ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2012 года Дело N А33-7760/2011

Красноярск

А33-7760/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Петровской О.В., судей: Белан Н.Н., Хасановой И.А., при ведении протокола судебного заседания Шалухиной Ж.В.,

при участии: от истца Бурковой А.А. - представителя по доверенности N 181 от 20.12.2011, Букиной Ю.Ю. -представителя по доверенности N 112 от 25.08.2011,

от Администрации города Лесосибирска: Михейчик Р.Н. - представителя по доверенности N 67 от 22.07.2011, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Лесосибирский ЛДК N1» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 16 октября 2011 года по делу N А33-7760/2011, принятое судьей Мельниковой Л.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Лесосибирский ЛДК N 1» (ОГРН 1022401504949, ИНН 7705038503) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Лесосибирскому городскому Совету депутатов к Лесосибирскому городскому Совету депутатов (ОГРН 1022401505598), к Администрации города Лесосибирска, к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» (ОГРН 1022402652359, ИНН 2466003280) с требованиями (с учетом уточнения):

1. о признании порочащими деловую репутацию ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1» не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов, утвержденной 27 января 2011 Решением N 111 Лесосибирского городского Совета депутатов, а именно:

- в подпункте 2 пункта 1 «Строительство тепловой станции 1 контура от «Районной» котельной до ЦТП ул. 60 лет ВЛКСМ с устройством двух промежуточных ЦТП в г.Лесосибирске» Раздела 5.2. «Мероприятия в сфере теплоснабжения» (стр. 34) слова «теплоэнергии с низкими качественными показателями ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1»»;

- в разделе 9.1. (стр. 77) слова «В связи с нестабильной работой ТС-2 ОАО «ЛДК N 1» (2009-2010 г.) были срывы в предоставлении надлежащего качества подачи тепла...»,

2. об обязании Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет», Лесосибирского городского Совета депутатов, Администрации города Лесосибирска опровергнуть порочащие деловую репутацию ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1» не соответствующие действительности сведения следующим образом: заменить Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011 - 2015 годов, утвержденной 27.01.11 решением N 111 Лесосибирского городского Совета депутатов, исключив:

- в подпункте 2 пункта 1 «Строительство тепловой станции 1 контура от «Районной» котельной до ЦТП ул. 60 лет ВЛКСМ с устройством двух промежуточных ЦТП в г. Лесосибирске» Раздела 5.2. «Мероприятия в сфере теплоснабжения» (стр. 34) слова «теплоэнергии с низкими качественными показателями ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1»;

- в разделе 9.1. (стр. 77) слова «В связи с нестабильной работой ТС-2 ОАО «ЛДК N 1» (2009-2010 г.) были срывы в предоставлении надлежащего качества подачи тепла...»;

3. Обязать Администрацию города Лесосибирска уведомить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о внесенных в Программу изменениях.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2011 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.

Оспариваемые суждения содержат только информацию и не содержат оценки этой информации, поэтому не могут быть признаны добросовестным комментарием.

Утверждения о фактах нестабильной работы ТС-2, срывах в поставках надлежащего качества теплоносителя не имели места в реальности в отопительный сезон 2009-2010 годов. Ответчиками не представлено в материалы дела ни одного доказательства, подтверждающего данные факты.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» г. Красноярск, Лесосибирский городской Совет депутатов надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель администрации города Лесосибирска просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

23.12.10 между Администрацией города Лесосибирска (заказчик) и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета (подрядчик) подписан муниципальный контракт N 057/10 на разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011 - 2015 годов.

Согласно п. 1.1 указанного контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011- 2015 годов, заказчик - принимает и оплачивает указанные работы. Сторонами контракта подписано техническое задание, согласно которому разработка программы должна осуществляться на основании генерального плана города Лесосибирска и комплексной программы социально-экономического развития города Лесосибирска до 2017 года, Программа должна представлять собой увязанный по целям и задачам, ресурсам и срокам комплекс проектных, производственных, социально- экономических и других мероприятий, направленных на обеспечение эффективного решения проблем в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и утилизации и захоронения твердых бытовых отходов (п. 1.2).

Также в техническом задании определены следующие требования к паспорту программы: заказчик программы - Лесосибирский городской Совет депутатов, разработчик программы: Администрация города Лесосибирска, исполнители программы: администрация города Лесосибирска, организации коммунального комплекса, цель программы: обеспечение развития коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации.

В пункте 2.3 технического задания указаны требования к развитию системы теплоснабжения города Лесосибирска, в том числе:

- характеристика состояния и анализ проблем в сфере теплоснабжения, в том числе анализ управляемости инженерными системами как единым комплексом (распределение нагрузок, оптимизация загрузки источников, система взаимодействия субъектов теплоснабжения по вопросам оперативно-диспетчерского управления, ликвидация нештатных ситуаций, качественное и надежное обеспечение потребителей услугами теплоснабжения, проведение единой скоординированной политики текущей эксплуатации системы и ее перспективного развития),

- анализ системы взаимодействия организаций коммунального комплекса с потребителями (система обратной связи с потребителями, реакция на жалобы потребителей по поводу отключений и некачественного обеспечения услугами теплоснабжения, структура ответственности перед потребителями).

Пунктом 2.3.2 технического задания предусмотрено проведение оценки потребности в объемах услуг теплоснабжения, в том числе:

-анализ потребности в объемах теплоснабжения с учетом состояния существующей системы теплоснабжения и планов жилищного и промышленного строительства на территории города,

-анализ действующих производственных и инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, результатов мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги теплоснабжения.

В п. 2.3.3 технического задания предусмотрена необходимость обоснования оптимизации и развития системы теплоснабжения до конца 2015 года, в том числе: разработка различных вариантов оптимизации и развития системы теплоснабжения города с расчетом объемов работ по строительству и модернизации объектов теплоснабжения, выбор варианта оптимизации и развития системы теплоснабжения города с учетом наибольшего системного эффекта.

Во исполнение муниципального контракта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» подготовило «Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов» (далее - Программа).

Данная Программа утверждена 27.01.11 решением Лесосибирского городского Совета депутатов N 111, которое вступает в силу со дня его опубликования в газете «Заря Енисея» (п.2 решения). Разработчиком программы указана Администрация г. Лесосибирска.

Решение Лесосибирского городского Совета депутатов N 111 от 27.01.11 опубликовано в газете «Заря Енисея» от 03.02.11 N 5, в которой также указано, что с решением, включая приложение, можно ознакомиться в отделе правовой информации читального зала Центральной городской библиотеки.

Согласно представленной истцом справке МБУК «Централизованная библиотечная система» от 15.07.11 N 52, в центре правовой информации в открытом доступе для читателей находится «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов» и решение Лесосибирского городского Совета депутатов об утверждении данной программы.

Полагая, что указанные в Программе следующие сведения:

- в подпункте 2 пункта 1 «Строительство тепловой станции 1 контура от «Районной» котельной до ЦТП ул. 60 лет ВЛКСМ с устройством двух промежуточных ЦТП в г. Лесосибирске» Раздела 5.2. «Мероприятия в сфере теплоснабжения» (стр. 34) слова «теплоэнергии с низкими качественными показателями ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1»;

- в разделе 9.1. (стр. 77) слова «В связи с нестабильной работой ТС-2 ОАО «ЛДК N 1» (2009-2010 г.) были срывы в предоставлении надлежащего качества подачи тепла...»;

не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1», поскольку формируют у общественности неверное представление об истце как о недобросовестном поставщике тепловой энергии, ненадлежащим образом исполняющем договорные обязательства, что приводит к ухудшению теплоснабжения потребителей, истец обратился с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 данной статьи установлено, что указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

В соответствии со статьёй 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности; если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Предметом заявленного по настоящему делу иска является требование о защите деловой репутации путём признания сведений не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца и опровержение сведений, распространённых ответчиками.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N3 по делам, связанным с защитой деловой репутации, необходимо иметь ввиду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, значение для дела, которые должны быть определены судом при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются:

- факт распространения ответчиком сведений об истце;

- порочащий характер этих сведений;

- несоответствие сведений действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворён судом.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

При этом обязанность доказывания факта распространения сведений, а также порочащего характера этих сведений лежит на истце. Обязанность по доказыванию соответствию действительности распространенных сведений лежит на ответчике.

Поскольку фразы, в которых по мнению истца, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его деловую репутацию сведения, изложены в «Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Лесосибирска на период 2011-2015 годов» (далее - Программа), утвержденной 27.01.11 решением Лесосибирского городского Совета депутатов N 111, и находящейся в открытом доступе для читателей МБУК «Централизованная библиотечная система» (справка от 15.07.11 N 52), то суд первой инстанции обоснованно установил факт их распространения.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 судам необходимо иметь в виду, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во времени, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Таким образом, именно сведения в форме утверждений о фактах, касающихся неправомерной деятельности определенного лица поддаются проверке на соответствие или несоответствие их действительности и, вследствие этого, именно они могут быть предметом опровержения в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец полагает не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию следующие фразы, содержащиеся в Программе:

- в подпункте 2 пункта 1 «Строительство тепловой станции 1 контура от «Районной» котельной до ЦТП ул. 60 лет ВЛКСМ с устройством двух промежуточных ЦТП в г. Лесосибирске» Раздела 5.2. «Мероприятия в сфере теплоснабжения» (стр. 34) слова «теплоэнергии с низкими качественными показателями ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1»;

- в разделе 9.1. (стр. 77) слова «В связи с нестабильной работой ТС-2 ОАО «ЛДК N 1» (2009-2010 г.) были срывы в предоставлении надлежащего качества подачи тепла...».

Целью разработки Программы явилось обеспечение развития коммунальных систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества и надежности производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации в городе (стр. 3 паспорта программы).

Разработчиком программы выступило Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет», заказчиком и координатором программы - Администрация города Лесосибирска, которая с Лесосибирским городским Советом депутатов также осуществляет контроль за исполнением Программы (стр. 4 паспорта Программы). Таким образом, иск предъявлен к надлежащим ответчикам.

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Таким образом, в данном случае подлежит доказыванию факт распространения ответчиком утверждений о наличии в отношении истца фактов, имеющих порочащий характер.

В разделе 5 программы приведен анализ комплексного развития системы теплоснабжения города Лесосибирска, в том числе состояния тепловых сетей и осуществление теплоснабжения потребителей от теплоисточников. На стр. 32 Программы указано на покупку МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» тепловой энергии в том числе от ОАО «ЛДК N 1» с приведением данных в таблице, а также содержится вывод о неудовлетворительном состоянии систем теплоснабжения, связанном с физическим износом трубопроводов, что приводит к увеличению аварийности и отключению потребителей на длительные сроки, росту тепловых потерь и влечет за собой материальные убытки и недовыполнение объема реализации продукции.

В пункте 5.2 Программы приведен перечень мероприятий в сфере теплоснабжения, подпунктом 1 которого указано: Строительство тепловой сети 1 контура от «Районной котельной до ЦТП ул. 60 лет ВЛКСМ с устройством двух промежуточных ЦТП в г.Лесосибирске», целью данного мероприятия является в том числе: повышение качества теплоснабжения потребителей теплоснабжения южной части города Лесосибирска (уход от покупки теплоэнергии с низкими качественными показателями от ЗАО «Лесосибирский ЛПК» и ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1»).

Апелляционный суд полагает, что фраза «повышение качества теплоснабжения потребителей теплоснабжения южной части города Лесосибирска (уход от покупки теплоэнергии с низкими качественными показателями от закрытого акционерного общества «Лесосибирский ЛПК и ОАО «Лесосибирский ЛДК N 1)» не может считаться порочащей истца.