ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2012 года Дело N А05-10629/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.

В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2012 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,

при участии от открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» Лыпаря Р.П. по доверенности от 30.12.2011 N 18-05/12-4,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2011 года по делу N А05-10629/2011 (судья Меньшикова И.А.),

у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Северное морское пароходство» (ОГРН 1022900513679; далее - Общество, ОАО «Северное морское пароходство») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725; далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 16 515 кв. м, с кадастровым номером 29:22:080202:7, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Исакогорский территориальный округ, ул. Дрейера, дом 10; и возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, подготовки и направления проекта договора купли-продажи.

Решением суда от 20 декабря 2011 года требования удовлетворены.

Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у ответчика отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ).

ОАО «Северное морское пароходство» в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: расположенные по адресу Архангельская область г. Архангельск, ул. Дрейера, д. 10, д. 12, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.10.2009 серии 29-АК N 399032, 399041, от 14.10.1998 серии 29.00 N 0000603, от 21.09.2004 серии 29 АВ N 254675, 254676, от 08.04.2004 серии 29 АВ N 219108.

Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 0,5398 га с кадастровым номером 29:22:080202:7., который находится в собственности Российской Федерации.

На основании договора от 31.01.1997 N 1/107 данный земельный участок предоставлен Департаментом муниципального имущества мэрии г. Архангельска Обществу на праве постоянного бессрочного пользования.

В письме от 20.09.2010 N ПП-10/27437 по вопросу приватизации заявителем названного земельного участка Росимущество сообщило ответчику о невозможности принять решение о выкупе земельного участка. При этом указало на то, что в составе представленных материалов нет документа, подтверждающего отсутствие на испрашиваемом участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности третьим лицам. Росимущество отметило необходимость представления документов, обосновывающих целесообразность предоставления земельного участка в указанных границах, поручило ответчику представить основание преобразования земельного участка с кадастровым номером 29:22:080000:00 и кадастровые паспорта земельных участков, образованных в результате преобразования.

ОАО «Северное морское пароходство» 16.06.2011 обратилось в Территориальное управление с заявкой о приватизации указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приложив необходимый пакет документов.

Поскольку решение по результатам рассмотрения обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не принято, заявитель обжаловал в арбитражном суде бездействие Территориального управления по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).

В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить ее.

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

По настоящему делу ОАО «Северное морское пароходство» как собственник объекта недвижимости, имеющее право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, в нарушение требований пункта 6 статьи 36 названного Кодекса в установленный данной нормой срок Территориальным управлением решение относительно поступившего заявления и документов не принято.

Указание ответчиком в письме от 20.09.2010 N ПП-10/27437 на непредставление документа, подтверждающего отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц, противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Перечню документов. В заявке от 16.06.2011 ОАО «Северное морское пароходство» отметило, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц. Ответчик, как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в том числе спорного участка. В силу этого обстоятельства Территориальное управление не может не знать о наличии либо отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 29:22:080202:7 объектов недвижимости.

Поручение в письме от 20.09.2010 N ПП-10/27437 представить основание преобразования земельного участка с кадастровым номером 29:22:080000:00 и кадастровые паспорта земельных участков, образованных в результате преобразования, адресовано ответчику. Согласно пояснения представителя Территориального управления раздела названного земельного участка не производилось.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение, предусмотренное названной нормой.

Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.

Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения ОАО «Северное морское пароходство» прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.

Таким образом, бездействие ответчика в рассматриваемом случае является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.

Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 декабря 2011 года по делу N А05-10629/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Т.В.Виноградова
Судьи
О.Ю.Пестерева
О.А.Тарасова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка