• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2011 года Дело N А66-5698/2011

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,

при участи от общества с ограниченной ответственностью «Московская инвестиционная группа» Сычева А.Г. по доверенности от 09.11.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Московская инвестиционная группа» на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 сентября 2011 года по делу N А66-5698/2011 (судья Басова О.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Московская инвестиционная группа» (Тверская область, город Торжок, ОГРН 1076915000250, ИНН 6915010380; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации муниципального образования город Торжок (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 69:47:008020818, а также о возложении обязанности выдать градостроительный план указанного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 06 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, решение суда считает законным и обоснованным.

Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)

.

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество на основании договора аренды земельного участка с последующим выкупом от 01.01.2010, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «ПиК» (далее - ООО «ПиК»), использует земельный участок с кадастровым номером 69:47:0080208:0018 площадью 7798 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, город Торжок, 233 км автодороги Москва-Санкт-Петербург.

Для получения разрешения на строительство торгово-сервисного центра на указанном участке общество обратилось в администрацию с заявлением от 26.10.2010 о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.

Администрация направила обществу письмо от 22.11.2010 N 01-08/3877, в котором указала на необходимость для разрешения данного вопроса представить копии правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта земельного участка ООО «ПиК», на основании которых был заключен договор аренды, копии технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на проектирование, градостроительного чертежа земельного участка, сведений об организации, разрабатывающей градостроительный чертеж.

Требуемых документов общество не представило, однако направило главе города Торжка жалобу от 03.03.2011, в которой, сославшись на часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), просило поручить отделу архитектуры и градостроительства выдать градостроительный план земельного участка.

Письмом от 01.04.2011 администрация вновь указала на необходимость представления вышеуказанных документов.

Общество, прейдя к выводу о том, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в невыдаче градостроительного плана спорного земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из того, что статьей 44 ГСК РФ предусмотрен состав сведений, указываемых в градостроительном плане, поэтому администрация обоснованно направила заявителю ответ с просьбой предоставить документы, необходимые для заполнения формы градостроительного плана.

Вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, регулируются нормами статьи 46 ГСК РФ.

В соответствии с частью 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, в статье 46 ГРК РФ не раскрывается, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка, не определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка.

Однако это не означает, что выдача градостроительного плана земельного участка производится на основании одного только заявления о его выдаче. Приведенную норму следует применять в совокупности с правовыми нормами, устанавливающими, в частности, требования к градостроительному плану.

Такие требования установлены статьей 44 ГСК РФ. В силу указанной статьи подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГСК РФ).

Частью 3 статьи 44 ГСК РФ установлено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что общество, обращаясь в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, представило следующие документы: договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, топосъемку с координатами земельного участка, генплан расположения торгово-сервисного центра, экспликацию помещений центра.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что требования администрации о представлении обществом копии правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта земельного участка ООО «ПиК» (арендодателя) являются необоснованными, а копия кадастрового паспорта на арендованный обществом участок представлена вместе с заявлением. Также суд первой инстанции указал, что является необоснованным требование администрации о предоставлении технических условий на проектирование, градостроительного чертежа земельного участка и сведений об организации, разрабатывающей этот чертеж.

Вместе с тем суд первой инстанции пришел к заключению, что поскольку информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения включается в градостроительный план земельного участка в обязательном порядке, требование администрации об их представлении является законным.

В свою очередь общество не согласно с указанным выводом суда первой инстанции, полагая, что орган местного самоуправления должен был самостоятельно получить названные технические условия.

В соответствии с частью 1 статьи 41 ГСК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГСК РФ).

Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 44 ГСК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Согласно части 3 статьи 44 ГСК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГСК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 утверждена Форма градостроительного плана земельного участка.

Инструкция о порядке заполнения данной формы утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.11.2006 за N 8456.

Разделы 4 и 5 формы градостроительного плана земельного участка предусматривают информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На основе анализа взаимосвязанных положений приведенных выше норм суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что одним из документов, которые разрабатываются при подготовке документации по планировке территории, является градостроительный план земельного участка, при подготовке которого должны соблюдаться не только общие нормы ГСК РФ, но и требования о включении в состав градостроительного плана информации о технических условиях, которые предоставляются в порядке, установленном статьей 48 ГСК РФ.

В силу пункта 1 статьи 48 ГСК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 48 ГСК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

В силу пункта 9 статьи 48 ГСК РФ орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 48 ГСК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 13.02.2006 N 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил N 83).

Согласно пункту 4 Правил N 83 при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании: информации о разрешенном использовании земельного участка; предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка; региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования; схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения; предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил.

При этом, как указано выше в настоящем постановлении, в статье 46 ГСК РФ не раскрывается, кто предоставляет информацию о технических условиях для включения в градостроительный план земельного участка.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории и не охватывает те случаи, когда правообладатель земельного участка определен.

Случаи, когда орган местного самоуправления обязан предоставлять заинтересованным лицам технические условия, присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям, определены в пункте 9 статьи 48 ГСК РФ.

Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что обязанность предоставлять заинтересованным лицам технические условия возлагается на органы местного самоуправления, только в указанных в законе случаях, когда правообладатель земельного участка не определен. В иных случаях, когда правообладатель земельного участка определен, предоставление технических условий является обязанностью правообладателя земельного участка.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и обществом по существу не оспорено, что при обращении в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ему на праве аренды, для целей размещения на нем торгово-сервисного центра общество к своему заявлению спорные технические условия не приложило, не представило их администрации и в последующем.

Суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных норм, а также принимая во внимание то, что для разработки градостроительного плана необходима информация, в том числе о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, обоснованно пришел к выводу о том, что администрация в своих письмах, направленных обществу, правомерно указала на необходимость представления таких технических условий, учитывая, в том числе, то обстоятельство, что в соответствии с указанными выше нормами обязанность по представлению данных технических условий лежит на обществе.

При этом для признания ненормативного правового акта недействительным в силу требований статьи 201 АПК РФ необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного в ходе судебного разбирательства как в суде первой, так и апелляционной инстанций не было установлено нарушения каких-либо прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обусловленных оспариваемым бездействием администрации, а также нарушение администрацией каких-либо норм действующего законодательства.

При этом апелляционная инстанция отмечает, что общество не лишено возможности повторно обратиться с заявлением о выдаче градостроительного плана на спорный земельный участок с приложением всех необходимых документов.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения.

Следовательно оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 06 сентября 2011 года по делу N А66-5698/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Московская инвестиционная группа» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.Б.Ралько
Судьи
Т.В.Виноградова
Н.В.Мурахина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А66-5698/2011
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 ноября 2011

Поиск в тексте