АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 ноября 2011 года Дело N А51-17535/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыпчук В.С., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СФЕРА» (ИНН 7714814625, ОГРН 1107746615349) к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333) о признании незаконным решения

при участии в заседании: от заявителя - Кульченко Д.Ю. - представитель по доверенности от 19.09.2011, сроком действия 1 год; от ответчика - Вяткина М.А. - главный государственный таможенный инспектор по доверенности от 11.01.2011 N11-31/01040

установил: общество с ограниченной ответственностью «СФЕРА» (далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможня) по таможенной стоимости товаров по ДТ N 10714040/010811/0024814 (далее ДТ - 24814), выраженного в виде «Таможенная стоимость принята» в ДТС-2 10714040/010811/0024814.

В обоснование заявленного требования представитель общества указал на то, что у таможни отсутствовали основания для отказа в применении первого метода оценки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной декларации, поскольку представленные обществом документы содержали достаточные и достоверные сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, таможенный же орган не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Заявитель указывает, что необоснованное увеличение таможенной стоимости, в результате применения таможней резервного метода определения таможенной стоимости, увеличивает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности.

Таможня возражает против заявленного требования, указала на то, что непредставление декларантом всех дополнительно запрошенных документов явилось основанием для признания заявленной таможенной стоимости недостоверной. Кроме того, таможенным органом были выявлены расхождения между заявленной таможенной стоимостью и таможенной стоимостью аналогичного товара, имеющейся в базе данных таможни «Мониторинг-Анализ». Данные основания, по мнению таможни, свидетельствуют о невозможности принятия таможенной стоимости, определенной декларантом по первому методу таможенной оценки.

Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Сфера» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москва за основным государственным регистрационным номером 1107746615349, о чем выдано свидетельство серии 25 N 013332463.

Во исполнение условий контракта от 10.10.2010 N 20101010/SFR, заключенного между компанией «ITDK MERCHANTS LIMITED» и обществом, последним в августе 2011 года на таможенную территорию России ввезены товары: древесноволокнистые плиты средней плотности, полученные «сухим способом».

В целях таможенного оформления общество подало в Находкинскую таможню электронную декларацию на товары N 24814, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

В результате анализа представленных обществом документов, таможня посчитала, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем 02.08.2011 приняла решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, предложив обществу определить таможенную стоимость на основании иного метода таможенной сделки.

В ответ на запрос таможни, общество в письме от 09.08.2011 сообщило таможне о том, что дистрибьюторские, дилерские и иные соглашения не заключались; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии товаров, согласно контракта; 30 % оплаты по инвойсу от 07.07.2011 NSFR-079, заявление на перевод от 19.07.2011 N188 были предоставлены на момент подачи ДТ N 24814; платежные документы на остаточные суммы предоставить не может по причине того, что оплата за поставленную партию товара производится в течение 180 дней с момента прибытия товара на территорию РФ; декларации о товарах и предоплата 30 % по инвойсам, были предоставлены на момент регистрации ДТ N 10714040/100511/0013710, 10714040/280111/0002432, 10714040/280111/0002433; заявление на перевод денежных средств по оплаченным партиям товара, на остаточные суммы предоставило; выписки по счетам предоставило; договор на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке предоставило; счет-фактуры по предыдущим отправкам предоставило; декларацию страны-отправителя товаров с переводом на русский язык, заверенный должным образом предоставить не имеет возможности, т.к. продавцом товара данные документы не были предоставлены; реализация товара продавцом и изготовителем по прайс-листам не осуществляется; в связи с этим предоставить данные документы не может; товарные каталоги у компании производителя отсутствуют; фрахтовый договор, счет на оплату фрахта и платежные документы, подтверждающие оплату фрахта отсутствуют, в связи с тем, что отправка товара происходит на условиях CFR ВОСТОЧНЫЙ; бухгалтерские документы о постановке товара на учет, калькуляцию цен реализации товара предоставить не имеет возможности, в связи с тем, что таможенное оформление не завершено, не имеет возможности поставить товар на учет; калькуляцию цен реализации товара не имеет возможности предоставить по причинен того, что таможенное оформление не завершено, стоимость хранения учитывая сроки таможенного оформления, а также стоимость доставки неизвестна; выписки по лицевым счетам предоставило; сведений, разъясняющих основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара предоставить не может в связи с тем, что никаких скидок на товар продавцом не предоставлено; иных документов для подтверждения стоимости предоставляться не будет.

Таможня посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 14.08.2011, предложив обществу определить таможенную стоимость на основании иного метода таможенной сделки.

В связи с отказом декларанта уточнить структуру заявленной таможенной стоимости в рамках другого метода, таможня приняла окончательное решение по таможенной стоимости товара на основе шестого (резервного), проставив отметку «Таможенная стоимость принята 20.09.2011» в поле «для отметок таможни» в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.

Не согласившись с решением таможни по таможенной стоимости товаров, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общества, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 2 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (пункт 3 статьи 64 ТК ТС).

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 65 ТК ТС).

При этом согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости не достоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 5 статьи 65 ТК ТС).

Пункт 1 статьи 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 08.12.2010) (далее - Закон о таможенном тарифе) устанавливает, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.

Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Кроме того, пункт 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе предусматривает, что таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Приложением N1 к Порядку декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров), предусмотрен перечень документов, которые должны быть представлены декларантом при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом.

Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование его принятия.

Из материалов дела судом установлено, что в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром общество представило в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, предусмотренные Порядком декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, а именно: контракт от 10.10.2010 N 20101010/SFR, дополнение к контракту от 09.08.2011 N1, дополнение к контракту от 05.09.2011 N2, паспорт сделки от 19.10.2010 N 10100033/2306/0000/2/0, инвойс от 07.07.2011 NSFR-079, проформа-инвойс от 07.07.2011 N SFR-079, упаковочный лист, заявление на перевод от 19.07.2011 N 188, заявление на перевод от 04.02.2011 N 56, заявление на перевод от 31.01.2011 N 46, выписку по счету от 19.07.2011, коносамент от 16.07.2011 N SACH1122NS020Y, пояснения по качеству, пояснения, пояснения по условиям продажи, договор поставки от 29.10.2010 N 01/291010, договор поставки от 01.11.2010 N ДП-0111/2010, договор поставки от 13.12.2010 N ДП 1312, договор поставки от 01.11.2010 N ДП-01/11, счета-фактуры от 01.03.2011 N 0000074, N 0000073, счет-фактуру от 18.02.2011 N 00000041, счет-фактуру от 01.03.2011 N 0000075, счет-фактуру от 11.03.2011 N 00000102, платежные поручения от 01.07.2011 N; 308, 309, платежные поручения от 19.07.2011 N 345, 346, платежное поручение от 29.07.2011 N 345 и другие документы, указанные в ДТ N 24814.

Исследовав представленные декларантом документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости ввезенных товаров, суд установил, что общество представило документы, выражающие содержание сделки и информацию по условия ее оплаты. Так, контракт от 10.10.2010 N 20101010/SFR с учетом дополнения к контракту от 09.08.2011 N1, дополнения к контракту от 05.09.2011 N2, паспорта сделки от 19.10.2010 N 10100033/2306/0000/2/0, инвойса от 07.07.2011 NSFR-079, проформ-инвойса от 07.07.2011 N SFR-079, коносамента от 16.07.2011 N SACH1122NS020Y содержит сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене партии товаров, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Факт перемещения указанных в ДТ N24814 товаров и реального осуществления сделки между участниками контракта, таможней не оспаривается.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Доказательств несоблюдения обществом условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости, таможня не представила.

Указание таможни в решении о корректировке таможенной стоимости от 09.09.2011 в обоснование принятия решения о корректировке, на отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, судом не принимается, в силу следующего.

Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.

Факт выявления риска недостоверного декларирования таможенной стоимости ответчик документально не подтвердил.

Довод таможни, изложенный в решении о корректировке таможенной стоимости, о непредставлении обществом запрошенной экспортной декларации и прайс-листов изготовителя товаров судом отклоняется. Из пояснений заявителя, следует, что условия контракта не предусматривают предоставление экспортной декларации и прайс-листа, в связи с чем продавец товара отказался предоставить данные документы. При этом в ответе на запрос общества о предоставлении данных документов, инопартнер указал, что поставки в рамках контракта от 10.10.2010 N 20101010/SFR осуществляются по согласованной цене, которая зафиксирована в пункте 2.5 контракта, поэтому прайс-листы не формируются. Декларант сообщил таможне об имеющейся переписке с продавцом товара и об отказе продавца товара представить запрошенные таможней документы.

При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, в связи с чем решение таможни по таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной ДТ, является незаконным. Корректировка таможенным органом таможенной стоимости товара по спорной ДТ повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным решения таможни по таможенной стоимости подлежит удовлетворению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с таможенного органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Находкинской таможни по таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10714040/010811/0024814, оформленное в виде проставления отметки в форме ДТС-2 «Таможенная стоимость принята 20.08.2011», как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Взыскать с Находкинской таможни в пользу ООО «Сфера» 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Е.И.Голуб

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка