ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2011 года Дело N А55-7993/2011

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года. Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Апаркина В.Н., Бажана П.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е., с участием:

от заявителя - Грахова С.В., доверенность от 27 апреля 2011 г., Третьяков В.Г., доверенность от 27 апреля 2011 г.;

от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;

от третьего лица - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 г.

по делу N А55-7993/2011 (судья Стенина А.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юнис-Групп Интерпрайз» (ОГРН 1046300002594), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Юнис-Групп Интерпрайз» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), оформленного письмом от 04 марта 2011 г. N 12-1/1527/10С «О возврате документов», в предоставлении в собственность за выкуп ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, д. 205, площадью 80 кв.м., занимаемого временным магазином торгового оборудования с устройством второго этажа, кадастровый номер 63:01:0217003:60.

При этом просило обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении в собственность за выкуп ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, д. 205, площадью 80 кв.м., занимаемого временным магазином торгового оборудования с устройством второго этажа, кадастровый номер 63:01:0217003:60 по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» путем направления в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения по делу в адрес ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» договора купли-продажи.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе указывает, что преимущественное право покупки арендатором земельного участка, предусмотренное п. 8 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), может быть реализовано лишь в случае продажи данного земельного участка по решению арендодателя. В случае, если арендодатель не намерен продавать указанный земельный участок, арендатор не вправе требовать такой продажи. Считает, что суд не дал должной правовой оценки обстоятельствам, послужившим основанием для возврата Министерством документов заявителю, в их взаимосвязи с положениями ст. 36 ЗК РФ. Учитывая, что действия Министерства были осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, они не могут быть признаны незаконными. Принятие судом решения об обязании Министерства принять решение о предоставлении в собственность земельного участка и направить проект договора купли-продажи противоречит нормам действующего законодательства.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2011 г. судебное разбирательство было отложено.

Согласно ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. на учебе в составе суда была произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Бажана П.В.

После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.

В судебном заседании представители заявителя просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, а также в дополнении к отзыву.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0217003:60 предоставлен ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» на основании распоряжения Администрации Кировского района городского округа Самара от 14 апреля 2006 г. N 451 «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка под установку временного магазина торгового оборудования, расположенного по ул. Стара Загора, 205, обществу с ограниченной ответственностью «Юнис-Групп Интерпрайз», в аренду сроком на три года (т. 1 л.д. 42-43, 77).

16 ноября 2007 г. Министерство имущественных отношений Самарской области заключило с ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» договор аренды земельного участка, кадастровый номер 63:01:0217003:0060, сроком до 13 ноября 2008 г., который зарегистрирован в Управлении ФРС по Самарской области.

09 июня 2009 г. Общество и Министерство заключили договор аренды земельного участка N 1098а-2008/2013, сроком действия до 13 ноября 2013 г., который зарегистрирован в Управлении ФРС по Самарской области.

Письмом от 01 февраля 2008 г. N Д-05-01-01/737-0-1 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара согласовал заявителю установку временного магазина на испрашиваемом земельном участке, указав при этом, что дополнительного разрешения на установку временных объектов потребительского рынка не требуется.

ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 07 июня 2010 г. N 15 о предоставлении в собственность арендуемого по договору аренды земельного участка с приложением всех необходимых документов (т. 1 л.д. 20, 76).

Письмом от 04 марта 2011 г. N 12-1/1527/10-с Министерство возвратило документы, приложенные к заявлению заявителя о предоставлении земельного участка, в котором, со ссылкой на п. 8 ст. 22, ст. 36 ЗК РФ, сообщило заявителю об отсутствии оснований для предоставления в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст.ст. 22, 36 ЗК РФ (т. 1 л.д. 11-12).

Полагая названный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 указанного Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

На основании постановления Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.

В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.

Согласно п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.

Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете «Волжская коммуна» и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.

Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.

Вместе с тем в соответствии с п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01 июля 2006 г. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что на запрос Министерства о предоставлении сведений Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 19 августа 2010 г. N Д05-01-01/12540-0-1 сообщил в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области, что размещение временного магазина торгового оборудования с устройством второго этажа на испрашиваемом земельном участке соответствует действующим Правилам землепользования и застройки городского округа Самара (т. 1 л.д. 14).

Письмом от 02 декабря 2010 г. N Д05-01-01/12540-1-1 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил Министерству имущественных отношений Самарской области, что по топографическим материалам департамента и представленным документам испрашиваемый земельный участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, не имеет обременений со стороны инженерных коммуникаций (т. 1 л.д. 13).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные действия заинтересованного лица и ответы от Департамента строительства и архитектуры свидетельствуют о том, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка и приложенный к нему пакет документов полностью соответствуют требованиям, установленным п. 2.1. и п. 2.2. Порядка.

В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, как и не представлено доказательств обращения заявителя в Министерство в порядке ст. 36 ЗК РФ, указанного Министерством имущественных отношений Самарской области в письме о возврате документов.

Суд первой инстанции, установив, что документы, поданные ООО «Юнис-Групп Интерпрайз» вместе с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп спорного земельного участка, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете и на нем расположен временный магазин, не являющийся объектом капитального строительства, и имеется распоряжение Администрации Кировского района городского округа Самары о предоставлении спорного земельного участка для размещения временного объекта, принятое до 01 июля 2006 г., пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство, отказав в предоставлении в собственность за выкуп Обществу спорного земельного участка, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 сентября 2011 г. по делу N А55-27318/2010.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 августа 2011 г. по делу N А55-7993/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
Т.С.Засыпкина
Судьи
В.Н.Апаркин
П.В.Бажан

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка