ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2011 года Дело N А69-989/2011

Красноярск

А69-989/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «07» ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» ноября 2011 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,

судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,

при участии:

от заявителя: Тырышкиной О.И., представителя по доверенности от 17.01.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу артели старателей «ОЙНА»

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от «04» августа 2011 года по делу N А69-989/2011, принятое судьей Хайдып Н.М.,

установил:

Артель старателей «Ойна» (ОГРН 1021700552763, ИНН 1705001887) (далее - Артель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - Фонд социального страхования, Фонд) о признании недействительным пункта 2 решения об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2011г. N 1 в части предложения в добровольном порядке перечислить пени в сумме 41 040 рублей 49 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 04.08.2011 по делу N А69-989/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Артель обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:

- Фонд неверно определил дату выплаты заработной платы за октябрь 2010 года;

- оплата труда работникам осуществляется после окончания сезона (1 раз в год), в течение года осуществляется авансирование работников;

- выплата аванса не влияет на срок выплаты заработной платы;

- страховые взносы начисляются одновременно с начисленной заработной платой.

Фонд социального страхования отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Фонд социального страхования, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 11.10.2011 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 12.10.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Фонда.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснил, что заработная плата выплачивается один раз в год, иные выплаты в течение года - авансовые платежи, на которые страховые взносы не начисляются. Вместе с тем, артель ежемесячно осуществляет перечисление страховых взносов после выплаты авансовых платежей. Страховые взносы за октябрь месяц перечислены 13.11.2010. Просит отменить решение Арбитражного суда Республики Тыва, принять новый судебный акт.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.

В соответствии с Уставом Артель старателей «Ойна» является коммерческой организацией, созданной путем добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении ее членами имущественных паевых взносов (п. 1.2). Основными видами деятельности являются организация и осуществление поиска и разведки полезных ископаемых; организация и осуществление добычи полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов и камней; охрана золота и золотосодержащей продукции на всех стадиях ее переработки и транспортировки собственной службой безопасности, реализация золота согласно действующему законодательству и т.д. (п. 2.2).

Как следует из материалов дела, с 13.01.2011 по 13.03.2011 Фондом была проведена камеральная проверка представленной Артелью расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за 4 квартал 2010 года.

В ходе проверки Фондом установлено, что страховые взносы за октябрь 2010 года перечислены Артелью не в полном объеме и не в день списания заработной платы со счета (01.11.2010), в связи с чем, за неуплату страховых взносов в установленный срок и за уплату их не в полном объеме начислены пени на общую сумму 41 040 рублей 49 копеек. Итоги проверки оформлены актом от 25.03.2011 N 1.

Решением Фонда от 28.04.2011 N 1 отказано в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и предложено Артели уплатить пени в размере 41 040 рублей 49 копеек.

Артель, полагая, что Фондом незаконно и необоснованно начислены пени, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности, вынесенного Фондом социального страхования оспариваемого решения исходя из следующего.

Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ) тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

В соответствии со статьей 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила) (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).

Согласно пункту 4 названных Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 N 15142/08.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Кодекса.

Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимает соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Как следует из Положения об оплате и стимулирования труда работников артели старателей «Ойна», утвержденного решением общего собрания членов артели от 27.12.2002 протокол N 12 (в новой редакции от 06.03.2003 протокол N 4), все работники Артели приняты на работу на условиях трудового договора согласно приказу (абз. 2 раздела 1 Устава).

Размер ежемесячной заработной платы без учета премиальных и иных поощрительных выплат любого, в том числе неквалифицированного работника Артели, полностью отработавшего норму рабочего времени, в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в Артели применяется тарифная система оплаты труда и распределение коллективного сдельного заработка (приработка) в соответствии с КТУ (абз. 9, 10 раздела 1 Устава).

Сформированный по итогам работы Артели за отчетный период (год) фонд оплаты труда, за вычетом суммарных за этот же год выплат по тарифам и должностным окладам, распределяется между работниками артели согласно коэффициентам трудового участия, установленным с учетом квалификации и личного трудового вклада каждого работника (абз. 12 раздела 1 Устава).

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

Из пояснений представителя Артели следует, что работники Артели осуществляют свою трудовую деятельность на основании трудовых договоров; у Артели не имеется документов, устанавливающих дату списания денежных средств на выплату заработной платы.

Судом первой инстанции установлено, что из представленных Фондом в материалы дела квитанций к кассовым ордерам N 145 от 01.10.2010, N 146 от 04.10.2010, N 147 от 05.10.2010, N149 от 07.10.2010, N 150 от 08.10.2010, N151 от 14.10.2010, N 156 от 29.10.2010, N 154 от 20.10.2010, N 152 от 18.10.2010, N 159 от 18.11.2010, N 158 от 02.11.2010, N 157 от 01.11.2010, N160 от 10.11.2010, N 175 от 22.12.2010, N178 от 30.12.2010 следует, что основанием для оприходования денежных средств явилась начисленная зарплата за сентябрь, октябрь, ноябрь месяцы 2010 года. Следовательно, Артель регулярно получает денежные средства на выплаты в пользу работников.

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру N 157 от 01.11.2010 на зарплату за октябрь 2010 года списано 20 000 000 рублей. За октябрь 2010 года страховых взносов начислено на сумму 9 010 342 рубля 17 копеек, по платежному поручению от 13.11.2010 N 2115 перечислено 8 300 000 рублей страховых взносов. Таким образом, недоплата по страховым взносам за октябрь 2010 года составила 710 342 рубля 17 копеек.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что вывод Фонда о несвоевременном и неполном перечислении Артелью сумм страховых взносов за октябрь 2010 года является обоснованным.

Довод Артели о том, что Фонд неверно определил дату выплаты заработной платы за октябрь 2010 года, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела (квитанцией к приходному кассовому ордеру от 01.11.2010 N 157) подтверждается поступление Артели денежных средств в счет оплаты заработной платы своим работникам.

Доводы Артели о том, что оплата труда работникам осуществляется после окончания сезона (1 раз в год), в течение года осуществляется авансирование работников, следовательно, страховые взносы не начисляются одновременно с начисленной заработной платой, отклоняются судом апелляционной инстанции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Из материалов дела следует, что за октябрь 2010 года перечислена работникам заработная плата 01.11.2010 (приходный кассовый ордер от 01.11.2010 N 157), следовательно, срок уплаты страховых взносов наступил одновременно с начисленной заработной платой работникам Артели, то есть 01.11.2010.

Пунктами 1 и 2 статьи 22.1 Федерального закона 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени в установленных настоящей статьей порядке и размерах.