• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2011 года Дело N А32-1236/2011

15АП-11227/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филимоновой С.С. судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 04.08.2011 г. по делу N А32-1236/2011 принятое в составе судьи Гонзус И.П. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубаньморсервис" к Управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 11-28-325-ОН-1 от 09.07.2010 г.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Кубаньморсервис" (далее - ООО «Кубаньморсервис») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) о признании незаконным и отмене постановления от 09.07.2010 г. N 11-28-325-ОН-1 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Решением суда от 04.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Арендуемый обществом земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, следовательно, на него не распространяются требования ст. 44 Водного кодекса РФ.

Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 04.08.2011 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что земельный участок, на котором находится рыболовецкая бригада, располагается во второй зоне округа санитарной охраны курорта Анапа, что подтверждается заключением по предварительному согласованию мета размещения объекта строительства от 19.12.2005 г. N 1796, градостроительным обоснованием Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Анапа. Спорный участок находится в водоохраной зоне Черного моря. Курорты федерального значения являются особо охраняемыми природными территориями.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 18.03.2010 г. N 01-04-20/50 Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении ООО «Кубаньморсервис» проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки управлением установлено, что общество осуществляет эксплуатацию рыболовецкой бригады для первичной переработки рыбы и базы отдыха «Касандра» на Бугазской косе на земельном участке по адресу: г. Анапа, ст. Благовещенская, причал 14/1 на основании договора аренды земельного участка от 11.04.2007 г. N 3700003089.

Указанный земельный участок, на котором находится рыболовецкая бригада располагается во второй зоне округа санитарной охраны курорта Анапа. На территории рыболовецкой бригады размещается подземный резервуар-накопитель сточных вод, в который поступают бактериологически загрязненные стоки. Локальные очистные сооружения глубокой биологической очистки бытовых сточных вод не оборудованы системой для обеззараживания очищенных сточных вод

По данному факту в отношении ООО «Кубаньморсервис» составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2010 г. N 11-028-36-ВВ-1.

Постановлением управления от 09.07.2010 г. N 11-28-325-ОН-1 общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ с назначением штрафа в сумме 30 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ООО «Кубаньморсервис» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", и на основании положений Федеральных законов от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Пунктом 10 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, установлено, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.

Согласно пункту 13 Положения N 1425 режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящую к истощению природных ресурсов, в том числе, устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод.

Основанием для привлечения общества «Кубаньморсервис» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ послужил вывод управления о необорудовании обществом локальных очистных сооружений глубокой биологической очистки бытовых сточных вод системой для обеззараживания очищенных сточных вод, в результате чего неочищенные сточные воды попадают в подземный резервуар-накопитель сточных вод.

Между тем, у управления отсутствуют полномочия по установлению границ зон округов санитарной охраны курортов.

Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления. Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке (пункт 21 Положения N 1425).

Факт нахождения спорного участка в границах второй зоны округа санитарной защиты курортов установлен управлением на основании заключения по предварительному согласованию мета размещения объекта строительства от 19.12.2005г. N 1796, градостроительным обоснованием Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Анапа.

Однако из представленных в материалы дела кадастрового плана спорного земельного участка и договора аренды следует, что арендуемые заявителем участок находится на землях населенных пунктов. Указание на отнесение спорного участка к землям особо охраняемых природных территорий в указанных документах отсутствует.

Доказательств отнесения земельного участка к федеральной собственности как особо охраняемой природной территории материалы дела не содержат, учитывая, что земельный участок передан в аренду обществу «Кубаньморсервис» органом местного самоуправления.

Вступившим в законную силу решением Анапского городского суда Краснодарского края от 26.03.2010 г. по делу N 2-64/2010 подтверждается, что сточные воды с пансионата «Кассандра» не попадают в водный объект, так как система канализации работает в замкнутом виде. Сточные воды после очистки поступают в накопительный колодец и используются для полива.

Таким образом, доказательства, однозначно свидетельствующие об отнесении земельного участка, на котором общество осуществляет эксплуатацию рыболовецкой бригады, ко второй зоне санитарной охраны курорта, где запрещается устройство поглощающих колодцев и накопителей сточных вод, заявителем не представлены.

Судебная коллегия с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которым неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2011 г. по делу N А32-1236/2011 оставить без изменения.

В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
С.С.Филимонова
Судьи
Т.Г.Гуденица
О.А.Сулименко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-1236/2011
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 ноября 2011

Поиск в тексте