ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2011 года Дело N А21-6504/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Есиповой О.И. судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайлюк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19972/2011) общества с ограниченной ответственностью «АНиК-СтройИнвест» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.10.2011 по делу N А21-6504/2011 (судья Генина С.В.), принятое

по заявлению ООО «АНиК-СтройИнвест», место нахождения: 236029, г. Калининград, ул. Гайдара, д. 177 А, офис 5, ОГРН 1093925040648 к Отделу государственного энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления

при участии в заседании: от заявителя: не явился, извещен от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АНиК-СтройИнвест», 236029, г. Калининград, ул. Гайдара, д. 177 А, офис 5, ОГРН 1093925040648 (далее - Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного энергетического надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) от 18.08.2011 N 46-К/7943-451/ПС о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

Решением от 13.10.2011 суд удовлетворил требования Общества частично, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление в части назначения административного штрафа в размере 40 000 рублей и снизил его размер до 30 000 рублей, в остальной части заявленных требований отказал.

Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 13.10.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что Управлением не доказана вина Общества в совершении административного правонарушения.

К судебному заседанию от административного органа в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя, согласно которому Управление считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительно представленных фотоматериалов и жалобу Общества не подлежащими удовлетворению.

Заявитель и административный орган, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей сторон.

Исследовав материалы дела, прослушав аудиозапись судебного заседания Арбитражного суда Калининградской области от 11.10.2011, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ отклонила ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнительно представленных фотографий земельного участка и перешла к рассмотрению жалобы по существу.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 15.07.2011 в Управление от ОАО «Янтарьэнерго» филиал «Городские электрические сети» поступило письменное сообщение с приложениями от 12.07.2011 N 1114/08-2 (вх. N К/7943), согласно которому 04.07.2011 при проведении заявителем с применением землеройной техники работ по благоустройству территории по адресу: пр. Калинина - ул. Дзержинского в городе Калининграде, механически повреждена кабельная линия-10 кВ (РП ХХIII-ТП 308) (далее - КЛ-10 кВ). Согласно названному сообщению земляные работы производились в охранной зоне КЛ-10 кВ без согласования и вызова представителя организации - владельца КЛ, контрольное вскрытие линии также не производилось.

По результатам проверки содержащейся в сообщении ОАО «Янтарьэнерго» филиал «Городские электрические сети» информации 01.08.2011 Управлением в отношении заявителя составлен протокол N 46-К/7943-451/ПТ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ.

Постановлением от 18.08.2011 N 46-К/7943-451/ПТ Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений со стороны Управления при привлечении заявителя к административной ответственности, вместе с тем пришел к выводу о возможности снижения административного штрафа до минимального - 30 000 рублей.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

Частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ установлена административная ответственностью за повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств) в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особые условия использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).

В соответствии с пунктом 6 Правил N 160 границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании, в рассматриваемом случае ОАО «Янтарьэнерго» филиал «Городские электрические сети» (далее - сетевая организация).

В силу подпункта «Ж» пункта 10 Правил N 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Пунктом 12 Правил N 160 установлен порядок получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, согласно которому заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.

Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.

При этом в соответствии с положениями пункта 5.1.4 Постановления Госстроя РФ от 17.09.2002 N 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство СНиП 12-04-2002» производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя работ и работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.

Кроме того, в соответствии с пунктами 2.4.23 и 2.4.24. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны производиться только после получения соответствующего разрешения руководства организации, по территории которой проходит КЛ, и организации, эксплуатирующей КЛ. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения КЛ. Местонахождение КЛ должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ. При этом исполнитель должен обеспечить надзор за сохранностью кабелей на весь период работ, а вскрытые кабели укрепить для предотвращения их провисания и защиты от механических повреждений. Перед началом раскопок должно быть произведено шурфление (контрольное вскрытие) кабельной линии под надзором электротехнического персонала Потребителя, эксплуатирующего КЛ, для уточнения расположения кабелей и глубины их залегания.

При обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктом 10 Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление технического контроля и надзора в электроэнергетике, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях (пункт 12 Правил N 160).

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, работы по благоустройству территории в соответствии с договором подряда от 15.08.2010 N б/н проводились заявителем в охранной зоне высоковольтного кабеля с применением землеройной техники без составления проекта, получения соответствующего разрешения, без контрольного вскрытия и вызова представителя сетевой организации, что привело к механическому повреждению КЛ-10 кВ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд обосновано указал на отсутствие в материалах дела доказательств принятия заявителем достаточных мер, направленных на соблюдение правил и норм действующего законодательства по проведению земельных работ, в том числе и непринятие мер по проверке наличия соответствующих документов у Заказчика по договору подряда.

Доводы заявителя относительно закладки КЛ-10 кВ с грубым нарушением действующих норм и правил признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку в материалы дела не представлено надлежащих доказательств в соответствии со статьей 65 АПК РФ, в том числе полученных с помощью измерительных приборов, подтверждающих указанный факт. Равно как и не представлено доказательств того, что проводимые Обществом земляные работы осуществлялись на глубине не более 0,3 метра.

Названные обстоятельства не отражены также и в составленном сотрудником сетевой организации акте на механическое повреждение КЛ-10кВ от 05.07.2011, подписанным руководителем Общества без замечаний.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ.

Судом также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 9.7 КоАП РФ.

Вместе с тем, из оспариваемого постановления следует, что в качестве отягчающих обстоятельств административного правонарушения, Управлением признано «не признание своей вины в факте повреждения кабельной линии 10кВ».

При этом статьей 4.3 КоАП РФ определен исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых предполагает назначение более сурового наказания за совершение административного правонарушения, не предусматривающий обстоятельство, приведенное Управлением, в связи с чем, а также учитывая факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.7 КоАП РФ, впервые, вывод суда первой инстанции о возможности снижения размера административного штрафа до минимального - 30 000 рублей следует признать правомерным.

При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 октября 2011 года по делу N А21-6504/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АНиК-СтройИнвест» - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.И.Есипова
Судьи
Г.В.Борисова
Л.А.Шульга

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка