ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2012 года Дело N А33-12398/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 января 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Дунаевой Л.А., судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии:

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (заявителя, административного органа) - Криспин В.В., на основании доверенности от 07.11.2011 N 70-55/422;

индивидуального предпринимателя Степанова Б.В. (лица, привлеченного к административной ответственности), на основании паспорта; представителя индивидуального предпринимателя Степанова Б.В. - Ивановой Т.В., на основании доверенности от 10.01.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 24 октября 2011 года по делу NА33-12398/2011, принятое судьей Крицкой И.П.,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, ИНН 2466124510) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Степанова Бориса Валентиновича к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 октября 2011 года заявление удовлетворено. Степанов Б.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с данным решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции изменить в части вывода суда о недоказанности части вменяемых Степанову Б.В нарушений законодательства о банкротстве.

Индивидуальный предприниматель Степанов Б.В. считает решение суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.

Индивидуальный предприниматель Степанов Б.В. и его представитель в судебном заседании апелляционную жалобу не признали, сослались на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.06.2005 по делу N А33-28375/2004 сельскохозяйственный производственный кооператив «Березовский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком, продленным определениями арбитражного суда до 08.12.2011, конкурсным управляющим должника утвержден Степанов Борис Валентинович.

По результатам рассмотрения жалобы администрации Березовского района Красноярского края и приложенных к ней документов Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в действиях конкурсного управляющего должника Степанова Б.В. выявлено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

27.06.2011 административным органом вынесено определение N 00252411 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования в отношении конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива «Березовский» Степанова Б.В.

В ходе административного расследования административным органом установлены, в том числе следующие нарушения:

1) в нарушение требований пункта 1 статьи 179, пункта 1 статьи 131, статьи 130, статьи 139, пункта 6 статьи 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» имущество реализовано должником без проведения оценки и представления собранию кредиторов на утверждение порядка, сроков и условий реализации имущества должника; имущество должника, подлежащее включению в конкурсную массу и продаже в составе имущественного комплекса, реализовано также без проведения оценки и представления собранию кредиторов на утверждение предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника;

2) в нарушение пунктов 1, 6 статьи 24, пункта 2 статьи 120 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не приняты меры, направленные на сохранение имущества должника, в том числе мероприятия, установленные собранием кредиторов;

3) в нарушение пункта 2 статьи 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» поступившие денежные средства в период с сентября 2010 года по январь 2011 года не зачислялись на основной расчетный счет должника N 40702810000100101082, открытый в АКБ «Енисей» (ОАО).

По фактам выявленных нарушений административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 25.07.2011 N 00242411. Указанные факты расценены административным органом в качестве административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения индивидуального предпринимателя Степанова Б.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Объективную сторону правонарушения составляет нарушение норм законодательства о банкротстве. Субъектом правонарушения является арбитражный управляющий.

Учитывая, что процедура конкурсного производства в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Березовский» возбуждена 08.06.2005, то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», при рассмотрении данного дела об административном правонарушении суд первой инстанции обоснованно применил нормы закона о банкротстве без учета внесенных изменений.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций; конкурсным управляющим - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации.

В отношении правонарушения, отраженного в пункте I протокола.

Согласно пункту 1 статьи 130 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (пункт 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В соответствии со статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Федеральным законом не установлен иной порядок продажи имущества должника.

Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 статьи 110 и статьей 111 настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.

В силу пункта 1 статьи 179 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.

Из совокупности толкования приведенных норм следует, что сельскохозяйственное предприятие выставляется на торги целиком в виде единого имущественного комплекса. При этом, прежде чем приступить к продаже имущества должника, конкурсному управляющему необходимо провести инвентаризацию, оценку и представить на утверждение собранию кредиторов предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Исходя из требований добросовестности и разумности, в случаях продажи какой-либо части имущества должника (т.е. отдельно от состава имущественного комплекса), у арбитражного управляющего на это должны быть весомые основания. При этом необходимость в продаже части имущества должника не может исключать обязанности арбитражного управляющего по проведению его оценки и последующего представления собранию кредиторов предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.

Административный орган вменяет индивидуальному предпринимателю нарушение требований пункта 1 статьи 179, пункта 1 статьи 131, статьи 130, статьи 139, пункта 6 статьи 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части реализации имущества должника (крупного рогатого скота) без проведения оценки и представления собранию кредиторов на утверждение порядка, сроков и условий реализации имущества должника, а также реализации указанного имущества должника, подлежащего включению в конкурсную массу и продаже в составе имущественного комплекса, также без проведения оценки и представления собранию кредиторов на утверждение предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.

Вывод суда первой инстанции о том, что административный орган не доказал событие вменяемого правонарушения, является неверным по следующим основаниям.

Из материалов дела о банкротстве сельскохозяйственного производственного кооператива «Березовский», в том числе, инвентаризационной описи основных средств от 01.04.2010, следует, что в состав конкурсной массы входит крупный рогатый скот.

В соответствии с требованиями Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства России от 02.02.2004 N 73, животные на выращивании и откорме (в том числе, крупный рогатый скот) составляют особую группу оборотных средств, являются биологическими активами и имеют ряд специфических особенностей. Таких животных при достижении определенного возраста переводят в определенную половозрастную группу и в основное стадо. При переводе в основное стадо данные активы переходят в группу основных средств. Скот, выбракованный из основного стада и поставленный на откорм, наоборот, переходит в группу оборотных средств.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.05.1999 N 359 «Об утверждении правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота» установлено, что крупный рогатый скот в обязательном порядке подлежит убою в случае, если животные признаны больными в связи с изменениями крови, характерными для лейкоза.

Таким образом, учитывая специфические особенности имущества должника - крупного рогатого скота, реализация включенного в конкурсную массу такого имущества в период банкротства конкурсным управляющим возможна только в вынужденных случаях, то есть в случаях, при которых его содержание невозможно и в силу требований законодательства Российской Федерации животное подлежит убою, в остальных случаях реализация крупного рогатого скота подлежит в составе имущественного комплекса. При этом, перед реализацией конкурсный управляющий должен выполнить обязанность по проведению оценки такого имущества и представить на утверждение собранию кредиторов предложения о порядке, о сроках и об условиях его реализации.

Согласно письму Краевого государственного казенного учреждения «Березовский отдел ветеринарии» от 08.07.2010 N 228 на сельскохозяйственном производственном кооперативе «Березовский» по состоянию на 01.01.2009 числилось 209 голов крупного рогатого скота; на 01.01.2010 - 201 голова крупного рогатого скота; на 01.07.2010 - 140 голов крупного рогатого скота.

В соответствии с инвентаризационной описи основных средств от 01.04.2010 поголовье крупного рогатого скота составляет 173 голов.

Из письма Краевого государственного казенного учреждения «Березовский отдел ветеринарии» от 08.07.2011 N 2064, результатов исследований по экспертизе N 3028/788 от 26.07.2010 на лейкоз РИД (серологическим методом) следует, что 95 коров инфицированы вирусом лейкоза, что составляет 83,3 %. В отношении 19 коров согласно указанному заключению экспертизы на вирус лейкоза получены отрицательные результаты.

Согласно письму Краевого государственного казенного учреждения «Березовский отдел ветеринарии от 18.07.2011 N 227 в октябре 2010 года на Балахтинский убойный цех вывезено 113 голов крупного рогатого скота.

Исходя из отчета о движении поголовья за октябрь 2010 года, на 01.10.2010 на предприятии числилось 126 голов крупного рогатого скота (из них 119 коров, 4 телки, 7 бычков), что составляет 67 285 кг. Согласно данному отчету указанное количество крупного рогатого скота реализовано полностью и по состоянию на 01.11.2010 остаток поголовья равен нулю.

Из гуртовых (весовых) ведомостей от 18.10.2010, 19.10.2010, 20.10.2010, 21.10.2010, 22.10.2010 следует, что на Балахтинский убойный цех вывезено 109 животных (коров), как инфицированные лейкозом, так и в отношении которых результаты на вирус лейкоза являются отрицательными.

Из отчета конкурсного управляющего к собранию кредиторов, созванному на 30.11.2010, следует, что количество крупного рогатого скота в стаде по состоянию на дату составления отчета равно нулю, крупный рогатый скот реализован на сумму 1 518 040 рублей.

Согласно сведениям об оборотах денежных средств по расчетному счету сельскохозяйственного производственного кооператива «Березовский» N 40702810000100101082, открытому в АКБ «Енисей» (ОАО), от реализации мяса от индивидуального предпринимателя Передельского В.З. 23.11.2010 поступили денежные средства в размере 1 518 040 рублей.

При этом, оценка вышеуказанного имущества (крупного рогатого скота) не проводилась, предложения о порядке, о сроках и о продаже имущества должника собранию кредиторов не представлялась.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение конкурсным управляющим требований пункта 1 статьи 179, статей 130, 131, 139, пункта 6 статьи Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в части реализации имущества должника, подлежащего включению в конкурсную массу и продаже в составе единого имущественного комплекса, без проведения оценки и представления собранию кредиторов на утверждение порядка, сроков и условий реализации имущества должника. Следовательно, указанные действия (бездействие) индивидуального предпринимателя Степанова Б.В. содержат признаки объективной стороны вменяемого административного правонарушения.

В отношении правонарушения, отраженного в пункте II протокола.

В силу пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан, в том числе, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.