ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2011 года Дело N А55-8079/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года

Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2011 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием в судебном заседании:

представителя Администрации городского округа Сызрань Самарской области - Артюшина Н.В. (доверенность от 31.08.2011),

представителя индивидуального предпринимателя Морунова Михаила Владимировича - Дьяченко Е.Б. (доверенность от 27.05.2011),

индивидуального предпринимателя Морунова Михаила Владимировича (паспорт, свидетельство),

представителя МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» - Тюрина А.М. (доверенность от 11.05.2011),

представителя Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Шепеленко С.В. (доверенность от 31.12.2010),

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 - 19 октября 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2011 года по делу NА55-8079/2011 (судья Холодкова Ю.Е.), по заявлению ИП Морунова М.В., Самарская область, г.Сызрань, к Администрации городского округа Сызрань Самарской области, г.Сызрань, к МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие», Самарская область, г.Сызрань, третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, об оспаривании ненормативного правового акта, о признании договора недействительным,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Морунов Михаил Владимирович (ОГРНИП 304632534900244, ИНН 63204114623) (далее - ИП Морунов М.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным постановления Главы Администрации г.о.Сызрань от 23.03.2011 N652 «Об организации и проведении открытых конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам городского округа Сызрань» в части проведения открытого конкурса по маршруту N66 «Кирпичный завод - Юго-Западный район» и о признании недействительным договора от 16.05.2011 N46 «Об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории г.о.Сызрань», заключенный по результатам открытого конкурса между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (т.1 л.д.2-4, т.2 л.д.79-80).

Определением суда от 01.06.2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (т.1 л.д.79).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2011 по делу NА55-8079/2011 требования удовлетворены. Суд признал незаконным постановление Главы г.о.Сызрань от 23.03.2011 N652 «Об организации и проведении открытых конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам городского округа Сызрань» в части проведения открытого конкурса по лоту N7 - маршруту N66 «Кирпичный завод - Юго-Западный район», а также недействительным договор от 16.05.2011 N46 «Об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории г.о.Сызрань», заключенный по результатам открытого конкурса между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» (т.2 л.д.118-121).

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Сызрань просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.131-135).

ИП Морунов М.В. отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области поддержало апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Сызрань поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.

Представитель предпринимателя отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.

Представитель МУП «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие» поддержал апелляционную жалобу.

Представитель антимонопольного органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 12.10.2011 до 10 час 30 мин 19.10.2011, после перерыва рассмотрение дела продолжено.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ИП Морунов М.В. имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 01.02.2008 NАСС-63-300063, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, срок действия лицензии до 01.02.2013 (т.1 л.д.5). Ранее ИП Морунов М.В. осуществлял деятельность на основании лицензии от 03.10.2002 NАСС-63-300483.

Предпринимателем Моруновым М.В. в 2004 году разработан, обустроен, открыт и организован самостоятельно регулярный городской автобусный маршрут N66 в городском округе Сызрань по согласованию с Администрацией г.Сызрани.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными заявителем в материалы дела копиями паспорта маршрута N66, схемой движения, расписания, согласованными с органами ГАИ, иными заинтересованными службами и утвержденными главой Администрации г.Сызрань, что подтверждается соответствующими подписями должностных лиц (в том числе и главы Администрации) и печатями соответствующих органов (т.1 л.д.9-13, 21-29).

Впоследствии постановлением Администрации г.Сызрань от 12.02.2004 N43 «Об утверждении и открытии нового городского автобусного маршрута N66 «Юго-Западный район - Кирпичный завод» утвержден паспорт по городскому маршруту «Юго-Западный район - Кирпичный завод», присвоен номер 66, открыто регулярное автобусное движение по маршруту N66 (т.1 л.д.30).

Материалами дела подтверждается, что 23.06.2004 между Администрацией города Сызрань и ИП Моруновым М.В. заключен договор N15А на осуществление регулярных коммерческих автобусных маршрутных перевозок в пределах муниципального образования город Сызрань по автобусным маршрутам, в том числе и по маршруту N66 (т.1 л.д.31-34) между сторонами заключено дополнительное соглашение к данному договору от 24.08.2004 (т.1 л.д.152-156).

Подлинные экземпляры указанных документов обозревались в судебном заседании в суде первой инстанции, в том числе и представителями Администрации г.о.Сызрань.

В соответствии с условиями данного договора, предметом договора является деятельность сторон, направленная на обеспечение бесперебойного, наиболее качественного обслуживания населения г.Сызрань регулярными коммерческими городскими пассажирскими перевозками по автобусным маршрутам NN 1, 6с, 9с, 13с, 14с, 19, 25, 26, 28т, 43, 44, 46, 51, 52, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 77, 79, 87, 88, 89, 99, самостоятельное открытие перевозчиком которых удостоверяется паспортами данных маршрутов, в форме утверждения Администрацией г.Сызрань паспортов и согласования открытия маршрутов, без бюджетного финансирования без ограничения срока их действия (пункт 1.1 договора).

Пунктом 6.4 договора определено, что настоящий договор вступает в силу с 23.06.2004 без проведения конкурса, поскольку перевозчик разработал, обустроил, открыл и организовал вышеуказанные маршруты самостоятельно, за счет собственных средств, без финансирования из бюджета по согласованию с Администрацией города Сызрани и действует без ограничения срока (бессрочно).

Согласно пункта 1.4 дополнительного соглашения Администрация не вправе проводить открытые конкурсы в отношении поименованных маршрутов, разработанных и обустроенных и открытых перевозчиком самостоятельно.

Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 23.03.2011 N652 отделу транспорта поручено провести открытые конкурсы на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории г.о.Сызрань NN 23, 30, 39, 45, 48, 54, 57, 58, 63, 66, 93 (т.1 л.д.61).

По результатам проведенного конкурса с победителем по лоту N7 - маршрут N66 - МУП «СПАП» Администрацией заключен договор от 16.05.2011 N46.

Не согласившись с изданным постановление N652 в части проведения конкурса по маршруту N66 и как следствие, не согласившись с заключенным договором N46, ИП Морунов М.В. обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

В п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 25, ст. 39 Устава городского округа Сызрань, полномочия по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Сызрань осуществляет администрация городского округа Сызрань.

В соответствии со ст. 7.2 Закона Самарской области N53-ГД «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области» (действовавшим в период заключения Моруновым договора N15А) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, выполняющих регулярные пассажирские маршрутные перевозки, осуществляется в соответствии с договором об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок, заключаемым с заказчиком перевозок. Договор об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок заключается по результатам конкурса, проводимого в пределах своей компетенции заказчиком перевозок.

Сторонами не оспаривается, что при заключении договора N15 «А», соответствующий конкурс не проводился.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 19.09.2003 N58-Г03-30, Определении Верховного суда РФ от 18.05.2005 N19-Г05-6 в отношении регулярных маршрутов, разработанных и обустроенных перевозчиками самостоятельно (проект маршрута движения, графики движения и согласования органов государственной власти, осуществляющих госконтроль за перевозками автотранспортом, обустройство остановочных пунктов, изменение дорожной разметки и установка знаков, строительство павильонов для пассажиров), в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N176, органы местного самоуправления ограничены правом согласования маршрутов, и конкурсы в отношении этих маршрутов не проводятся. Право на осуществление перевозок пассажиров возникает у зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с момента получения лицензии, и конкурсное привлечение на маршруты данного права не затрагивает.

Вопрос об участии в конкурсах на право осуществления перевозки пассажиров по регулярным маршрутам или о перевозках иными способами решается перевозчиками самостоятельно.

Статус регулярного маршрута N66 присвоен постановлением Администрации г.Сызрань от 12.02.2004 N43.

Впоследствии Закон Самарской области N53-ГД утратил силу в связи с принятием Закона Самарской области N107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области».

Во исполнение положений ст. 6 Закона Самарской области N 107-ГД, постановлением Главы Администрации г.о.Сызрань от 14.03.2011 N546 утвержден Порядок проведения открытых конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории г.о.Сызрань (далее - Порядок).

Согласно п. 2.3 Порядка решение о проведении открытого конкурса принимается в следующих случаях:

- при открытии новых внутримуниципальных маршрутов;

- при прекращении действия договора (договоров);

- в случае признания Конкурса несостоявшимся и отсутствия договора (договоров) с единственным участником конкурса.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Суд первой инстанции правильно указал, что совокупностью доказательств по делу подтверждается, что маршрут N66, в отношении права на заключение договора об осуществлении регулярных перевозок принято решение о проведении конкурса постановлением N652 в оспариваемой части, не является вновь открытым.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств: паспортом маршрута N66, схемой движения, расписания, согласованными с органами ГАИ, иными заинтересованными службами и утвержденными главой Администрации г.Сызрань, постановлением Администрации г.Сызрань от 12.02.2004 N43 «Об утверждении и открытии нового городского автобусного маршрута N66 «Юго-Западный район - Кирпичный завод», договором N15А на осуществление регулярных коммерческих автобусных маршрутных перевозок в пределах муниципального образования город Сызрань по автобусным маршрутам, в том числе и по маршруту N66.

Согласно условиям договора N15А перевозки осуществляются бессрочно, таким образом, условие о прекращении действия договора, также не подтверждается материалами дела.

В установленном законом порядке, договор N15А не оспорен, не признан недействительным.

В судебном заседании в суде первой инстанции обозревались подлинники договора N15А и дополнительного соглашения к нему от 23.06.2004.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Администрацией городского округа Сызрань без законных оснований, при наличии заключенного и действующего договора на осуществление регулярных коммерческих маршрутных перевозок от 23.06.2004 N15А между Администрацией и Моруновым М.В., принято решение о проведении открытого конкурса в части осуществления перевозок по маршруту N66.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Администрация г.о.Сызрань указывает, что конкурс на спорный маршрут объявлен в связи с истечением срока действия договора между Администрацией и ООО «Сызрань-Транс-Авто» (т.1 л.д.100-103).

Суд первой инстанции правильно указал, что Администрацией г.о.Сызрань не учтено наличие еще одного действующего без ограничения срока действия договора от 23.06.2004 N15А, подписанного главой Администрации г.Сызрань и ИП Моруновым М.В., как самостоятельным хозяйствующим субъектом гражданско-правовых отношений.

Маршрут N66 ««Кирпичный завод - Юго-Западный район» в соответствии с постановлением от 11.06.2010 N1649 включен в маршрутную сеть по городским регулярным пассажирским маршрутным перевозкам в пределах городского округа Сызрань (т.1 л.д.106-108).

Доводы Администрации о том, что договор N15А не зарегистрирован в Администрации, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными.

Подлинные экземпляры договора N15А и дополнительного соглашения к нему обозревались в судебном заседании в суде первой инстанции, что свидетельствует о наличии договорных отношений.

Наличие какой-либо регистрации данных документов в Администрации не предусмотрено гражданским законодательством, не является обязательным, и не влияет в силу положений главы 27 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на вывод о его заключенности и действительности либо об обратном.

Представленная Администрацией г.о.Сызрань переписка с Моруновым М.В., а также доказательства, подтверждающие обстоятельства составления актов комиссионного обследования не опровергают наличие между Моруновым М.В. и Администрацией договора от 23.06.2004 N15А.

В силу ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В силу ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 настоящего Кодекса.

Со стороны Администрации г.о.Сызрань не представлено допустимых доказательств, опровергающих подлинность договора N15 «а» и дополнительного соглашения, ходатайство о проведении экспертизы, либо о фальсификации доказательств в ходе судебного разбирательства также не заявлялось.

Указанный договор и дополнительное соглашение к нему не оспорены в установленном законом порядке, не признаны недействительными.