• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2011 года Дело N А56-45524/2011

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Анисимовой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Болотовой Л.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО «Петербургская Торгово-Инвестиционная Компания», заинтересованное лицо Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, об оспаривании постановления от 22.07.2011 по делу об административном правонарушении N 0249/ДП при участии от заявителя: Бобышева Е.С. по доверенности от 12.09.2011, от заинтересованного лица: Литвинчук А.В. по доверенности от 11.01.2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Петербургская Торгово-Инвестиционная Компания» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет) от 22.07.2011 по делу об административном правонарушении N0249/ДП.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представитель Комитета возражал против удовлетворения заявленных требований, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, в период с 27.05.2011 по 30.05.2011 Выборгской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды ООО «Петербургская Торгово-Инвестиционная Компания», расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, набережная Гагарина, д.1.

При проведении проверки установлено, что на вышеуказанной территории ООО «Петербургская Торгово-Инвестиционная Компания» в производственных помещениях, расположенных в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Финского залива - водоема высшей категории рыбохозяйственного значения, осуществляется прием и переработка рыбной продукции, выращивание грибов.

Территория производственной площадки находится в неудовлетворительном состоянии, на территории прибрежной защитной полосы водного объекта имеются места несанкционированного размещения отходов на почве, а именно:

- с левой стороны у ворот размещены строительные отходы от разборки зданий, по морфологическому составу представляющие собой битый кирпич, железобетонные блоки, арматуру, загрязненный грунт. На площади 25 кв.метров навалом высотой от 0,2 до 1,5 метров размещена ржавая консервная тара;

- с правой стороны от подъездной дороги, ведущей к причалу, непосредственно на грунте на площади около 3,75 кв.метров навалом высотой от 0,2 до 0,7 метров размещены пришедшие в негодность ржавые консервные банки;

- рядом с воротами ангара на почве на площади около 2,25 кв.метров, навалом высотой от 0,2 до 1,5 метров размещены отходы подсолнечной лузги;

- в ангаре на площади 350 кв.метров навалом высотой до 2,5 метров складированы отходы производства растительных масел (подсолнечная лузга и жмых) россыпью и в полиэтиленовых мешках. Данный ангар не герметичен. На прилегающей к ангару территории прибрежной защитной полосы водного объекта на почве имеются прогнившие отходы подсолнечной лузги и жмыха;

- на всей территории производственной площадки имеются разбросанные отходы деревянной тары (ящики).

Площадка для сбора и временного хранения отходов производства и потребления не оборудована.

Сбор отходов производится в необорудованное для хранения отходов сооружение из строительных блоков, где имеются следы сжигания отходов.

Прилегающая к сооружениям территория загрязнена твердыми бытовыми отходами, что не исключает возможности загрязнения почвы и грунтовых вод.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 27.05.2011.

По факту выявленных нарушений 31.05.2011 заместителем Выборгского городского прокурора в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Указанное постановление и материалы проверки переданы в Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области для рассмотрения.

22.07.2011 уполномоченным должностным лицом Комитета вынесено постановление по делу об административном правонарушении N0249/ДП, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 175 000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1323-03) введены в действие постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80.

Обществу вменено нарушение пунктов 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1323-03, согласно которым временное складирование отходов производства и потребления допускается:

- на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;

- на приемных пунктах сбора вторичного сырья;

- на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;

- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.1323-03 настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).

Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель (пункт 1.3).

Нарушение указанных нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Из оспариваемого постановления следует, что площадка для сбора и временного хранения отходов производства и потребления не оборудована; сбор отходов производится в необорудованное для хранения отходов сооружение из строительных блоков, где имеются следы сжигания отходов; прилегающая к сооружениям территория загрязнена твердыми бытовыми отходами, что не исключает возможности загрязнения почвы и грунтовых вод. В постановлении зафиксирован факт несанкционированного размещения отходов на почве и загрязнение территории Общества твердыми бытовыми отходами.

Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.07.2011 N709/11 по делу NА32-10488/2010-58-157-58АЖ определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, является накоплением отходов, следовательно, Общество, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Однако из оспариваемого постановления не следует, что действия Общества отнесены Комитетом к накоплению в специально оборудованных для этого местах отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности Общества.

При этом в постановлении Комитет ссылается на статью 12 Закона об отходах производства и потребления, устанавливающую требования к объектам размещения отходов, к которым в силу статьи 1 указанного Закона относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Доказательства того, что Общество занимается размещением отходов, то есть хранением (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронением отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду), в материалах дела отсутствуют.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.1 КоАП РФ.

Из оспариваемого постановления невозможно установить состав вменяемого Обществу административного правонарушения.

Как следует из представленных материалов, дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором по статье 8.2 КоАП РФ. В оспариваемом постановлении сделан вывод о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Однако в качестве правонарушения Обществу вменяется несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов с назначением административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

В отзыве на заявление Комитет пояснил, что должностным лицом Комитета, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении N 0249/ДП, при изготовлении постановления была допущена опечатка, в резолютивной части указана статья 8.1 КоАП РФ вместо статьи 8.2 КоАП РФ, а также в последнем абзаце мотивировочной части постановления допущена описка, выразившаяся в указании на несоблюдение Обществом «экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» вместо указания на «несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».

Для исправления указанных опечаток Комитетом 07.11.2011 было вынесено определение N0249/ДП о внесении исправлений в постановление по делу об административном правонарушении N 0249/ДП от 22.07.2011.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии состава конкретного административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.

В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, в частности, должна быть указана статья, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.

В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Согласно оспариваемому постановлению Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушении, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

Определением от 07.11.2011 в постановление о назначении административного наказания от 22.07.2011 N 0249/ДП внесены исправления: в последнем абзаце мотивировочной части постановления после слов «… ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ…» слова «… несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов…» заменить словами «… несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами…»; в абзаце 2 резолютивной части постановления после слов «На основании изложенного постановляю признать виновным ООО «Петербургская Торгово-Инвестиционная Компания» ИНН: 7805134017» слова «…в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ…» заменить словами «…в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ…».

В силу части 1 статьи 29.11.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5, 25.11 КоАП РФ, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

Из содержания указанной нормы следует, что административный орган по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметической ошибки без изменения содержания постановления.

Между тем, суд приходит к выводу, что в данном случае допущенная Комитетом описка изменила существо постановления в части квалификации административного правонарушения.

Кроме того, определение об исправлениях было вынесено Комитетом только 07.11.2011, после подачи 03.08.2011 ООО «Петербургская Торгово-Инвестиционная Компания» заявления в арбитражный суд с указанием на несоответствие оспариваемого постановления.

В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о невозможности исправления опечаток в мотивировочной и резолютивной частях постановления по делу об административном правонарушении в части квалификации административного правонарушения, следовательно, допущенные административным органом опечатки носят существенный характер, а привлечение Общества к ответственности следует признать незаконным.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах требования Общества подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области от 22.07.2011 по делу об административном правонарушении N0249/ДП, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Петербургская Торгово-Инвестиционная Компания».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Анисимова О.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-45524/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 16 ноября 2011

Поиск в тексте