• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2011 года Дело N А55-7908/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2011 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В., с участием:

от Мэрии городского округа Тольятти - до и после перерыва - представитель Иванов А.А. (доверенность от 12 мая 2011 года N 4324/1),

от ООО «Комсомольский рынок» - до и после перерыва - представитель Джаншиев Д.Ф. (доверенность от 19 мая 2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2011 года по делу NА55-7908/2011 (судья Черномырдина Е.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комсомольский рынок», Самарская область, г. Тольятти, к Мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,

о признании незаконным и отмене постановления от 08 апреля 2011 года N1068-п/1,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Комсомольский рынок» (далее - ООО «Комсомольский рынок», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия г.о. Тольятти, ответчик) от 08.04.2011 N1068-п/1 об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, 54А, об обязании выдать обществу разрешение на право организации розничного рынка в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2006 N271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» сроком на 5 лет.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2011 заявленные требования удовлетворены.

Мэрия г.о. Тольятти обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для продления срока действия разрешения на право организации розничного рынка, просит отменить решение суда от 08.07.2011, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель Мэрии г.о. Тольятти поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 14.09.2011г. до 21.09.2011г. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, в связи с истечением 31.12.2009г. срока действия разрешения на право организации розничного рынка N22 от 08.06.2007 года за N2634/3 (л.д.55), 15.01.2010 года общество обратилось с заявлением в Мэрию городского округа Тольятти о продлении разрешения на право организации универсального рынка, расположенного по адресу: Самарская область г.Тольятти, ул.Громовой, 54А.

22.01.2010 года обществом получено уведомление Мэрии г.о.Тольятти за N127/23 о принятии к рассмотрению заявления от 15.01.2010 года о предоставлении права на организацию универсального рынка, расположенного по адресу: Самарская область г.Тольятти, ул.Громовой, 54А (л.д.56).

Постановлением от 08.04.2011г. N1068-п/1 Мэрией г.о. Тольятти отказано в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка, расположенного по адресу: г.Тольятти, ул.Громовой 54А, со ссылкой на статьи 4,6,7,9 Федерального закона от 30.12.2006 года N271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 года N148, Закон Самарской области от 31.05.2007 года N41-ГД «Об организации розничных рынков в Самарской области», приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.06.2007 года N49 «Об утверждении Плана организации розничных рынков на территории Самарской области», устав городского округа Тольятти (л.д.8-9).

Не согласившись с оспариваемым постановлением, ООО «Комсомольский рынок» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.

В силу п.3 ст.4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 года N148 утверждены Правила выдачи разрешения на право организации розничного рынка.

В целях реализации положений Федерального закона N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» 31 мая 2007 принят Закон Самарской области N41-ГД «Об организации розничных рынков на территории Самарской области».

В соответствии со статьей 2 указанного Закона Самарской области от 31 мая 2007 года N41-ГД розничный рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация розничного рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством РФ порядке администрацией (мэрией) городского округа или администрацией муниципального района, расположенных на территории Самарской области.

В соответствии со ст.5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (пункт 1). К заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок (пункт 2).

Исходя из положений пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Продление срока действия разрешения, его переоформление осуществляются в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.6 Федерального закона N 271-ФЗ рассмотрение заявления о предоставлении разрешения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления этого заявления. В случаях, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, срок рассмотрения этого заявления не может превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления заявления. В течение указанного срока орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении, которое оформляется соответствующим правовым актом (ч.1). Решение о предоставлении разрешения принимается на основании плана, указанного в статье 4 настоящего Федерального закона. О принятом решении орган местного самоуправления обязан уведомить заявителя в письменной форме в срок не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения (ч.2). Нарушение органом местного самоуправления сроков, порядка рассмотрения заявления о предоставлении разрешения, предоставления этого разрешения и необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, отказ в предоставлении этого разрешения могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.3).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о рынках) заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона;

2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона;

3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.

Часть 2 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ предусматривает, что орган местного самоуправления, принявший решение об отказе в предоставлении разрешения, обязан уведомить заявителя о принятом решении с обоснованием причин такого отказа в сроки, установленные частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Порядок выдачи разрешения предусмотрен статьей 8 Федерального закона N 271-ФЗ.

Выдача разрешения осуществляется после принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении такого разрешения в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона не позднее трех дней со дня принятия указанного решения (часть 1 статьи 8). В разрешении указываются: 1) наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение; 2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок; 3) тип рынка; 4) срок действия разрешения; 5) идентификационный номер налогоплательщика; 6) номер разрешения; 7) дата принятия решения о предоставлении разрешения (часть 2 статьи 8). Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет. В случае, если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды (часть 3). Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 271-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Обществу с ограниченной ответственностью «Комсомольский рынок» (ОГРН 1036301042931, ИНН 6322007040) место нахождения юридического лица: Самарская область, г.Тольятти, ул.Громовой, 54А в июне 2007г. Мэрией г.о. Тольятти выдано разрешение на право организации розничного рынка N22 (л.д.55). Указанное разрешение предоставляло заявителю право организации универсального розничного рынка на территории: г.Тольятти, ул.Громовой, 54А. Срок действия разрешения определен с 07.06.2007г. по 31.12.2009г.

Как указывалось выше, в связи с истечением 31.12.2009г. срока действия разрешения на право организации розничного рынка N22 от 08.06.2007 года за N2634/3, 15.01.2010 года общество обратилось с заявлением в Мэрию городского округа Тольятти о продлении разрешения на право организации универсального рынка, расположенного по адресу: Самарская область г.Тольятти, ул.Громовой, 54А.

Согласно пункту 5 Правил выдачи разрешения на право организации розничного рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 года N148 уполномоченный орган, в данном случае - мэрия городского округа Тольятти, принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления, в срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган вручает (направляет) заявителю уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения, а в случае отказа в выдаче разрешения - уведомление об отказе в выдаче разрешения, в котором приводится обоснование причин такого отказа.

Вопреки требованиям статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 года N148 заявление Общества рассмотрено Мэрией городского округа Тольятти с нарушением установленного срока.

При этом в оспариваемом постановлении Мэрии городского округа Тольятти от 08.04.2011 N1068-п/1, в нарушение требований части 2 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ, пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 года N148, не приведено обоснование причин отказа в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка.

В ходе судебного разбирательства Мэрия городского округа Тольятти в качестве причин отказа в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка указывала на непредставление заявителем документов, подтверждающих права ООО «Комсомольский рынок» на все расположенные на территории рынка объекты недвижимости, ссылаясь на нахождение на территории рынка объектов, не принадлежащих заявителю. Кроме того, в качестве основания для принятия оспариваемого постановления, Мэрия указывала на отсутствие в Плане организации розничных рынков на территории Самарской области, утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.06.2007г. N49, универсального рынка по адресу: г.Тольятти. ул. Громовой, 54А, поскольку в Плане организации розничных рынков на территории Самарской области перечислен сельскохозяйственный рынок по ул.Громовой,54, то есть рынок с другим наименованием и другим адресом. Указанная позиция изложена в отзыве на заявление, в апелляционной жалобе.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Ссылки Мэрии г.о. Тольятти на несоответствие места расположения рынка, а также его типа Плану организации розничных рынков на территории Самарской области, признаются судом несостоятельными.

Из материалов дела следует, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.06.2007г. N49 (в редакции Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 17.12.2010г. N328-п) утвержден план организации розничных рынков на территории Самарской области, где перечислен и рынок по адресу: г.Тольятти, ул.Громовой 54А (л.д.71-82). При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что ранее выданное обществу Мэрией г.о. Тольятти разрешение на право организации розничного рынка N22 (л.д.55) предоставляло заявителю право организации именно универсального розничного рынка на территории: г.Тольятти, ул.Громовой, 54А.

Довод Мэрии г.о. Тольятти об отсутствии у заявителя прав на объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок, не подтвержден документально и опровергается материалами дела.

Судом установлено, что заявителю на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования от 18.09.1995г. N23778 предоставлен земельный участок по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Громовой 54А, что подтверждено указанным свидетельством от 18.09.1995г. и кадастровым паспортом земельного участка.

Судом также установлено, что общество имеет в собственности в установленном порядке зарегистрированное недвижимое имущество, расположенное по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Громовой 54А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.50, 51, 52, 53, 54).

Судом апелляционной инстанции объявлялся перерыв в судебном заседании, представителю Мэрии г.о. Тольятти предложено представить документальное подтверждение доводов о нахождении на территории рынка объектов, не принадлежащих заявителю. После перерыва никаких дополнительных документов Мэрией г.о. Тольятти суду не представлено.

В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представителем Мэрии на вопрос суда было дано пояснение, что обращений от других лиц о выдаче разрешения на право организации рынка, расположенного по адресу: Самарская область г.Тольятти, ул.Громовой, 54А, в Мэрию г.о. Тольятти не поступало.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для издания Мэрией г.о. Тольятти оспариваемого постановления от 08.04.2011г. N1068-п/1, и с учетом положений ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и по основаниям, приведенным выше, отклоняются как несостоятельные. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2011 года по делу NА55-7908/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Попова
Судьи
И.С.Драгоценнова
А.А.Юдкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-7908/2011
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 сентября 2011

Поиск в тексте