ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 ноября 2011 года Дело N А73-5751/2011

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2011 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Иноземцева И. В. судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А. А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчук И.А. при участии в заседании: от Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования: не явились;

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Федоров Александр Валерьевич - представитель по доверенности от 10.06.2011; от Федерального фонда обязательного медицинского страхования: не явились; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования на решение от 29 августа 2011

по делу N А73-5751/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Жолондзъ Ж.В. по иску Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 749 980 руб. третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, адрес (место нахождения): г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69; далее - Хабаровский краевой ФОМС, истец, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в сумме 749 980 руб., составляющих расходы, понесенные в результате принятых Арбитражным судом Хабаровского края решений от 09.11.2009 по делу NА73-15420/2009, от 02.11.2009 по делу NА73-12947/2009, от 23.10.2009 по делу NА73-14505/2009, от 15.12.2009 по делу NА73-16902/2009, от 29.06.2009 по делу NА73-7823/2009 по искам муниципальных медицинских учреждений к Хабаровскому краевому ФОМС о взыскании задолженности по оплате расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008 году.

Определением от 25.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный ФОМС, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.08.2011 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.08.2011 и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств дела.

Заявитель жалобы, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание суд не обеспечил.

В судебном заседании представитель ответчика полагал жалобу необоснованной, а решение суда соответствующим нормам права по доводам отзыва.

Третье лицо направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поддержало доводы отзыва на иск при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя ответчика и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 09.11.2009 по делу NА73-15420/2009, от 02.11.2009 по делу NА73-12947/2009, от 23.10.2009 по делу NА73-14505/2009, от 15.12.2009 по делу NА73-16902/2009, от 29.06.2009 по делу NА73-7823/2009 по искам муниципальных медицинских учреждений с Хабаровского краевого ФОМС в пользу медицинских учреждений взысканы денежные средства в общей сумме 749 980 руб., составляющие расходы учреждений по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан 2008 года.

Взысканная сумма оплачена по инкассовым поручениям от 05.05.2010 N 801, от 29.04.2010 N 001, от 28.04.2010 N 001, от 29.04.2010 N 801 и N 802.

Ссылаясь на то, что в результате исполнения судебных актов Хабаровским краевым ФОМС понесены расходы, не предусмотренные Законами Хабаровского края о бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 28.11.2007 N 162 на 2008 год, от 26.11.2008 N 217 на 2009 год и от 09.12.2009 N 289 на 2010 год, а финансирование дополнительной диспансеризации работающих граждан является расходным обязательством Российской Федерации, истец обратился с настоящим иском.

Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе в иске суда первой инстанции исходил из того, что истец не доказал наличие оснований для наступления гражданско-правовой ответственности.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу положений статей 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.

Как правильно установлено судом по рассматриваемому делу, заявитель включает в состав убытков сумму задолженности перед медицинскими учреждениями, взысканных в их пользу в соответствии с решениями Арбитражного суда Хабаровского края по делам NА73-15420/2009, NА73-12947/2009, NА73-14505/2009, NА73-16902/2009, NА73-7823/2009.

Между тем, судебными актами установлено ненадлежащее исполнение обязательств Хабаровского краевого ФОМС по договорам о финансировании расходов по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008 году, источник и порядок проведения которых был установлен законодательством Российской Федерации, предусмотрены и доведены денежные средства Хабаровскому краевому ФОМС.

Как установлено, источником финансирования в 2008- 2009 годах расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан определен бюджет Федерального ФОМС.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.2007 N 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и статьи 4 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Федеральный ФОМС распределяет и направляет в бюджеты территориальных ФОМС субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921 «О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан»

утверждены Правила предоставления в 2008 - 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - Правила), а также типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В соответствии с пунктом 4 Правил субсидии предоставляются Фондом бюджетам территориальных фондов ежемесячно исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Объем и порядок проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Правил, территориальные фонды проводят медико-экономическую экспертизу представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и производят их оплату в установленном порядке ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 N 80н «О проведении в 2008 - 2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в связи с чем, предложено, в том числе определить организации, работники которых подлежат дополнительной диспансеризации в 2008 - 2009 годах, составить поименные списки работников (выверенные с работодателем) с указанием даты рождения, профессии, должности и направить их в учреждения здравоохранения, осуществляющие дополнительную диспансеризацию работающих граждан.

Приложением N 10 к Федеральному закону от 24.07.2007 N198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» были предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Согласно Федеральному закону от 21.07. 2007 N 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» также предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в том числе, и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Следовательно, мероприятия Российской Федерации по проведению дополнительной диспансеризации граждан на 2008 - 2009 годы, порядок финансирования, объем и документальное оформление диспансеризации были определены указанными нормативными актами.

Как установлено судами, вопреки установленному порядку и договорам, Хабаровский краевой ФОМС необоснованно отказал в финансировании расходов медицинских учреждений на дополнительную диспансеризацию граждан, ранее проходивших ее, в связи с чем, суды взыскали сумму задолженности.

Учитывая изложенное, по указанным основаниям заявитель жалобы не может быть признан субъектом, имеющим право требовать возмещения ему убытков за счет Российской Федерации.

Поскольку обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 августа 2011 года по делу NА73-5751/2011 оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

     Председательствующий
И.В.Иноземцев
Судьи
В.Г.Дроздова
А.А.Тихоненко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка