ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2012 года Дело N А74-2727/2011

Красноярск

А74-2727/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «26» января 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «26» января 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Севастьяновой Е.В., судей: Дунаевой Л.А., Петровской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии: от заявителя: Немкова В.П., представителя по доверенности от 10.01.2012, находящегося в здании Арбитражного суда Республики Хакасия: от ответчика: Сергеевой К.С., представителя по доверенности от 27.10.2009, находящейся в здании Третьего арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «03» ноября 2011 года по делу N А74-2727/2011, принятое судьей Тутарковой И.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярской железной дороги (ОГРН 10377339877295, ИНН 7708503727) (далее - ОАО «РЖД», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ОГРН 1021900528100, ИНН 1901016287) (далее - Фонд социального страхования, Фонд, Учреждение) о признании незаконным решения от 20 мая 2011 года N 01-13/03-4515 об отказе в установлении скидки по страховому тарифу Эксплуатационному локомотивному депо Абакан II - структурному подразделению Дирекции тяги Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.11.2011 по делу N А74-2727/2011 заявленные требования удовлетворены.

Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение суда и отказать ОАО «РЖД» в удовлетворении заявленного требования.

В апелляционной жалобе заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 18, 22 Федерального закона от 14.07.1998 N125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон N125-ФЗ), пункты 2, 3, 4, 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N652 (далее - Правила N 652), указывает, что одним из условий рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является осуществление последним финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации.

Эксплуатационное локомотивное депо Абакан II на учет в налоговом органе поставлено 01.07.2009, с заявлением об установлении скидки обратилось в отделение фонда 10.05.2011, поэтому учреждение считает, что обществу правомерно отказано в установлении скидки к страховому тарифу на 2011 год.

Фонд не согласен с выводом суда о том, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию. Указывает, что вместе с заявлением был представлен пакет документов не по всему обществу, а по обособленному подразделению - Эксплуатационному локомотивному депо Абакан II.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивает на отмене решения суда первой инстанции.

Представитель заявителя с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в качестве юридического лица, поставлено на налоговый учёт и внесено в единый государственный реестр юридических лиц 23 сентября 2003 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 39 по г.Москве (свидетельство серии 77 N 007105126).

Приказом Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 18 ноября 2008 года N 709н была создана Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, этим же приказом переименовано в структуре Абаканского отделения железной дороги Локомотивное депо Абакан в Эксплуатационное локомотивное депо Абакан II.

Приказом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 10 апреля 2009 года N 76 была создана Дирекция тяги - структурное подразделение Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Пунктом 2 названного приказа в состав Дирекции тяги включено в качестве структурного подразделения Эксплуатационное локомотивное депо Абакан II.

Во исполнение данного приказа ОАО «РЖД» приказом Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 28 апреля 2009 года N 136н 01 июля 2009 года была создана Дирекция тяги, в состав которой было включено Эксплуатационное локомотивное депо Абакан II, исключенное из состава Абаканского отделения железной дороги.

30 июля 2009 года Общество зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения - Локомотивного депо в Государственном учреждении - региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия за номером 1901010136, что подтверждается Извещением о регистрации в качестве страхователя от 04 апреля 2009 года.

10 мая 2011 года Эксплуатационным локомотивным депо Абакан II - структурным подразделением Дирекции тяги Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - Локомотивное депо) в адрес Учреждения было направлено заявление на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2001 года N 652 (далее - Правила).

20 мая 2011 года письмом N 01-13/03-4515 Учреждение отказало Локомотивному депо в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год в связи с несоблюдением условия, установленного пунктом 6 Правил, а именно, осуществление Локомотивным депо финансово-хозяйственной деятельности менее трёх лет с момента регистрации.

Считая решение от 20 мая 2011 года N 01-13/03-4515 нарушающим права и законные интересы страхователя, ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании решения Учреждения незаконным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Суд первой инстанции обоснованно признал, что обществом соблюден предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта фонда, так как о нарушении своих прав и законных интересов обществу стало известно 20.05.2011, согласно штампу на конверте заказного письма с заявлением в суд страхователь обратился 15.08.2011.

При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался Законом N125-ФЗ, которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статьей 18 Закона N 125-ФЗ предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) устанавливать страхователям надбавки и скидки к страховому тарифу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, утвержденного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

Пунктом 2 Правил N 652 предусмотрено, что скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.

Условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении скидки согласно пункту 6 Правил N 652 являются осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем 3 года с момента его государственной регистрации и своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам.

Суд первой инстанции правильно признал неправомерным отказ фонда в предоставлении обществу скидки к страховому тарифу на 2011 год по мотиву нахождения обособленного подразделения ОАО «РЖД» на учете с 01.07.2009 и осуществлением в связи с этим финансово-хозяйственной деятельности менее трех лет.

В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 6 Закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

На основании толкования указанных норм суд первой инстанции правильно указал, что обособленное подразделение не является самостоятельным субъектом правоотношений по обязательному социальному страхованию. Следовательно, при определении условий для установления скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует учитывать период осуществления финансово-хозяйственной деятельности самого страхователя (ОАО «РЖД»), а не его обособленного подразделения.

Кроме того, правильным является вывод суда о том, что согласно пункту 6 Правил необходимо, чтобы финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась обществом в течение трех лет с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица. Прямое толкование указанной нормы не устанавливает взаимосвязь между фактом регистрации юридического лица в качестве страхователя и последующим трехлетним периодом осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (серия 77 N 007105126) ОАО «РЖД» зарегистрировано 23.09.2003 и на момент подачи заявления об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год осуществляет финансово-хозяйственную деятельность более трех лет.

При таких обстоятельствах приведенное фондом в оспариваемом решении основание отказа в установлении скидки к страховому тарифу на 2011 год не соответствует статьям 3, 6 Закона N125-ФЗ и пункту 6 Правил и нарушает права заявителя, предусмотренные статьями 18 и 22 Закона N125-ФЗ, на установление страхового тарифа с учетом скидки.

Доводы Учреждения о том, что с заявлением был представлен пакет документов не по всему обществу, а по обособленному подразделению - Эксплуатационному локомотивному депо Абакан II, заявление было подано не по месту регистрации Общества, являются несостоятельными, поскольку они не являлись основанием для вынесения оспариваемого решения.

Кроме того, согласно заявлению о регистрации, извещению Учреждения о регистрации в качестве страхователя Общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию по месту нахождения обособленного подразделения - Эксплуатационного локомотивного депо Абакан II - структурного подразделения Дирекции тяги - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

С учетом изложенного решение суда о признании незаконным решения от 20 мая 2011 года N 01-13/03-4515 от 18.05.2010 основано на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционной инстанции уплате не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «03» ноября 2011 года по делу N А74-2727/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
Е.В.Севастьянова
Судьи
Л.А.Дунаева
О.В.Петровская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка