АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ     

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2011 года Дело N А56-53617/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Швецовой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Святуном А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Заместитель прокурора Ленинградской области в защиту интересов Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей N8 "Сказка"

ответчик: ООО "Теплодар" "Теплодар-Тихвин" о признании сделки частично недействительной при участии

- от прокуратуры: Гаврилова Е.В. - служебное удостоверение

- от истца: не явился (уведомлен)

- от ответчика: не явился (уведомлен)

установил:

Заместитель прокурора Ленинградской области в защиту интересов Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей N8 "Сказка" (ИНН 4715009930, ОГРН 1024701850799) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "Теплодар" (ИНН 7841314985, ОГРН 1057810368153) о признании абзацов 3, 5 пункта 4.2.1, пунктов 4.2.2., 4.2.3., пункта 4.2.4 в части «права энергоснабжающей организации отключить и опломбировать самовольно присоединенную к тепловым сетям энергоснабжающей организации теплопотребляющую установку в течение трех дней после предварительного предупреждения абонента», пунктов 4.2.5., 6.8. и раздела 7 муниципального контракта на поставку тепловой энергии N 431 от 01.01.2011, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Теплодар» и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей N 8 «Сказка» недействительными.

Представители сторон не явились. Принимая во внимание, что истец должным образом уведомлен о времени и месте судебного заседания по всем известным адресам, судебный акт ему вручен 14.10.2011, ответчик должным образом уведомлен о времени и месте судебного заседания по всем известным адресам, судебный акт ему вручен 17.10.2011, поэтому руководствуясь ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.

Выслушав объяснения представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

01.01.2011 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Теплодар» (далее - энергоснабжающая организация) и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей N 8 «Сказка» (далее - абонент) был заключен муниципальный контракт на поставку тепловой энергии N 431. Данный договор действует в настоящее время.

Ряд положений данного контракта, а именно: пункты 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 6.8 и раздел 7 противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с абзацами 3 и 5 пункта 4.2.1 муниципального контракта Энергоснабжающая организация имеет право прекратить поставку тепловой энергии Абоненту полностью на время ремонта тепловых сетей и оборудования теплоисточника, проведения испытаний по согласованному с администрацией города графику ремонта - после письменного предупреждения абонента не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты прекращения поставки тепловой энергии, а также в случае отсутствия у абонента подготовленного и аттестованного персонала для обслуживания систем теплопотребления.

В силу пункта 4.2.2 муниципального контракта Энергоснабжающая организация имеет право допускать перерыв в подаче тепловой энергии и горячей воды на срок:

- не более 21-го дня - в период проведения предусмотренных графиками текущего и капитального ремонтов основного оборудования источника тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных в установленном порядке;

- не более 2-х суток - для проведения внеплановых ремонтов теплоэнергетического оборудования котельной и тепловых сетей.

В силу пункта 4.2.3 муниципального контракта Энергоснабжающая организация имеет право производить отключение в подаче тепловой энергии в период отопительного сезона на срок, установленный нормативными документами по эксплуатации теплопотребляющих установок для производства внеплановых ремонтов теплоэнергетического оборудования котельной и тепловых сетей.

Согласно пункту 4.2.4 муниципального контракта Энергоснабжающая организация имеет право отключить и опломбировать самовольно присоединенную к тепловым сетям Энергоснабжающей организации теплопотребляющую установку в течение трех дней после предварительного предупреждения Абонента.

В силу пункта 4.2.5 муниципального контракта Энергоснабжающая организация имеет право ограничивать подачу Абоненту тепловой энергии после предупреждения в следующих случаях:

а) по указанию органов государственного энергетического надзора;

б) присоединения систем теплопотребления до приборов учета;

в)самовольного подключения к теплосети субабонента, новых установок или отдельных частей установок;

г) двукратного обнаружения несанкционированного сброса теплоносителя;

д)недопущение представителей Энергоснабжающей организации или Ростехнадзора к системам теплопотребления или приборам учета;

е)ввода в эксплуатацию систем теплопотребления без участия представителя Энергоснабжающей организации;

ж)за превышение среднесуточной температуры обратной сетевой воды, заданной температурным графиком Энергоснабжающей организации или установленных договором максимальных нагрузок;

з) допущение утечки и загрязнения сетевой воды;

и)в иных случаях, предусмотренных действующими нормативными актами.

Разделом 7 муниципального контракта установлен порядок прекращения (ограничения) подачи энергии в случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств.

Перечисленные положения муниципального контракта являются ничтожными, поскольку противоречат статьям 523 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядку прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 названного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 3 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Таким образом, статья 546 ГК РФ регулирует следующие вопросы:

1)порядок и основания, при которых допустимо расторжение договора энергоснабжения путем одностороннего отказа от его исполнения (пункт 1);

2)порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии (пункты 2 и 3).

Положения статьи 546 ГК РФ являются специальными по отношению к пункту 3 статьи 450 ГК РФ, в силу чего сторонами при заключении договора энергоснабжения не могут быть предусмотрены дополнительные основания (помимо прямо названных в статье 546 ГК РФ) для расторжения или изменения данного договора во внесудебном порядке путем одностороннего отказа от его исполнения.

В силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 546 и пункта 3 статьи 523 ГК РФ энергоснабжающая организация наделена правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения только в одном случае - при неоднократном нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами данное право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть исключено или ограничено путем установления порядка реализации данного права).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ, также допускается только в случаях, установленных данными нормами Кодекса.

Направленность регулирования, нашедшего отражение в положении о возможности перерыва, прекращения или ограничения подачи энергии по соглашению сторон (абзац первый пункта 2 статьи 546 ГК РФ), заключается в закреплении запрета для энергоснабжающей организации на ограничение подачи энергии при отсутствии на это согласия абонента (и исключение из данного запрета делается только для случаев, прямо установленных данным Кодексом).

Рассматриваемая норма не может истолковываться как допускающая установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для временного прекращения или сокращения объемов подачи энергии, в том числе и в качестве временных мер оперативного воздействия при допущении тех или иных нарушений обязательств со стороны абонента.

Гражданским кодексом Российской Федерации в пунктах 2 и 3 статьи 546 закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом), а именно:

1) в целях предотвращения или ликвидации аварии;

2)в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;

3)при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательства по оплате энергии.

В отношении последнего из названных оснований необходимо учитывать, что оно подлежит применению энергоснабжающей организацией в порядке, установленном законом или иными правовыми актами (абзац второй пункта 2 статьи 546 ГК РФ).

В силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В настоящий момент применительно к тепло- и газоснабжению специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательства по оплате установлен Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок).

Так, в отношении потребителей, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинских учреждений, организаций связи, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена предусмотрены особые правила ограничения или прекращения подачи электрической и тепловой энергии, указанные в Порядке.

Таким образом, основания для прекращения подачи тепловой энергии абоненту установлены законодательством и Порядком и не могут быть произвольно расширены или изменены.

В соответствии с п. 6.8 муниципального контракта оплата Абонентом тепловой энергии осуществляется в следующем порядке:

- 70 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;

- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата;

- в случае, если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.

Данный пункт муниципального контракта также противоречит положениям федерального законодательства, поскольку устанавливает порядок оплаты тепловой энергии с применением авансовых платежей.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 утвержден Порядок расчетов за тепловую энергию и природный газ (Порядок).

Согласно п. 2 Порядка оплата потребителями тепловой энергии на территории Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:

- 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;

- 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;

- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.

В соответствии с п. 5 Порядка его положения не применяются в отношении государственных (муниципальных) учреждений, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов.

Таким образом, включение в муниципальный контракт пункта 6.8, предусматривающего авансовые платежи при расчетах за тепловую энергию, противоречит федеральному законодательству.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.