ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2011 года Дело N А21-8740/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2011 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мельниковой Н.А. судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Суюнчалиевой С.Ю. при участии: от истца: Бедановой М.П. (доверенность б/н от 21.10.2010г., паспорт) от ответчика: не явился (извещен)

от 3-го лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании N А21-8740/2010 по заявлению ООО "Торговая компания "Двое" к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации МО "Город Калининград"

3-е лицо: ООО «Центр оценки и маркетинговых исследований» о признании недействительным подпункта 2.2 распоряжения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Двое" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Комитет) о признании недействительным подпункта 2.2 пункта 2 Распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» от 15.10.2010г. N 70/2102/р «Об условиях приватизации муниципального имущества по адресу: Калининград, проспект Победы, 117-127» в части установления цены приватизируемого имущества в размере 2 086 300 руб. (в том числе НДС); об обязании Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» установить цену, приватизируемого Обществом муниципального имущества - нежилых помещений подвала, по плану литер III из литера А, общей площадью 109,9 кв.м., расположенных по адресу: Калининград, проспект Победы, 117-127 в размере, определенном на основании судебной экспертизы - заключение эксперта N ЭЗ-0930-2010 от 21.12.2010г., а именно в сумме 487 100 руб., в том числе НДС. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2010г. по делу N А21-8740/2010 заявленные требования удовлетворены.

На указанное решение Комитетом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.

К участию в деле не было привлечено ООО «Центр оценки и маркетинговых исследований», права и обязанности которого непосредственно затрагиваются принятым судебным актом, в связи с чем, апелляционный суд счел, что имеются безусловные процессуальные основания для отмены принятого по делу судебного акта и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Определением от 04.04.2011г. апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований ООО «Центр оценки и маркетинговых исследований».

В судебном заседании 23 мая 2011г. представитель ответчика заявил ходатайство о назначении повторной экспертизы для решения вопроса о рыночной стоимости нежилых помещений подвала общей площадью 109,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Калининград, пр. Победы, 117-127.

Ответчик полагает, что проведение экспертизы следует поручить ООО «Профессиональная Компания Оценки Собственности «РУСБИЗНЕСОЦЕНКА» (236008, г. Калининград, ул. А.Невского, дом 76 «в», офис 302).

Истец оставил разрешение вопроса о назначении экспертизы на усмотрение суда.

Поскольку для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов требуются специальные знания, ходатайство истца о назначении экспертизы судом удовлетворено, определением от 23.05.2011г. производство по настоящему делу приостановлено до предоставления в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд экспертного заключения.

09.09.2011г. в апелляционный суд поступило экспертное заключение N 1657-089-11 от 30.08.2011г.

Учитывая изложенное, апелляционный суд определением от 09.11.2011г. возобновил производство по настоящему делу.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Как явствует из материалов дела, между Комитетом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) был заключен Договор аренды нежилого помещения (здания) N 4922 от 11.02.2005 года (далее - Договор), согласно пункту 1.1 которого Общество арендует муниципальное имущество - нежилые помещения подвала, лит. III, общей площадью 109,9 кв.м, расположенные по адресу: г. Калининград, проспект Победы, 127а, для использования под магазин.

Согласно пункту 2.1 Договора, срок действия договора устанавливался с 20 января 2005 года по 31 декабря 2005 года.

В последующем между Комитетом и Обществом ежегодно заключались договоры аренды на указанное муниципальное имущество - от 19.01.2006 года N5221; от 17.01.2007 года N5505; от 10.01.2008 года N5741; от 17.02.2009 года N5987.

05.05.2010 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении ему преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества, в соответствии с нормами Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N159-ФЗ).

В результате рассмотрения заявления Общества, 15.10.2010 года Комитетом было вынесено Распоряжение N70/2102/р «Об условиях приватизации муниципального имущества по адресу: г. Калининград, проспект Победы, 117-127» (далее - Распоряжение).

Указанным распоряжением установлен способ приватизации объекта - выкуп арендованного имущества.

В соответствии с подпунктом 2.2 Распоряжения: цена приватизируемого имущества установлена на основании отчета об оценке муниципального имущества - 2 086 300 рублей, в том числе НДС.

Общество, не согласившись с подпунктом 2.2 Распоряжения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявитель считает, что установленная оспариваемым подпунктом 2.2 Распоряжения цена Объекта значительно превышает его реальную рыночную стоимость. В подтверждение своих доводов Общество ссылается на Отчет Специализированной фирмы «Оценка» NН-485-10 от 22.10.2010 года, согласно которому, величина рыночной стоимости указанного муниципального имущества определена в сумме 453 600 рублей, в том числе НДС.

Из материалов дела явствует, что Общество является добросовестным арендатором, соответствующим критериям, установленным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N159-ФЗ). Данный факт признает и Комитет, в связи с чем, издано Распоряжение.

В оспариваемом заявителем пункте 2.2 распоряжения Комитета, цена приватизируемого имущества установлена в размере 2 086 300 рублей (в том числе НДС) на основании Отчета об оценке рыночной стоимости муниципального имущества N2010-38/м от 15.06.2010 года, представленного ООО «Центр оценки и маркетинговых исследований».

В соответствии с пунктом 26 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N3)», утвержденного приказом Минэкономики развития РФ от 20.07.2007 года N254 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектами оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Статья 3 Закона N159-ФЗ устанавливает, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Обязательность привлечения независимого оценщика для оценки подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества влечет признание отчета независимого оценщика документом, содержащим сведения доказательственного значения, а указанную в нем итоговую величину рыночной стоимости объекта - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки (статья 12 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности.

Поскольку в деле имелись взаимоисключающие результаты оценки стоимости спорного имущества, суд первой инстанции счел необходимым исследовать данное обстоятельство путем назначения соответствующей судебной экспертизы.

Определением суда от 15.12.2010 года по делу была назначена судебная экспертиза и на разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: Какова рыночная стоимость муниципального имущества - нежилых помещений подвала, общей площадью 109,9 кв.м, подлежащих приватизации ООО «Торговая компания «Двое», расположенных по адресу: г. Калининград, проспект Победы, 117-127, Литер III из Литера А. Проведение экспертизы было поручено экспертам ООО «Независимый центр «Балтэкспертиза».

Из представленного заключения эксперта NЭЗ-0930-2010 от 21.12.2010 года, основанного на имеющейся информации и данных, полученных в результате проведения анализа и расчетов с применением общепринятых методик оценки, следует, что рыночная стоимость объекта оценки составляет 478 100 рублей, в том числе НДС. Установленная в результате проведения судебной экспертизы рыночная стоимость объекта оценки была принята судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства.

В судебном заседании апелляционного суда 23 мая 2011г. представитель ответчика заявил ходатайство о назначении повторной экспертизы для решения вопроса о рыночной стоимости нежилых помещений подвала общей площадью 109,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Калининград, пр. Победы, 117-127.

Поскольку для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов требуются специальные знания, ходатайство истца о назначении экспертизы апелляционным судом удовлетворено, определением от 23.05.2011г. производство по настоящему делу приостановлено до предоставления в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд экспертного заключения.

09.09.2011г. в апелляционный суд поступило экспертное заключение N 1657-089-11 от 30.08.2011г., согласно выводам которого рыночная стоимость муниципального имущества - нежилых помещений подвала общей площадью 109,9 кв.м., расположенных по адресу: г.Калининград, проспект Победы, 117-127, литер III из литера А по состоянию на 15.10.2010г. составляет 419 029 руб.

Установленная в результате проведения судебной экспертизы рыночная стоимость объекта оценки принимается апелляционным судом в качестве надлежащего доказательства.

Согласно статье 3 Закона N159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что подпункт 2.2 Распоряжения не соответствует вышеуказанным правовым нормам.

Кроме того, оспариваемый пункт Распоряжения нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доказательств обратного Комитет суду не представил.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований, в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2010г. по делу N А21-8740/2010 отменить.

Признать недействительным подпункт 2.2 пункта 2 Распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 15.10.2010 года N70/2102/р «Об условиях приватизации муниципального имущества по адресу: г. Калининград, проспект Победы, 117-127» в части установления цены приватизируемого имущества в размере 2 086 300 рублей (в том числе НДС).

Обязать Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» установить цену, приватизируемого Обществом с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Двое», муниципального имущества - нежилых помещений подвала, литер III из литера А, общей площадью 109,9 кв.м, расположенных по адресу: г. Калининград, проспект Победы, 117-127, в размере, определенном на основании судебной экспертизы - заключение эксперта N 1657-089-11 от 30.08.2011г. в сумме 419 029 рублей 00 копеек.

Взыскать с Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Двое» расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2 000 рублей и 2000 руб. 00 коп. расходы по госпошлине по апелляционной жалобе.

     Председательствующий
Н.А.Мельникова
Судьи
В.М.Горбик
Н.С.Полубехина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка