ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 2011 года Дело N А72-2810/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:

от ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от департамента административно-технического надзора министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2011 года апелляционную жалобу ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2011 года по делу NА72-2810/2011, судья Ипполитова И.В., принятое по заявлению ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», ОГРН 1067325057161, г.Ульяновск, к департаменту административно-технического надзора министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, г.Ульяновск, министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, ИНН 7325093353, ОГРН 1107325000232, г.Ульяновск,

о признании незаконным и отмене постановления от 31 марта 2011 года N 2607 по делу об административном правонарушении по ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» (далее - ОАО «ДК Ленинского района», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента административно-технического надзора министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее - департамент, административный орган) от 31 марта 2011 года N 2607 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, за нарушение правил благоустройства.

Решением суда от 29 июня 2011 года заявление ОАО «ДК Ленинского района» оставлен без удовлетворения на том основании, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, оснований для признания правонарушения малозначительным не усмотрено.

В апелляционной жалобе ОАО «ДК Ленинского района» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Губернатором Ульяновской области 01 сентября 2009 года издано постановление N 64 об образовании с 01 января 2010 года инспекции административно-технического надзора Ульяновской области. 10 сентября 2010 года распоряжением N 651-пр губернатора - председателя правительства Ульяновской области инспекция административно-технического надзора Ульяновской области переименована в министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Постановлением от 14 сентября 2010 года N 33/299-П правительства Ульяновской области утверждено Положение о министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, из которого следует, что министерство является правопреемником инспекции административно-технического надзора Ульяновской области.

Департамент административно-технического надзора Ульяновской области является структурным подразделением министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области с делегированными министерством полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере благоустройства и привлечению к административной ответственности в соответствии с Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, ОАО «ДК Ленинского района» 28 мая 2007 года заключило агентский договор N443 с ООО «Региональный информационной центр» (далее - ООО «РИЦ»), согласно которому агент (ООО «РИЦ») обязуется по поручению принципала (ОАО «ДК Ленинского района») осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в жилых домах ОАО «ДК Ленинского района» (перечень домов указан в приложении N1 к указанному договору), за содержание и ремонт жилья, отопление, ГВС, ХВС, водоотведение, и иным услугам в соответствии с установленным порядком, а также ООО «РИЦ» обязуется принимать плату от жителей за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением денежные средств ОАО «ДК Ленинского района» или по его поручению поставщикам услуг.

Согласно приложению N1 к указанному договору дом N 11 по ул.Гагарина в городе Ульяновске входит в перечень домов по договору.

Между ОАО «ДК Ленинского района» и комитетом ЖКХ мэрии города Ульяновска 01 августа 2007 года заключен договор управления многоквартирным домом N 11 по ул.Гагарина в городе Ульяновске.

Специалистами комитета ЖКХиЭ мэрии города Ульяновска 16 марта 2011 года проведена проверка состояния контейнерных площадок, в том числе по адресу: г.Ульяновск, ул. Гагарина, д. 11. По указанному адресу установлено неудовлетворительное санитарное состояние территории, навал крупногабаритного мусора.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В данном случае поводом послужила информация, поступившая от комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска о том, что по ул.Гагарина, д.11, установлено неудовлетворительное санитарное состояние территории, навал крупногабаритного мусора.

Консультантом департамента в отношении ОАО «ДК Ленинского района» 23 марта 2011 года составлен протокол об административном правонарушении N000411. Протокол составлен на основании распоряжения директора департамента административно-технического надзора министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области N15-м от 23 марта 2011 года.

В протоколе указано: «23 марта 2011 года в 13 часов 15 минут по адресу: г.Ульяновск, ул.Гагарина, д.11 (контейнерная площадка) ОАО «ДК Ленинского района» нарушило правила благоустройства, а именно: 1) два контейнера находятся вне контейнерной площадки, приблизительно на расстоянии 0,5 метра от контейнерной площадки; 2) на контейнерах имеется отслоение окрасочного слоя, наличие следов коррозии (ржавчины); 3) ограждение контейнерной площадки не исправно, а именно: ограждение отклонилось от оси вертикали; 4) около контейнерной площадки складирование мусора (строительного), а именно: песка, осколков кирпичей; тем самым нарушен п.2.5.4, п.2.5.5, п.2.7.2, п.1.2, п.1.2.1 Правил благоустройства, утвержденных постановлением главы города Ульяновска от 24 апреля 2008 года N 2951 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск». Действия общества квалифицированы по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях от 05 июня 2007 года N72-ЗО, действовавшего на момент совершения правонарушения (утратил действие с 01 апреля 2011 года в соответствии с Законом Ульяновской области от 28 февраля 2011 года N 17-ЗО).

Директором департамента 31 марта 2011 года вынесено постановление N2607 по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

В соответствии со ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях от 05 июня 2007 года N72-ЗО нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (в ред. Закона Ульяновской области от 20 июля 2009 года N 103-ЗО).

Постановлением главы города Ульяновска от 24 апреля 2008 года N2951 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск» (далее - Правила благоустройства). Данные правила предусматривают улучшение уровня благоустройства, соблюдения чистоты и санитарного состояния, а также установление единого порядка в решении вопросов содержания территорий муниципального образования «Город Ульяновск» и являются обязательными для всех пользователей и владельцев, арендаторов земельных участков на территории города Ульяновска.

В соответствии с п. 2.5.4 Правил благоустройства за внешний вид площадок и подъездов к ним, исправность мусоросборников, выгребных ям, освещение во дворах несут ответственность балансодержатели, физические лица или организации, обслуживающие жилищный фонд.

Ответственность за содержание мусороприемных камер, мусоропроводов, мусоросборников и территорий, прилегающих к месту выгрузки отходов из камер, несут их балансодержатели, физические лица или организации, обслуживающие жилищный фонд.

В силу п.2.7.2 Правил благоустройства содержание прилегающих к домовладениям тротуаров и газонов, дворовых и внутриквартальных территорий, дворовых туалетов, лестничных клеток, подвалов и чердаков - владельцы и арендаторы зданий и помещений, участков и территорий, организации, обслуживающие жилищный фонд.

В соответствии с п.1.2 Правил благоустройства всем государственным, муниципальным, общественным и кооперативным организациям, предприятиям и учреждениям, независимо от их ведомственного подчинения и формы собственности, а также индивидуальным владельцам жилых домов и других строений вменяется в обязанность содержать в образцовом порядке все элементы внешнего благоустройства, относящиеся к ним, расположенные на прилегающей территории.

П.1.2.1 Правил благоустройства предусматривает, что границы прилегающих территорий, если иное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения, определяются: на улицах с двухсторонней застройкой - по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части дороги; на улицах с односторонней застройкой - по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром; на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10 метровую зеленую зону; на строительных площадках - территория не менее 20 метров от ограждения стройки по всему периметру; для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 20 метров.

Объектом правонарушения по ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях» являются общественные отношения, складывающиеся в сфере благоустройства. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил благоустройства территорий поселений и городских округов.

Согласно ч.2 ст 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Событие правонарушения и вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения доказаны материалами дела. Следовательно, в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях.

Изменение законодательства Ульяновской области об ответственности за нарушение Правил благоустройства и установлении ответственности в виде «предупреждения» с 01 апреля 2011 года не может являться основанием для отмены постановления департамента административно-технического надзора министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области N 2607 от 31 марта 2011 года.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Однако согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Содержание контейнерных площадок, предназначенных для сбора и хранения бытовых отходов, в ненадлежащем состоянии не может не отражаться на здоровье граждан, окружающей среде, поскольку бытовые отходы относятся к IV классу опасности согласно СП 2.1.7.1386-03 и Федерального классификационного каталога отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 года N 786.

Отсутствуют основания и для признания допущенного заявителя административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как видно из материалов дела, совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере благоустройства, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в указанной сфере, что также выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.

В целях оформления протоколов об административных правонарушениях по адресам: ул.Гагарина, д.28; ул. Средний Венец, д.3; ул. Средний Венец, д.17-19; ул.Тухачевского, д. 42; ул.Тухачевского, д.15; ул.Гагарина, д.11. обществу были направлены уведомления от 22 марта 2011 года с предложением явки законного представителя, либо направления представителя для участия в составлении протоколов об административных правонарушениях. Время явки, указанное в уведомлениях: 23 марта к 11 часам. Представитель ОАО «ДК Ленинского района» не явился по указанному адресу, ни в одно из назначенных для составления протоколов время. Протоколы были составлены без участия представителя ОАО «ДК Ленинского района».

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель своевременно был уведомлен (т.1, л.д.100).

Доводы апелляционной жалобы о том, что действия общества подлежали квалификации по ст.7.22 КоАП РФ несостоятельны, поскольку в данном случае административная ответственность за допущенное заявителем противоправное бездействие была предусмотрена Законом Ульяновской области, то есть действия заявителя охватывались самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренным ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах оснований для квалификации деяния, совершенного заявителем, по статье 7.22 КоАП РФ в данном случае не имеется.

Ссылка на недопустимость в качестве доказательства акта осмотра территории от 16 марта 2011 года в связи с тем, что представитель заявителя в осмотре не принимал участия, не принимается, поскольку осмотр в соответствии со ст.27.8 КоАП РФ не проводился, протокол осмотра не составлялся. В материалы дела административным органом представлена информация о проведении контрольных мероприятий по обслуживанию контейнерных площадок ОАО «ДК Ленинского района» от 16 марта 2011 года с ксерокопиями фотографий контейнерных площадок (т.1, л.д.121-124).

С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о доказанности состава административного правонарушения и отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления административного органа.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 29 июня 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2011 года по делу NА72-2810/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
Е.Г.Филиппова
Судьи
А.А.Юдкин
Е.Г.Попова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка