АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 09 декабря 2011 года Дело N А51-19286/2011

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2011 года .

Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2011 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаровой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931)

к ООО «Проектно-геодезическое бюро» (ИНН , ОГРН 1032500532811)

о привлечении к административной ответственности при участии: стороны не явились

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Стороны в судебное заседание не прибыли, извещены надлежаще, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в их отсутствие.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро» зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1032500532811, о чем выдано свидетельство серии 25 N 02169806.

На основании лицензии N ДВГ-00726Г от 08.04.2009 Обществу предоставлено право на осуществление геодезической деятельности.

26.10.2011 в ФБУ «Кадастровая палата» по Приморскому краю был сдан межевой план земельного участка (регистрационный номер 2500/101/11-37863), подготовленный ООО «Проектно-геодезическое бюро» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, урочище Соловей Ключ, с/т «Экспортник», участок N 394а.

В ходе проверки межевого плана административным органом установлено, что исполнителем кадастровых работ являлось ООО «Проектно-геодезическое бюро». В состав кадастровых работ по данному межевому плану входили геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельного участка. При подготовке межевого плана в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Исходные геодезические данные указаны в пунктах 2 листа 3 межевого плана. Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений и определения координат точек границ земельного участка межевого плана.

Поскольку ООО «Проектно-геодезическое бюро» за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату не производило, геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе госгеонадзора, Управление Росреестра пришло к выводу о том, что Общество нарушило требования и условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

Данные факты явились основанием для составления в отношении ООО «Проектно-геодезическое бюро» протокола об административном правонарушении от 15.11.2011 N 24-13/346 в котором действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Названный протокол послужил основанием для обращения Управления Росреестра по Приморскому краю в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Проектно-геодезическое бюро» к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006 N 705 лицензирование геодезической деятельности возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Приказом Минэкономразвития от 14.05.2010 N 178 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с данным перечнем начальники отделов территориальных органов Федеральной службы и их заместители, другие должностные лица территориальных органов, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также контроль за соблюдением лицензионных требований при проведении работ, относящихся к геодезической и картографической деятельности вправе в пределах своей компетенции составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Действительно, на момент сдачи межевого плана в орган кадастрового учета и составления протокола об административном правонарушении действовали нормы права, предусматривающие, что геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ «О геодезии и картографии», пункты 42, 43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 Закона N 209-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпунктов «а», «г» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 705 "О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии" являются, в том числе, соблюдение порядка организации и выполнения геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения.

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О геодезии и картографии» под геодезическими и картографическими работами понимается процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункту 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическим надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 N 273, регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является одной из основных задач государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью.

В силу пункта 6 названного Положения органы государственного геодезического надзора в соответствии с основными задачами государственного геодезического надзора выдают в установленном порядке разрешения на пользование материалами и данными федерального и территориальных картографо-геодезических фондов.

Геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации. За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации для проведения работ в целях извлечения прибыли, за исключением работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, взимается плата, включающая в себя затраты на создание, хранение и доставку указанных материалов и данных, а также на услуги по подбору указанных материалов и данных, по изготовлению их копий (пункты 1, 4 статьи 9 Федерального закона N 209-ФЗ).

Следовательно, получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться на основании разрешения уполномоченного органа, а проведение геодезических и картографических работ подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе. Незаконное использование координат государственных геодезических пунктов при подготовке межевых планов земельных участков, а также отсутствие обязательной регистрации геодезических работ является нарушением требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

Из протокола об административном правонарушении, материалов дела видно, что Обществу вменено в вину осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", при выполнении геодезических работ при межевании и составлении межевого плана земельного участка, выразившееся в отсутствии регистрации таких работ, использовании координат пунктов государственной геодезической сети без специального разрешения. Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ, вступившим в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 06.05.2011), то есть с 03.11.2011 подлежат лицензированию только геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (пункт 42 статьи 12 названного Закона).

Выполнение работ, осуществленных ООО «Проектно-геодезическое бюро», не относится ни к одному из перечисленных видов работ.

Таким образом, на день составления протокола об административном правонарушении и к моменту рассмотрения в арбитражном суде вопроса о привлечении Общества к административной ответственности публичная обязанность, нарушение которой вменено Обществу, отменена.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

При таких обстоятельствах основания для привлечения ООО «Проектно-геодезическое бюро» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать в привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка