ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 2011 года Дело N А65-7684/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:

от ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» - представителя Шамовой И.Ю. (доверенность от 22 августа 2011 года),

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

от третьего лица: ООО «ЭкоПодряд» - представителей Бутинского И.А. (доверенность от 01 августа 2011 года N 05), Цыгиной Ю.В. (доверенность от 01 августа 2011 года N 05), Загидуллиной А.Н. (доверенность от 01 августа 2011 года N 06),

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2011 года апелляционную жалобу ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2011 года по делу NА65-7684/2011, судья Латыпов И.И., принятое по заявлению ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны», ИНН 1650164960, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третье лицо: ООО «ЭкоПодряд», Республика Татарстан, г.Набережные Челны,

о признании недействительными решения и предписания N1, N2, N3 по делу N05-145/2010,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» (далее - ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) N1, N2, N3 по делу N05-145/2010.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ЭкоПодряд».

Решением суда от 16 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела, недоказанность доминирующего положения заявителя на товарном рынке.

В отзывах на апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан и ООО «ЭкоПодряд» просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя УФАС по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ООО «ЭкоПодряд» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭкоПодряд» на действия ООО «Поволжская экологическая Компания - Набережные Челны», выразившиеся в уклонении от заключения договора на прием, захоронение бытовых и промышленных отходов на 2010 год, было возбуждено дело N 05-145/2010 о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, а также необоснованном отказе (уклонении) от заключения договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов. Решением от 31 декабря 2010 года по делу N05-145/2010 жалоба ООО «ЭкоПодряд» была признана обоснованной.

ООО «ЭкоПодряд» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. Для данного вида деятельности ООО «ЭкоПодряд» имеет лицензию по обращению с опасными отходами NОП-43-003810(16) от 23 ноября 2009 года. Между ООО «ЭкоПодряд» и ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» 25 мая 2009 года был заключен договор о приеме и захоронении ТБО от 25 мая 2009 года NПТ09-Н0-016.

Ввиду неосуществления ООО «ЭкоПодряд» деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов по причине отсутствия лицензии на осуществление вышеуказанной деятельности, 11 ноября 2009 года ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» расторгло договор в одностороннем порядке, направив в адрес ООО «ЭкоПодряд» уведомление (исх.N230/09 от 11 ноября 2009 года) о расторжении договора о приеме и захоронении ТБО от 25 мая 2009 года NПТ09-НО-016. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов была получена ООО «ЭкоПодряд» 23 ноября 2009 года.

ООО «ЭкоПодряд» 21 декабря 2009 года обратилось к ООО «Поволжская Экологическая Компания «Набережные Челны» за заключением договора на прием, захоронение бытовых и промышленных отходов на полигоне ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» на 2010 год (исх.N05 от 21 декабря 2009 года). ООО «ЭкоПодряд» 14 января 2010 года повторно обратилось в адрес ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» с аналогичным обращением (исх.N07 от 14 января 2010 года). Однако положительного отвеса или мотивированного отказа ООО «ЭкоПодряд» от ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» не получило.

ООО «ЭкоПодряд» 03 февраля 2010 года направило в адрес ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» претензию (исх.N09 от 03 февраля 2010 года) о бездействии ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» путем уклонения от заключения с ООО «ЭкоПодряд» договора на захоронение бытовых и промышленных отходов на 2010 год.

Антимонопольный орган признал действия ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны», занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг по захоронению твердых бытовых отходов, выразившиеся в отказе (уклонении) от заключения с ООО «ЭкоПодряд» договора на захоронение бытовых и промышленных отходов, нарушающими п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Кроме того, в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» в 2010 году осуществляло деятельность по захоронению твердых бытовых отходов без утвержденных тарифов на данный вид деятельности, что является нарушением п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона N135-ФЗ.

Изложенные обстоятельства нашли отражение в решении антимонопольного органа от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010, которым заявитель был признан нарушившим положения Закона о защите конкуренции, в связи с чем было принято решение о выдаче заявителю предписаний N1, N2, N3.

В соответствии с предписанием N1 от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010 заявителю было предписано прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона N135-ФЗ, а именно: заключить с ООО «ЭкоПодряд» договор, включающий условия приема и захоронения твердых бытовых отходов.

В предписании N2 от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010 заявителю было предписано прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона N135-ФЗ, а именно: заключить с МУП «Челныкоммунхоз» договор, включающий условия приема и захоронения твердых бытовых отходов.

Предписанием N3 от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010 заявителю было предложено в срок до 01 марта 2011 года прекратить нарушение п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона N 135-ФЗ в части взимания платы за осуществление регулируемых видов деятельности (захоронение твердых бытовых отходов) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) и (или) на основании самостоятельно установленных тарифов.

Не согласившись с указанными решением и предписаниями N1,2,3, заявитель оспорил их в судебном порядке, указав при этом на то, что аналитический отчет, составленный антимонопольным органом, основан лишь на предоставленной со стороны заявителя информации. В нем не указаны основания для выбора временного интервала, не отражен метод определения продуктивных и географических границ товарного рынка, не указаны основания выбора и способа определения объема товарного рынка; заявитель не обязан заключать договор на прием и захоронение ТБО.

В соответствии с решением городского совета муниципального образования г.Набережные Челны от 09 июня 2006 года N13/9 захоронение должно производиться на полигоне ТБО у с.Тогаево. Заявителем не был нарушен порядок ценообразования на рынке услуг по захоронению ТБО.

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, путем отказа (уклонения) ООО «Поволжская Экологическая Компания -Набережные Челны» от заключения с ООО «ЭкоПодряд» договора на захоронение бытовых и промышленных отходов.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» определяет отходы производства и потреблениякак остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий иди продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Полигоны должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статистическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на площади.

В соответствии со ст.5 Федерального закона N135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам, (группам, лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или.) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Довод заявителя о том, что проведенный антимонопольным органом анализ рынка не соответствует Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке,

установленному приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года N220, несостоятелен. При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) антимонопольный орган руководствовался вышеуказанным Порядком. В ходе вышеуказанного анализа антимонопольным органом были использованы следующие сведения и информация:

По информации, представленной органом местного самоуправления в ответ на запрос антимонопольного органа, установлено, что единственный полигон ТБО, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, принимающий отходы, образуемые в г.Набережные Челны, распложен по адресу: г.Набережные Челны, район населенного пункта Сарайлы. Антимонопольным органом также произведен выборочный опрос потребителей услуг по приему и захоронению ТБО, имеющих соответствующие договоры с ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны», а также направлены соответствующие запросы ГУП «Комбинат строительных материалов», которое осуществляет рекультивацию карьера в г.Набережные Челны, исполнительным комитетам муниципальных районов, граничащих с Тукаевским муниципальным районом.

В результате анализа состояния конкурентной среды антимонопольным органом был сделан вывод о том, что доля ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов, потребителями которых являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор (образующие) территории г.Набережные Челны (пригородная территория), составляет 100 процентов.

По результатам анализа 15 сентября 2010 года составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов приобщен к материалам дела, копии вышеуказанного отчета направлены в ООО «Поволжская экологическая компания -Набережные Челны», ООО «ЭкоПодряд», исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны.

После ознакомления с материалами анализа состояния конкуренции 13 октября 2010 года ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» представило возражения к аналитическому отчету, в которых сообщило, что ООО «ЭкоПодряд» имеет возможность вывозить ТБО (в том числе отходы 1-4 класса опасности) на рекультивацию карьера ГУП «Комбинат строительных материалов », ООО «ЭкоПодряд» может вывозить отходы на захоронение на полигон у с.Тогаево.

На запрос антимонопольного органа в адрес Ростехнадзора (исх.NИЩ-05/12888 от 20 октября 2010 года) по вопросу возможности использования отходов 1-4 класса опасности при проведении рекультивации отработанного карьера, а также в адрес ГУП «Комбинат строительных материалов», осуществляющего рекультивацию карьеров (исх. NИЩ-05/12892 от 20 октября 2010 года) Ростехнадзор сообщил, что возможность осуществлять использование отходов 1-4 класса опасности при проведении рекультивации отработанного карьера возникает только в случае наличия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. При этом в приложении к лицензии должно быть указано место осуществления использования отходов - адрес местонахождения карьера, а также в случае наличия проектно-сметной документации по рекультивации карьера, содержащей перечень применяемых для рекультивации отходов (исх. N25340/03 от 02 ноября 2010 года). Ростехнадзор также сообщил, что в г.Набережные Челны отсутствуют организации, имеющие лицензию на осуществление рекультивации карьеров с использованием отходов класса опасности.

ГУП «Комбинат строительных материалов» в своем ответе (исх. N350 от 10 ноября 2010 года) сообщило, что на рекультивацию карьера общество имеет право принимать отходы только 5 класса опасности (неопасные отходы). Кроме того, в ответе было указано, что у него отсутствует возможность приема и сбора отходов 1-4 класса опасности и твердых бытовых отходов, в связи с нахождением в процессе ликвидации.

Между тем рекультивация полигонов и свалок - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Исполнительным комитетом муниципального образования г.Набережные Челны также сообщено, что карьер ГУП «Комбинат строительных материалов» не предназначен для вывоза и рекультивации отходов 1-4 класса опасности, а предназначен для складирования строительных отходов (исх.N03/3344 от 01 ноября 2010 года).

Таким обратом, замена услуг по захоронению ТБО и отходов 1-4 класса опасности на использование вышеуказанных отходов на рекультивацию карьера невозможна. Полигон ТБО, расположенный в районе с.Тогаево Тукаевского муниципального района, не может быть признан альтернативным источником для захоронения ТБО и отходов 1-4 класса опасности в связи с тем, что данный объект на внесен в государственный реестр размещения отходов.

С учетом вышеизложенного 15 ноября 2010 года антимонопольным органом был составлен уточненный аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов, который приобщен к материалам дела.

По результатам рассмотрения материалов анализа, состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов антимонопольный орган установил, что ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» в период с 01 января 2009 года по 31 июля 2010 года занимало доминирующее положение на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов в границах г.Набережные Челны, деятельность ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» подпадает под регулирование Федерального закона N135-ФЗ.

Довод заявителя о том, что оно не обязано заключать договор на прием и захоронение ТБО, является необоснованным. ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» осуществляет деятельность по обращению с отходами на основании лицензии NОТ-43-001977(16) от 08 мая 2009 года, выданной Ростехнадзором.

В соответствии с п.6, п.7 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Единственный полигон ТБО, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, расположен по адресу: г.Набережные Челны, район населенного пункта Сарайлы, который эксплуатируется заявителем.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Исходя из п.3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года N461, лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают и предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Из разъяснений органа Ростехнадзора (исх.N9169 от 03 ноября 2010 года) следует, что в случае отсутствия действующих утвержденных лимитов на размещение отходы должны вывозиться та полигоны муниципальных образований по месту расположения субъекта хозяйственной и иной деятельности. Покупателям услуг по захоронению ТБО, осуществляющим сбор ТБО на территории г.Набережные Челны, экономически нецелесообразно пользоваться услугами хозяйствующих субъектов» осуществляющих деятельность по захоронению ТБО на других полигонах (кроме полигона ТБО у п.Сарайлы), расположенных на значительном расстоянии от г.Набережные Челны.

Таким образом, ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» является единственным продавцом услуг по захоронению твердых бытовых услуг, весь объем услуг; приобретаемых на соответствующем товарном рынке предоставляет именно данное юридическое лицо. ООО «ЭкоПодряд» в ходе рассмотрения настоящего дела также направляло в адрес ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» (исх. N34 от 18 июня 2010 года) проект договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов на 2010 год, который не был подписан ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны».

В ходе рассмотрения настоящего дела в адрес антимонопольного органа поступило заявление МУП «Челныкоммунхоз» (исх. N881 от 19 октября 2010 года) аналогичного характера на действия ООО «Поволжская экологическая Компания - Набережные Челны», выразившиеся в уклонении от заключения с МУП «Челныкоммунхоз» договора на прием, захоронение бытовых, и промышленных отходов. МУП «Челныкоммунхоз» также заявляло ходатайство о понуждении ООО «Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны» заключить договор на прием и захоронение бытовых и промышленных отходов с МУП «Челныкоммунхоз».

ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» эксплуатирует единственный полигон на территории Тукаевского муниципального района, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, у него имеется лицензия на обращение с отходами. Следовательно, у ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» имеется технологическая возможность оказания услуг захоронения твердых бытовых отходов.

ООО «Поволжская экологическая компания - Набережные Челны» вправе утвердить тариф на услуги захоронения твердых бытовых отходов, включающий в себя, в том числе затраты общества, возникающие при осуществлении вышеуказанной деятельности, а также прибыль предприятия по данному виду деятельности.

Документов, подтверждающих отсутствие у заявителя экономической и технологической возможности оказывать услуги по захоронению твердых бытовых отходов, в материалы дела не представлено.

Довод заявителя о том, что лимиты на размещение отходов предназначены только для нужд ОАО «КАМАЗ» и других организаций, не может быть основанием для отказа от заключения публичного договора на захоронение ТБО с иными потребителями вышеуказанных услуг ( в том числе с ООО «ЭкоПодряд», МУП «Челныкоммунхоз»).