• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года Дело N А26-6622/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Глазкова Е.Г. судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хлевниковой О.В. при участии: от истца: представитель не явился, уведомлен от ответчиков:

представитель Министерства финансов Республики Карелия - Пахоменко Р.В. по доверенности N 2381/16.2-12

представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Караульных Е.В. по доверенности от 25.01.2010 иные лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7608/2011) Министерства финансов Республики Карелия

на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2011

по делу N А26-6622/2010 (судья Александрвич Е.О.), принятое

по иску ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" к Государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г.Петрозаводска", Республике Карелия в лице Республиканского органа исполнительной власти "Министерство финансов Республики Карелия", Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о взыскании 179 279 руб. 07 коп.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (185035, Карелия Респ, Петрозаводск г, Гоголя ул, 60, ОГРН 1061001043421; далее - ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" (185630, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ленина пр-кт, 6, ОГРН 1021000516426; далее - Центр), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва г, Ильинка ул, 9, СТР.1, ОГРН 1037739085636; далее - Минфин РФ), Республике Карелия в лице Республиканского органа исполнительной власти "Министерство финансов Республики Карелия" (185000, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ленина пр-кт, 19, ОГРН 1031000011107; далее - Минфин РК), Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (185035, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ленина пр-кт, 6, ОГРН 1021000528493; далее - Минздрав РК) о взыскании убытков в сумме 179 279 руб. 07 коп., возникших в результате нарушения договора N 8 от 11.01.2009, в части не возмещения истцу за счет средств бюджета суммы недополученной платы за отпущенную инвалидам Великой отечественной войны электрическую энергию в мае-декабре 2009 года Обществу.

Решением от 04.03.2011 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Общества к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, взыскав с Министерства финансов РК за счет средств казны Республики Карелия убытки, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в размере 179 279 руб. 07 коп. и судебные расходы по государственной пошлине в сумме 6 378 руб. 37 коп., и отказав в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения Республики Карелия, государственному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы».

Решение обжаловано Минфином РК в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Минфин РК указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ГУ социальной защиты "Центр социальной работы г.Петрозаводска" располагало необходимыми денежными средствами для погашения убытков истца.

Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, пояснил, что Минфином РК не представлены доказательства перечисления денежных средств на счет ГУ социальной защиты "Центр социальной работы г.Петрозаводска".

Лица, участвующие в деле, не оспаривают правомерность судебного акта в части наличия права истца на возмещение спорной суммы.

В рамках рассмотрения дела суд апелляционной инстанции обязал стороны провести сверку расчетов в части объема денежных средств, перечисленных из бюджета в спорный период государственному учреждению социальной защиты "Центр социальной работы г.Петрозаводска" для оплаты расходов истца. В рамках сверки Минфин РК направил в адрес Центра письмо от 14.11.2011 N 4625/16.2-10. Центр подтвердил информацию, изложенную в письме.

От Минфина РК поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, в которых Минфин РК сообщает, что остаток неиспользованных в 2009 году средств бюджета РК, предусмотренных на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан, составил 51 727,6 тыс.руб., что следует из приложенного к дополнениям отчета расходования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан.

От Минфина РФ поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых Минфин РФ указывает, что Российская Федерация не должна нести ответственность за убытки, которые возникли у ООО «Энергокомфорт», поскольку из федерального бюджета было выделено достаточно средств для выполнения расходных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».

От ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" поступили письменные пояснения относительно предмета и периода исковых требований, заявленных по делам NА26-6621/2010 и Nа26-6622/2010. Из пояснений следует, что в рамках дела NА26-6621/2010 Обществом были заявлены требования о возмещении убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки участникам ВОВ с инвалидностью в размере 354 878 руб. 29 коп. за период с июня по декабрь 2009 года, в рамках настоящего дела - убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки другой категории льготников - инвалидам ВОВ в размере 179 279 руб. 07 коп. за период с мая по декабрь 2009 года

В настоящее судебное заседание представители от истца, Центра, Минздрава РК не явились.

От ГУ социальной защиты "Центр социальной работы г.Петрозаводска", Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", ГУСЗ "Центр социальной работы г.Петрозаводска", Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, надлежащим образом извещенных в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Минфин РК и Минфин РФ поддержали доводы, изложенные ранее в отзывах и возражениях на жалобу.

Представитель Минфин РФ представил в материалы дела ответы из Минздрав РК и Центра в подтверждение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Центру в 2009 году и по состоянию на 25.02.2011.

Из письма N05.1-25/11802-и от 02.12.2011 Минздрава РК следует, что всего Центру за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан в 2009 году были предусмотрены ассигнования в сумме 178 345,3 тыс.руб. (расходы составили 178 297,3 тыс.руб.), в 2011 году по состоянию на 25.02.2011 - в сумме 362 970,8 тыс.руб.

Из ответа Центра, изложенного в письме N4722 от 05.12.2011 следует, что на 2009 год по коду бюджетной классификации 80010035054600005262 предусматривались средства на реализацию мер социальной поддержки по оплате ЖКУ в размере 175 654 100 руб., кассовый расход составил 175 654 082 руб. по состоянию на 25.02.2011 размер бюджетных ассигнований составил 360 309 500 руб.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей Минфина РФ и Минфина РК, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в 2009 году, далее - Закон о ветеранах) предусмотрено предоставление инвалидам войны меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2005 года N 7-П утвержден «Порядок финансирования расходов, осуществляемых за счет средств, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов» (далее - Порядок).

В соответствии с указанным Порядком 11.01.2009 между Обществом и Центром заключен договор N 8 на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, а именно по оплате услуг электроснабжения (п.1).

В соответствии с п. 2.1 договора, что Центр производит Обществу возмещение расходов, связанных с предоставлением населению мер социальной поддержки по оплате за электрическую энергию за счет средств, выделяемых бюджету РК из Федерального фонда компенсаций, в пределах тарифов, утвержденных органами гос.власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Стоимость договора определяется в пределах средств, предусмотренных Центру в сводной бюджетной росписи РК на цели, указанные в п.1 договора.

Согласно пункту 3.1.3 договора истец принял на себя обязательство предоставлять гражданам меры социальной поддержки в виде оплаты пятидесяти процентов за пользование электроснабжением в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Основанием для предоставления льготы является удостоверение инвалида соответствующего вида.

Пунктами 3.1.4, 3.1.5 договора на Общество возложены обязанности по ведению поименного учета граждан, пользующихся мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в разрезе категорий, а также по ежемесячному предоставлению Центру реестров граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, и актов сверки расчетов.

Центр, после составления акта сверки расчетов и подписания его сторонами, на основании счета-фактуры Общества предоставляет платежное поручение на возмещение недополученной платы в орган, исполняющий бюджет (п. 3.2.4 договора).

В период с мая по декабрь 2009 года в соответствии с п.3.1.8 договора Общество выставило Центру счета-фактуры на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате энергоснабжения на общую сумму 179 279 руб. 07 коп.

Центром указанные расходы не были компенсированы Обществу, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными по праву и размеру, однако пришел к выводу, что убытки, в связи с неисполнением государством обязанности по их компенсации, подлежат взысканию за счет казны публично-правового образования Республика Карелия.

Оценив доводы жалобы Минфина РК, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, к которым относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе инвалидов), осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Материалами дела подтверждается факт предоставления Обществом в мае-декабре 2009 года мер социальной поддержки инвалидам Великой Отечественной войны в виде скидки на оплату электроснабжения в размере 50%, в том числе реестрами льготополучателей (л.д. 22-26, 29-33, 36-40, 43-47, 50-54, 57-61, 64-68, 71-75, 78 том 1), реестрами и актами сверки (л.д. 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77 том 1) и счётами-фактурами (л.д. 20, 27, 34, 41, 48, 55, 52, 76 том 1).

Расчет убытков произведен Обществом исходя из утвержденных Государственным комитетом Республики Карелия тарифов (розничных цен), в состав стоимости услуг, предъявленных к оплате, сумма налога на добавленную стоимость не включена.

Согласно информации, предоставленной Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия (письмо от 11.10.2011 N 06-17-01/5054), из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в порядке межбюджетных отношений в 2009 году и 2010 году переданы субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в следующих размерах: в 2009 году - 452 818,1 тыс. руб., в том числе по г. Петрозаводску - 178 345,3 тыс. руб., в 2010 году по состоянию на 01.09.2010 - 334 474,5 тыс. руб., в том числе по г. Петрозаводску - 124 533,8 тыс. руб. (л.д.106 том 1). При этом 54 508 500 руб. не были использованы в 2009 году и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 могли быть использованы субъектом Российской Федерации на те же цели в следующем году.

Из письма N05.1-25/11802-и от 02.12.2011 Минздрава РК следует, что всего Центру за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан в 2009 году были предусмотрены ассигнования в сумме 178 345,3 тыс.руб. (расходы составили 178 297,3 тыс.руб.), в 2011 году по состоянию на 25.02.2011 - в сумме 362 970,8 тыс.руб.

Согласно представленным в материалы дела письменным дополнениям к апелляционной жалобе (письмо от 23.09.2011 N 16.2-12), Минфин РК сообщает, что остаток неиспользованных в 2009 году средств бюджета РК, предусмотренных на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан, составил 51 727,6 тыс.руб. В обоснование указанной суммы Минфин РК приложен отчет расходования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан по состоянию на 4 квартал 2009 года.

Из представленного отчета усматривается, что остаток денежных средств субвенций, предусмотренных для предоставления мер социальной поддержки по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан на конец отчетного периода в соответствии с ФЗ «О ветеранах» составил 3 331,9 тыс.руб.

Из письма Центра от 05.12.2011 N 4722 следует, что размер бюджетных ассигнований, предусмотренных Центру по состоянию на 25.02.2011 для оплаты расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в соответствии с Законами «О ветеранах…», «Об инвалидах…», «О соц.защите граждан…» составил 360 309 500 руб. Центр не сообщил о недостаточности выделенных средств для оплаты спорной суммы.

При таких обстоятельствах следует признать, что Республикой Карелия приняты надлежащие меры по финансированию расходов по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления скидки в размере 50% за отпущенную электрическую энергию в мае-декабре 2009 года инвалидам ВОВ, пользующимся льготой, установленной статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ «О ветеранах», было достаточно для исполнения обязательств Центра перед Обществом.

Материалы дела не содержат доказательства, свидетельствующие о том, что истец не получил возмещение своих расходов по вине Республики Карелия в лице Республиканского органа исполнительной власти "Министерство финансов Республики Карелия" из-за отсутствия финансирования, ввиду чего в удовлетворении требований истца к указанному ответчику следует отказать.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба Минфина РК - удовлетворению.

Спорная задолженность подлежит взысканию с Центра, уклоняющегося от перечисления оплаты по договору в отсутствие обстоятельств, препятствующих исполнению обязательства.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Центром не представлены доказательства отсутствия денежных средств, достаточных для исполнения обязательств, принятых в рамках договора N 8 от 11.01.2009. Центр не исполнил определения суда о проведении сверки расчетов в части определения объема денежных средств, перечисленных в спорный период ГУ социальной защиты "Центр социальной работы г.Петрозаводска". Центр не представил документы, свидетельствующие о недостаточности в спорный период имеющихся средств для выполнения обязательств по договору.

При таких обстоятельствах, спорная задолженность по договору N 8 от 11.01.2009 подлежит взысканию с Центра, поскольку материалами дела подтверждается наличие в распоряжении Центра денежных средств, достаточных для возмещения Обществу расходов в связи предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате услуг электроснабжения в соответствии с п. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с удовлетворением требований Общества к Центру, с последнего подлежат взысканию расходы истца по государственной пошлине по иску в сумме 6 378 руб. 37 коп.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2011 по делу N А26-6622/2010 отменить.

Принять по делу новый судебный акт:

1. Взыскать с государственного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" (185630, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ленина пр-кт, 6, ОГРН 1021000516426) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (185035, Карелия Респ, Петрозаводск г, Гоголя ул, 60, ОГРН 1061001043421) убытки, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в размере 179 279 руб. 07 коп. и судебные расходы по государственной пошлине в сумме 6 378 руб. 37 коп.

2. Отказать в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Карелия в лице Республиканского органа исполнительной власти "Министерство финансов Республики Карелия", Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия.

     Председательствующий
Е.Г.Глазков
Судьи
В.Б.Слобожанина
В.В.Черемошкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-6622/2010
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 20 декабря 2011

Поиск в тексте