АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2011 года Дело N А51-13926/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2011 года . Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Пузановой открытого акционерного общества «Приморавтотранс» (ИНН 2504001455, ОГРН 1022502258624) к администрации Кировского муниципального района (ИНН 2516002848, ОГРН 1022500677220) об оспаривании решения при участии в заседании:

от заявителя - юрисконсульт Н.Б. Карелина, доверенность от 02.02.2011 сроком действия на 1 год;

от ответчика - главный специалист 1 разряда отдела муниципальной собственности Е.В. Давидчук, доверенность от 01.08.2011 N 2143 сроком действия до 27.07.2012

установил: Открытое акционерное общество «Приморавтотранс» (далее - ОАО «Приморавтотранс», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Кировского муниципального района Приморского края (далее - администрация, ответчик) от 29.07.2011 об отказе в предоставлении открытому акционерному обществу «Приморавтотранс» в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:05:100101:112, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, Кировкий район, п.г.т. Кировский, ул. Гагарина, строение 61, и о понуждении администрации в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:05:100101:112, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, Кировкий район, п.г.т. Кировский, ул. Гагарина, строение 61, в собственность ОАО «Приморавтотранс» и в недельный срок с момента принятия решения администрацией направить ОАО «Приморавтотранс» проект договора купли-продажи указанного земельного участка.

Заявитель требования поддержал, указав, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости, нарушает положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Пояснил, что спорный земельный участок расположен за пределами округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Шмаковка.

Считает, что ОАО «Приморавтотранс» предоставило все необходимые документы на земельный участок площадью 2000 кв.м, с кадастровым номером: 25:05:100101:112, для принятия решения о его предоставлении в собственность.

Администрация заявленные требования не признает. Считает отказ от 29.07.2011 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый обществом участок полностью находится в третьей зоне санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, следовательно, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.

Изложенные обстоятельства, по мнению администрации, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителей.

При рассмотрении дела суд установил, что ОАО «Приморавтотранс» на основании плана приватизации производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций, утвержденного постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского краевого Совета народных депутатов от 15.12.1992 N 747, договора присоединения акционерного общества «Объединение автовокзалов и автостанций» к акционерному обществу «Приморавтотранс» от 22.07.1994 на праве собственности принадлежит здание автостанции общей площадью 498,40 кв.м (лит. А), расположенное по адресу: Приморский край, Кировский район, пгт. Кипровский, ул. Гагарина, 61.

Право собственности на указанное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством от 09.10.2007 серии 25-АА N 918147.

Кроме того, обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании государственного акта на землю N ПК-5 -1 -00664 от 24.03.1995 принадлежит земельный участок для размещения автовокзала.

ОАО «Приморавтотранс» 15.07.2007 обратилась с заявлением к ответчику (вх. номер 2818) о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 2000 кв.м. кадастровый номер 25:05:100101:112, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, район Кировский, п.г.т. Кировский, ул. Гагарина, строение, 61, для обслуживания и эксплуатации объекта недвижимости - здания автостанции, с приложением всех необходимых документов.

Рассмотрев заявление ОАО «Приморавтотранс» ответчик направил в в адрес заявителя письмо от 29.07.2011 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с его ограничением в обороте, указав при этом, что испрашиваемый участок находится в третьей зоне горно-санитарной зоне охраны лечебно-оздоровительной местности.

Не согласившись с решением администрации, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.

Из разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», следует, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.

Порядок приобретения (переоформления) прав на земельный участок изложен в пунктах 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ.

По правилам пунктов 1, 5 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением, случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из текста оспариваемого решения, администрация полагает, что спрашиваемый земельный участок ограничен в обороне и не подлежит приватизации, так как расположен в третьей зоне горно-санитарной зоне охраны лечебно-оздоровительной местности, согласно постановлению Минздрава СССР и ВЦСПС от 28.02.1978 N 8-68 «Об установлении границ округов горно-санитарной охраны курортов общесоюзного значения Нальчик, Кабардино-Байкальской АССР, Сергеевские минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края».

Исходя из статьи 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По сообщению управления Росприроднадзора, курорт Шмаковка расположен в Приморском крае в 360 км к северо-западу от г. Владивостока и 38 км от железнодорожной станции Шмаковка Дальневосточной железной дороги в долине реки Уссури (бассейн реки Амур) на юго-западном склоне горы Курортная.

Проект округа и зон санитарной охраны курорта Шмаковка разработан Геолого-разведочной конторой Геоминвода (Москва) в 1973 году. Решением Исполкома Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 29.03.1974 N 281 «О проекте округа и зон санитарной охраны курорта Шмаковка Приморского края» данный проект согласован и рекомендован к утверждению. По поручению Совета Министров СССР граница и режим округа санитарной охраны курорта Шмаковка установлены постановлением Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 28.02.1978 N 8-68 «Об установлении границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, Сергиевские минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края».

Площадь округа санитарной охраны курорта Шмаковка составляет 40,7 тыс. га. В составе округа выделены три охранных зоны, в пределах каждой установлен особый режим использования территории с целью сохранения природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.03.1983 N 128 утверждено положение о курорте Шмаковка, согласно которому курорт включает в себя курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санитарно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также зрелищные предприятия, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха; зону, в которой находятся жилые дома и общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на территории курорта; зону, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 N 1249 «О Порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, кадастр ведется федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-рм «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» установлено, что ранее находящиеся в ведении Росприроднадзора особо охраняемые природные территории федерального значения находятся в ведении Минприроды России.

Кроме того, в силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а в силу пункта 5.2.34 утверждает порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, формы учетной документации по особо охраняемым природным территориям и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений.

Сведений о включении указанного земельного участка в состав земель, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, документально материалами дела не подтверждено.

В представленном кадастровом плане от 27.06.2011 N 25/00-11-64147 на спорный земельный участок площадью 2000 кв.м, сведения об отнесении его к землям особо охраняемых территорий и объектов также отсутствуют.

Вместе с тем, в материалы дела представлено письмо Минприроды России от 22.04.2011 N 12-47/6264, согласно которому спорный земельный участок с кадастровым номером 25:05:100101:112 общей площадью 2000 кв.м расположен за пределами округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Шмаковка.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято без достаточных на то правовых оснований и нарушает права заявителя на получение в собственность земельного участка, ранее находящегося у него на праве постоянного бессрочного пользования и на котором расположен объект недвижимости, находящийся в собственности заявителей.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку оспариваемое решение администрацией принято с нарушением требований статьи 36 ЗК РФ, то суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа местного самоуправления принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права заявителя.

Принимая во внимание, что отказ администрации в предоставлении земельного участка признан судом не соответствующим закону, суд обязывает ответчика восстановить нарушенные права общества, принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка.

Уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 200 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу с ответчика, поскольку освобождение органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение администрации Кировского муниципального района Приморского края от 29.07.2011 об отказе в предоставлении открытому акционерному обществу «Приморавтотранс» в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:05:100101:112, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, Кировкий район, п.г.т. Кировский, ул. Гагарина, строение 61, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать администрацию Кировского муниципального района Приморского края в двухнедельный срок после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:05:100101:112, расположенного по адресу относительно ориентира Приморский край, Кировкий район, п.г.т. Кировский, ул. Гагарина, строение 61, в собственность открытому акционерному обществу «Приморавтотранс» и в недельный срок с момента принятия решения администрацией направить открытому акционерному обществу «Приморавтотранс» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:05:100101:112 площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: относительно ориентира Приморский край, район Кировкий, п.г.т. Кировский, ул. Гагарина, строение 61.

Взыскать с администрации Кировского муниципального района в пользу открытого акционерного общества «Приморавтотранс» 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов виде государственной пошлины по заявлению.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Д.А.Самофал

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка