ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2012 года Дело N А57-12101/11

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2012 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цуцковой М.Г., судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,

при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» - представитель Князева Ю.И., по доверенности N38 от 14.12.2011 (паспорт 2999 N037544 выдан ОВД Ленинского округа г. Калуги 24.06.1999), от Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - представитель Волков А.В., по доверенности N05-383/12-0 от 16.02.2012 (удостоверение N24), от Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - представитель Бирюкова О.В., по доверенности N05-130/12-0 от 25.01.2012 (паспорт 6305 N903377 выдан УАД Кировского района г. Саратова 25.08.2006), от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - представитель Берестнев С.Н., по доверенности NД/11-141 от 21.02.2011 (паспорт 6303 N170981 выдан УВД Ленинского района г. Саратова 01.08.2002). без участия в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (почтовое уведомление N79635 приобщено к материалам дела). рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания», г. Самара,

на решение арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2011 года по делу N А57-12101/2011 (судья Топоров А.В.), по заявлению открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания», г. Самара, заинтересованные лица: Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов, открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», г. Саратов, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов,

о признании Распоряжения от 24 июня 2011 года N 12/3-р Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО «Волжская ТГК» по индивидуальному проекту для ОАО «МРСК Волги» недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания», г. Самара, обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения от 24 июня 2011 года N 12/3-р Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО «Волжская ТГК» по индивидуальному проекту для ОАО «МРСК Волги».

Решением арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2011 года по делу N А57-12101/2011 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания», г. Самара, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные открытым акционерным обществом «Волжская территориальная генерирующая компания» требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В порядке статьи 262 АПК РФ Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, г. Саратов, открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», г. Саратов, представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых заинтересованные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв в судебном заседании до 24 февраля 2012 года до 09 час. 15 мин. о чем вынесено протокольное определение. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и на доске объявлений.

24 февраля 2012 года в 09 час. 15 мин. судебное заседание продолжено после перерыва в том же судебном составе.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания», г. Самара, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 12 мая 2011 года ОАО «Волжская ТГК» обратилась в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области с обращением N 100/2657 об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО «МРСК Волги» к электроисточнику ОАО «Волжская ТГК» - филиала Саратовская ТЭЦ в размере 11371 тыс. руб., приложив в обоснование испрашиваемого размера платы документы в количестве 58 листов.

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, рассмотрев обращение заявителя от 15.05.2011 исх. N 100/2657, распоряжением от 24 июня 2011 года N 12/3-р установил плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (ПС-110/35/6 кВ «Западная»), расположенных по адресу г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 138 к распределительным сетям ОАО «Волжская ТГК» по индивидуальному проекту ОАО МРСК Волги» в размере 0 руб. (без учета НДС).

ОАО «Волжская ТГК» оспорило распоряжение Комитета от 24 июня 2011 года N 12/3-р в арбитражный суд Саратовской области, указав, что в связи с установлением платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Общество лишено возможности применения в отношениях с ОАО МРСК Волги» договорной цены, поскольку затраты, понесенные ОАО «Волжская ТГК» на обеспечение технической возможности присоединения не будут возвращены.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что инвестиционные расходы на развитие существующей инфраструктуры общества с 1 января 2011 года не подлежат учету при определении размера ставки за технологическое подключение в силу абзаца 4 части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

ОАО «МРСК Волги» обратилась к ОАО «Волжская ТГК» с заявкой на технологическое присоединение своего энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, 138 к источникам электроэнергии (электростанции) ОАО «Волжская ТГК».

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.

В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 5 Правил при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.

Одним из необходимых условий договора технологического присоединения, является условие о размере платы за технологическое присоединение.

В соответствии с пп. «д» п. 16 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию, полномочиями по установлению которой согласно пункту 17 Правил технологического присоединения наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что в части осуществления мероприятий по технологическому присоединению, Закон приравнял владельцев электростанций к сетевым организациям, распространив на них обязательства сетевых организаций по выполнению существенных условий договора технологического присоединения, в том числе и о порядке установления платы за технологическое присоединение.

Таким образом, учитывая, что порядок технологического присоединения регулируется специальным законодательством, доводы ОАО «Волжская ТГК» о том, что цена договора технологического присоединения к электростанции должна устанавливаться в общем порядке, а именно, соглашением сторон в соответствии с ч. 1 ст. 424 ГК РФ - необоснованны.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, которая может быть дифференцирована по муниципальным образованиям и по районам.

В соответствии с пунктом 9 Положения о Комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 г. N169-П, Комитет в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций.

Соответственно вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение от 24 июня 2011 года N 12/3-р принято Комитетом по тарифам в рамках предоставленных полномочий является правомерным.

Из положений части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике следует, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Пунктом 30.1 Правил технологического присоединения установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанный в пункте 29 Правил технологического присоединения инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил технологического присоединения, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Пунктом 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 30.11.2010г. N 365-э/5 (далее - Методические указания), предусмотрено, что при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения Заявителя, включающие стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 12 Методических указаний, кроме стоимости выполнения технических условий сетевой организации в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.

Данный пункт Методических указаний запрещает включать в размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту стоимость выполнения технических условий сетевой организации в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.

Учитывая, что в соответствии с п. 5 Правил технологического присоединения ОАО «Волжская ТГК» выполняет функции сетевой организации при заключении договора технологического присоединения, то соответственно положения п. 11 Методических указаний распространяются на данную организацию при установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, решением ФСТ РФ от 26 октября 2011 года предложено Комитету государственного регулирования тарифов учесть стоимость 6 мероприятий в пункте 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30.11.2010г. N 365-э/5.

Учитывая, что в представленных в расчетах, предложенном ОАО «Волжская ТГК», стоимость работ по технологическому присоединению отсутствовали расходы по данным 6 мероприятиям в соответствии с пунктом 12 Методических указаний Комитетом направлен запрос в адрес ОАО «Волжская ТГК» с предложением представить расходы .

Вместе с тем, до настоящего времени ОАО «Волжская ТГК» не представило расходов, в связи с чем, Комитет не имеет возможности внести изменения в Распоряжение от 24 июня 2011 года N 12/3-р «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО «Волжская ТГК» с учетом данных 6 мероприятий.

Пунктом 1 Протокола ФСТ РФ от 26.11.2011г. по просьбе ОАО «Волжская ТГК» рассмотрение данного спора было приостановлено на 60 дней.

После этого ОАО «Волжская ТГК» отозвало с ФСТ свои заявления о рассмотрении споров.

Согласно расчета, представленного в Комитет по государственному регулированию тарифов Саратовской обалсти ОАО «Волжская ТГК» в состав расходов были включены расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых эгнергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики в размере 9097 тыс. руб. и затраты по налогу на прибыль в размере 2274 тыс. руб.

При этом затраты на строительство и реконструкцию состоят из: 6688830 руб. -расходов на монтажные работы, 80280 руб. - расходы на модернизацию АИИС КУЭ на 2 точки коммерческого учета, 41980 руб. - расходы на временные здания и сооружения, 36500 руб. - дополнительные затраты на производство монтажных работ в зимнее время, 30410 руб. - расходы на страхование, 29930 руб. - расходы на премирование за ввод в действие объектов СМР, 44710 руб. - расходы на проведение подрядных торгов, 614240 руб. - расход на ПНР, 237680 руб. - расходы на мероприятия по обеспечению легитимности измерений, 185050 руб., - расходы на строительный контроль, 665240 руб. - расходы на проектные работы, 177190 руб. - расходы на экспертизу проектной документации, 264960 руб. - на непредвиденные работы и затраты.

Анализ представленных в материалы дела документов, в том числе и Технических условий на технологическое присоединение энергопринимающего устройства ОАО «МРСК Волги», позволяет сделать вывод, что расходы ОАО «Волжская ТГК» не связаны новым строительством, а направлены на развитие существующей инфраструктуры. Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании представителем заявителя.

Учитывая изложенное, арбитражный суд Саратовской области пришел к правильному выводу, что Комитет по государственному регулированию тарифов Саратовской области правомерно и обоснованно установил плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к распределительным сетям ОАО «Волжская ТГК» по индивидуальному проекту для ОАО «МРСК Волги» в размере ноль рублей.

Доводы апелляционной жалобы обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергают.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 269 АПК РФ не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2011 года по делу N А57-12101/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

     Председательствующий
М.Г.Цуцкова
Судьи
О.А.Дубровина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка