ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2012 года Дело N А33-9897/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «18» января 2012 года. Полный текст постановления изготовлен «25» января 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисова Г.Н., судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии: от заявителя: Рябкова М.В., представителя по доверенности от 12.12.2011 N312, от налогового органа: Васько С.В., представителя по доверенности от 18.01.2012, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «20» сентября 2011 года по делу N А33-9897/2011, принятое судьей Федотовой Е.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - инспекция) начислить 1 132 455 рублей 87 копеек процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных по требованию от 28.07.2009 N1261 налогов и пени в сумме 7 768 744 рубля 71 копейка, принять решение о возврате процентов с направлением в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 сентября 2011 года заявление удовлетворено.

Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что возможность начисления процентов установлена пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) только в отношении возвращаемых сумм, в связи с чем при осуществлении на основании заявления налогоплательщика зачета излишне взысканной суммы в счет исполнения обязанности по уплате текущих платежей основания для начисления процентов отсутствуют. Инспекция полагает, что невозможно произвести расчет процентов, поскольку не обозначены сроки, с которыми законодатель связывает возможность начисления процентов.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.

20.12.2007 внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» (протокол N3) принято решение о реорганизации открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири». В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», что подтверждается свидетельством серии 24 N005026372. Открытое акционерное общество «Красноярскэнерго» 31.03.2008 снято с учета в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, что подтверждается уведомлением от 03.04.2008 N24003. Заявитель с 08.10.2009 состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, что подтверждается уведомлением от 08.10.2009 N11258.

По итогам выездной налоговой проверки соблюдения открытым акционерным обществом «Красноярскэнерго» в период 2006 - 2007 годы налогового законодательства Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N4 принято решение от 22.09.2008 N03-1-23/166 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, которым заявителю доначислено и предложено уплатить 31 393 248 рублей налога на прибыль, из них 8 502 338 рублей налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и 22 890 910 рублей налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, 57 646 рублей 19 копеек пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, 24 350 823 рубля налога на добавленную стоимость, 766 724 рубля 03 копейки пени по налогу на добавленную стоимость.

Федеральная налоговая служба решением от 26.06.2009 N9-1-08/00-133 изменила решение инспекции путем отмены в резолютивной части решения доначисления налога на прибыль по пунктам 1.3., 1.15. мотивировочной части решения (62 225 рублей) и соответствующих сумм пени; в остальной части решение инспекции оставлено без изменения.

Требованием от 28.07.2009 N1261, врученным обществу 29.07.2009, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска предложила заявителю в срок до 08.08.2009 уплатить доначисленные решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N4 от 22.09.2008 N03-1-23/166 налоги и пени:

- 8 481 994 рубля налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет,

- 21 936 138 рублей налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта, и 56 225 рублей 25 копеек пени,

- 24 350 823 рубля налога на добавленную стоимость и 766 724 рубля 03 копейки пени.

Во исполнение требования от 28.07.2009 N1261 общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 10.08.2009 N09/766 о проведении зачета переплаты в счет уплаты налогов и пени, отраженных в требовании от 28.07.2009 N1261.

Инспекцией 18.08.2009 приняты решения о зачетах переплаты в счет уплаты налогов и пени на сумму 55 591 904 рубля 28 копеек: решением N1823 произведен зачет переплаты в счет уплаты 21 931 859 рублей налога на добавленную стоимость, решением N1824 - 68 141 рубль налога на добавленную стоимость, решением N 6072 - 2 350 823 рубля налога на добавленную стоимость, решением N6071 - 766 724 рубля 03 копейки пени по налогу на добавленную стоимость, решением N1822 - 25 618 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, решением N1821 - 8 456 376 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, решением N67 - 21 936 138 рублей налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, решением N66 - 56 225 рублей 25 копеек налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.

Извещениями от 18.08.2009 N4064 и N4065 налоговый орган уведомил налогоплательщика о произведенных зачетах.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2009 по делу NА40-101594/09-114-716 решение от 22.09.2008 N03-1-23/166, принятое Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N4, признано недействительным в части предложения уплатить 31 223 543 рубля налога на прибыль, 23 421 977 рублей налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу NА40-101594/09-114-716 решение суда первой инстанции от 01.12.2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2010 по делу NА40-101594/09-114-716 судебные акты нижестоящих инстанций изменены; решение от 22.09.2008 N03-1-23/166 дополнительно признано недействительным в части доначисления 860 705 рублей налога на добавленную стоимость и соответствующих этой сумме пеней.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.08.2010 по делу NА33-13467/2009 требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 28.07.2009 N1261 в части предложения уплатить 8 481 994 рубля налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, 21 936 138 рублей налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, 24 282 682 рубля налога на добавленную стоимость, 56 225 рублей 25 копеек пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, 764 578 рублей 50 копеек пени по налогу на добавленную стоимость признано недействительным. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.12.2010 решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.08.2010 по делу NА33-13467/2009 оставлено без изменения.

По заявлению налогоплательщика от 23.05.2011 N09-3344 налоговый орган произвел зачет образовавшейся переплаты в счет уплаты недоимки в сумме 7 768 744 рубля 71 копейка: решением от 06.06.2011 N245 налоговый орган произвел зачет 56 225 рублей 25 копеек в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, решением от 06.06.2011 N107 - 282 682 рубля в счет уплаты налога на добавленную стоимость, решением от 06.06.2011 N105 - 4 518 029 рублей 39 копеек в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, решением от 06.06.2011 N106 - 2 147 229 рублей 57 копеек в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, решением от 10.06.2011 N260 - 764 578 рублей 50 копеек в счет уплаты налога на добавленную стоимость.

Полагая, что незаконно взысканные с налогоплательщика налоги и пени в сумме 7 768 744 рубля 71 копейка подлежат возврату, в том числе путем проведения зачета, с начислением на них процентов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате процентов в сумме 1 132 455 рублей 87 копеек за период с 19.08.2009 по 05.06.2011 на сумму 7 768 744 рубля 71 копейка и с 06.06.2011 по 09.06.2011 на сумму 764 578 рублей 50 копеек.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязывая инспекцию начислить и уплатить обществу 1 132 455 рублей 87 копеек процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных по требованию от 28.07.2009 N 1261 налогов и пени в сумме 7 768 744 рубля 71 копейка путем принятия решения о возврате и направления соответствующего поручения территориальному органу Федерального казначейства для исполнения, суд первой инстанции исходил из того, что незаконно взысканные с налогоплательщика налоги и пени в сумме 7 768 744 рубля 71 копейка подлежат возврату, в том числе путем проведения зачета, с начислением на них процентов в порядке статьи 79 Кодекса.

Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы правильными.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Порядок возврата излишне уплаченной или излишне взысканной сумм налога определен в статьях 78 и 79 Кодекса. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (пункт 5 статьи 79 Кодекса), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (пункты 2 и 10 статьи 78 Кодекса).

Согласно статьям 69, 70, 101.3 Кодекса на основании вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, налогоплательщику направляется в установленном порядке требование об уплате налога (сбора), пеней, штрафа.

Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и исполнение решения налогового органа перечислением налоговых платежей в бюджет платежными поручениями либо путем зачета переплаты не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей.

Следовательно, положения статьи 79 Кодекса предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 22.09.2008 N 03-1-23/166, принятого Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 по итогам выездной налоговой проверки, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска требованием от 28.07.2009 N1261 предложила заявителю в срок до 08.08.2009 уплатить доначисленные налоги и пени в сумме 55 591 904 рубля 28 копеек.

На основании заявлений общества налоговым органом приняты решения от 18.08.2009 N1823, N1824, N6072, N6071, N1822, N1821, N67, N66, в соответствии с которыми произведен зачет переплаты в счет уплаты налогов и пени на сумму 55 591 904 рубля 28 копеек.

Вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов решение от 22.09.2008 N03-1-23/166, принятое Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N4, которым, в том числе, доначислены спорные суммы налогов и пени, и требование от 28.07.2009 N1261 в части предложения уплатить указанную сумму налогов и пени, признаны недействительными.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об излишнем взыскании инспекцией спорной суммы налогов и пени, а не о добровольной уплате обществом соответствующей задолженности. Учитывая, что зачет произведен инспекцией в счет погашения доначисленных налогов и пени по требованию от 28.07.2009 N1261, в последующем признанному недействительным, такой зачет является формой принудительного взыскания задолженности.

В соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Из толкования статей 78, 79 Кодекса следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм с целью восстановления имущественного положения налогоплательщика.

Начисление процентов на сумму излишне взысканного налога является компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением нарушенного права налогоплательщика. В связи с этим право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы возврата сумм налога (возврат или зачет).

Следовательно, для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Установленная статьей 79 Кодекса обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемого в форме зачета. Эта обязанность не обусловлена подачей заявления налогоплательщика о возврате.

По заявлению налогоплательщика от 23.05.2011 N09-3344 налоговый орган произвел зачет образовавшейся переплаты в счет уплаты недоимки в сумме 7 768 744 рубля 71 копейка: решением от 06.06.2011 N245 налоговый орган произвел зачет 56 225 рублей 25 копеек в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, решением от 06.06.2011 N107 - 282 682 рубля в счет уплаты налога на добавленную стоимость, решением от 06.06.2011 N105 - 4 518 029 рублей 39 копеек в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, решением от 06.06.2011 N106 - 2 147 229 рублей 57 копеек в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, решением от 10.06.2011 N260 - 764 578 рублей 50 копеек в счет уплаты налога на добавленную стоимость.

Поскольку сумма излишне взысканных налогов и пени возвращена инспекцией обществу путем зачета без начисления на нее процентов, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование общества об обязании инспекции начислить и уплатить проценты в порядке статьи 79 Кодекса в размере 1 132 455 рублей 87 копеек за период с 19.08.2009 по 05.06.2011 на сумму 7 768 744 рубля 71 копейка и с 06.06.2011 по 09.06.2011 на сумму 764 578 рублей 50 копеек. Проценты за несвоевременный возврат обществу сумм налога правильно начислены исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Проверив расчет процентов, произведенный заявителем, апелляционный суд установил, что он является арифметически правильным, налоговый орган арифметическую правильность расчета процентов не оспорил, контррасчет процентов не представил.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о нарушении инспекцией положений статьи 79 Кодекса и о наличии у общества права на возврат процентов, предусмотренных данной статьей, являются правильными.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для начисления процентов в случае осуществления по заявлению налогоплательщика зачета излишне взысканной суммы налога в счет исполнения обязанности по уплате текущих платежей, не принимается судом, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Довод инспекции о том, что невозможно произвести расчет процентов, поскольку не обозначены сроки, с которыми законодатель связывает возможность начисления процентов, не принимается судом. В силу пункта 5 статьи 79 Кодекса проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания (зачета), по день фактического возврата (зачета).

Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, поэтому государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционной инстанции взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от «20» сентября 2011 года по делу N А33-9897/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
Г.Н.Борисов
Судьи
Л.А.Дунаева
Г.А.Колесникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка