утвержденный в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органом исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования тарифов;

Qхов - количество тепла в Гкал на подогрев 1 тн сетевой (подпиточной) воды (Гкал/тн) - принимается по данным таблицы 2 к данному Приказу. При этом следует исходить из температуры ГВС равной 60 град. С (согласно п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 307). Показатель Qхов составляет в данном случае 0,05.

Согласно информационному письму Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 66 от 06.12.2006 цена 1 тн. сетевой (подпиточной) воды для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника ОАО «Волжская ТГК» составляет на 2007 год 13,98 руб. (т.3, л.9-11).

Согласно информационному письму Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 03 от 21.11.2007 цена 1 тн. сетевой (подпиточной) воды для УМУП «Городской теплосервис» от теплоисточника ОАО «Волжская ТГК» составляет на 2008 год 16,12 руб. (т.3, л.14).

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 66 от 26.09.2006 установлен на период действия с 01.01.2007 по 31.12.2007 включительно тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП «Городской теплосервис» потребителям, в том числе населению, в размере 153 руб./Гкал без НДС (т.3, л.6).

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 88 от 19.10.2006 установлен на период действия с 01.01.2007 по 31.12.2007 включительно тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Волжская ТГК» потребителям, в том числе населению, в размере 439,90 руб. /Гкал без НДС (т.3, л.7).

Таким образом, конечный тариф для потребителей УМУП «Городской теплосерис» от ОАО «Волжская ТГК» в 2007 году составлял 592,90 руб. /Гкал без НДС.

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 178 от 16.08.2007 установлен на период действия с 01.01.2008 по 31.12.2008 включительно тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП «Городской теплосервис» потребителям, в том числе населению, в размере 171,40 руб./Гкал без НДС (т.3 л.12).

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 184 от 16.08.2007 установлен на период с 01.01.2008 по 31.12.2008 тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Волжская ТГК» потребителям, в том числе населению, в размере 549,20 руб./Гкал без НДС.

Таким образом, конечный тариф для потребителей УМУП «Городской теплосерис» от ОАО «Волжская ТГК» в 2008 году составлял 720,60 руб./Гкал без НДС.

Таким образом, стоимость ГВС в 2007 году определяется следующим образом:

13,98 + (592,90 х 0,05) = 43,62 руб. (без НДС).

Стоимость ГВС в 2008 году определяется следующим образом:

16,12 + (720,60 х 0,05) = 52,12 руб. (без НДС).

В процессе рассмотрения спора стороны согласовали объемы ГВС (без учета потерь) (т.3, л.122-124), зафиксированные общедомовым прибором учета, согласно актам по потреблению тепловой энергии и теплоносителя, отчетов о суточных параметрах теплоносителя.

Из материалов дела также усматривается, что границей эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности стороны определили цоколь с наружной стороны здания по ул. Промышленная, 53 на вводе теплосети (Приложение N2 к договору N840 от 11.04.2006) (т.1, л.43).

Факт установки приборов учета не на границе раздела сторонами в процессе рассмотрения спора не оспаривался.

Согласно п.4.1. договора стороны определили, что учет тепловой энергии фактически принятой абонентом, осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (Минюст N954 от 25.09.95), утвержденными Приказом Минэнерго России от 12.09.95г. NВК-4936.

Спор у истца и ответчика возник о возможности при определении объема тепловой энергии, использованной на нужды отопления, учитывать объем тепловой энергии, использованной при циркуляции в трубопроводе системы горячего водоснабжения.

Из материалов дела следует, что система централизованного горячего водоснабжения жилого дома по адресу: ул.Промышленная, 53 подключена к сетям УМУП «Городской теплосервис» по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723 -88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения»), установлен прибор учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения. Таким образом, система горячего водоснабжения представляет собою отдельную систему, независимую от системы теплоснабжения. Счетчик учета горячей воды, установленный на дом, позволяет определить не только количество потребленной жильцами горячей воды, но и ее температуру - входящую и выходящую. Соответственно, разность температур входящей и выходящей из дома горячей воды вычислитель прибора учета горячей воды пересчитывает в количество тепла, которое было потреблено домом вместе с горячей водой.

Потребление тепла системой горячего водоснабжения дома состоит из двух составляющих:

- вместе с потребленной горячей водой в пространство излучается также и тепло, содержащееся в горячей воде,

- тепловые потери трубопроводов горячей воды (в том числе и в полотенцесушителях) путем теплоизлучения горячей трубы в пространство, имеющее более низкую температуру.

Соответственно, возникает необходимость классификации данного потребления тепла системой горячего водоснабжения дома; к какому виду норматива потребления энергоресурса оно относится: к тарифу на горячее водоотведение или к тарифу на теплоснабжение.

Как следует из п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м. холодной воды и расходы на ее подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м. холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.

Суд правильно указал, что, стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м.), т.е. количество Гкал, необходимое для подогрева 1 куб. м. воды, учитывается при расчете тарифа на горячее водоснабжение.

Согласно п. 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели:

- в отношении горячего водоснабжения - куб. м. на одного человека;