АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ     

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года Дело N А56-58049/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Троховой М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Буравлевой В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ООО "БалтПродЭкспорт"

заинтересованное лицо - Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге о признании незаконным и отмене постановлений от 08.09.2011 N 1847, N 1846, N 1845, N 1844, N 1843, N 1842, N 1841, N 1840, N 1839, N 1838, N 1837, N 1836, N 1835, N 1834, N 1833, N 1832, N 1861 при участии

от заявителя - Абдрашитов Д.Г. по доверенности от 07.09.11

от заинтересованного лица - Седельниковой Т.И. по доверенности от 20.09.2011, Дудневой И.Д. по доверенности от 22.11.2011

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "БалтПродЭкспорт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений от 08.09.2011 NN1847, 1846, 1845, 1844, 1843, 1842, 1841, 1840, 1839, 1838, 1837, 1836, 1835, 1834, 1833, 1832, 1861 вынесенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на малозначительность совершенных правонарушений. Представитель Управления возражала против удовлетворения заявления, полагая оспариваемые постановления законными и обоснованными.

Как следует из материалов дела, Между ООО «БалтПродЭкспорт» и ТОО «BestFoodCompanyAlmaty» (Казахстан) заключен Контракт N1-17-05/ВЭД от 17.05.2010 (далее - Контракт 1). 16.08.2010 заявитель заключил Контракт N 2-16-08/ВЭД (далее - Контракт 2) с SIA «Vengo» (Латвия).

05.10.2010 Общество заключило Контракт N 03-05-10/ВЭД с «Monolith Sud GmbH» (Германия) (далее - Контракт 3).

20.05.2010 Обществом на основании Контракта 1 был оформлен паспорт сделки N10050003/3349/0063/1/0 в Московском РФ ОАО «Россельхозбанк».

28.09.2010 Обществом на основании Контракта 2 был оформлен паспорт сделки N10090003/3349/0063/1/0 в Московском РФ ОАО «Россельхозбанк».

11.10.2010 Обществом на основании Контракта 3 был оформлен паспорт сделки N10100003/3349/0063/1/0 в Московском РФ ОАО «Россельхозбанк».

В ходе исполнения обязательств по Контракту 1 с таможенной территории РФ в октябре 2010 года заявитель вывез с таможенной территории Товар согласно товарным накладным N 12 от 05.10.2010 г., N 14 от 11.10.2010 г., CMRN 0599 от 05.10.2010 г., N 0591 от 11.10.2010 г.

В ходе исполнения обязательств по Контракту 2 с таможенной территории РФ по ГТД NN 10126050/111010/0006761 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 11 октября 2010 года), N 10126050/201010/0007032 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 20 октября 2010 года), 10130190/270111/0000251 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 27 января 2011 года), 10130190/240211/0001985 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 24 февраля 2011 года), 10130190/280311/0004102 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 28 марта 2011 года), 10130190/140311/0003076 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 14 марта 2011 года).

В ходе исполнения обязательств по Контракту 3 с таможенной территории РФ по ГТД NN 10126050/161110/0007820, 10126050/161110/0007811, 10126050/161110/0007821, 10126050/161110/0007819 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 16.11.2010 года.), 10126050/011210/0008245 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 01.12.2010 года.), 10126050/091210/0008464, 10126050/091210/0008465 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 09.12.2010 года.), 10126050/161210/0008652 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 16.12.2010 года.), 10126050/241210/0008888, 10126050/241210/0008894, 10126050/091210/0008464, 10126050/091210/0008465 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 09.12.2010 года.), 10126050/241210/0008879 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 24.12.2010 года.), 10126050/291210/0008980, 10126050/291210/0008993 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 29.12.2010 года.), 10130190/280111/0000335, 10130190/280111/0000355, 10130190/280111/0000378, 10130190/280111/0000400 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 28.01.2011 года.), 10130190/250211/0002148, 10130190/250211/0002156, 10130190/250211/0002160, 10130190/250211/0002150 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 25.02.2011 года), 10130190/030311/0002534, 10130190/030311/0002537 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 03.03.2011 года), 10130190/040311/0002640 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 04.03.2011 года), 10130190/040311/0002654 (отметка таможенного органа «выпуск разрешен» - 05.03.2011 года), вывезен товар в адрес нерезидента.

Управлением установлен факт предоставления Обществом в банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока.

По фактам выявленных нарушений 28.07.2011 составлены протоколы N72-2011/1693, 72-2011/1694, 72-2011/1695, 72-2011/1696, 72-2011/1697, 72-2011/1698, 72-2011/1699, 72-2011/1700, 72-2011/1701, 72-2011/1702, 72-2011/1703, 72-2011/1704, 72-2011/1705, 72-2011/1706, 72-2011/1707, 72-2011/1708, 72-2011/1709, 72-2011/1710, 72-2011/1711 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

08.09.2011 Управление вынесло постановления NN1847, 1846, 1845, 1844, 1843, 1842, 1841, 1840, 1839, 1838, 1837, 1836, 1835, 1834, 1833, 1832, 1861, каждым из которых привлекло Общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.

Считая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев требования ООО ««БалтПродЭкспорт», суд приходит к следующим выводам.

Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образуют несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

В соответствии с пп. 1 п. 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля, предусмотренные ст. 23 названного закона, документы и информацию, связанные с проведением валютных операций.

В части 4 статьи 5 Закона N173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и соответствующей информации предусмотрен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).

Пунктами 2.1-2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 N258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N2080-У), предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резиденты представляют в уполномоченный банк ПС документы, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами вывозимых с таможенной территории РФ товаров.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной в установленном порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом справки о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк с нарушением срока, установленного вышеназванными нормативными положениями, а именно:

- по постановлению N1847 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 01.12.2010, фактически представило 10.12.2010 (просрочка составила 9 дней).

- по постановлению N1846 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 16.12.2010, фактически представило 01.02.2011 (просрочка составила 47 дней).

- по постановлению N1845 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 24.12.2010, фактически представило 01.02.2011 (просрочка составила 39 дней).

- по постановлению N1844 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 31.12.2010, фактически представило 01.02.2011 (просрочка составила 32 дней).

- по постановлению N1843 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 11.01.2011, фактически представило 01.02.2011(просрочка составила 21 день).

- по постановлению N1842 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 13.01.2011, фактически представило 01.02.2011 (просрочка составила 19 дней).

- по постановлению N1841 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 14.02.2011, фактически представило 25.02.2011 (просрочка составила 11 дней).

- по постановлению N1840 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 14.03.2011, фактически представило 10.05.2011 (просрочка составила 57 дней).

- по постановлению N1839 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 18.03.2011, фактически представило 10.05.2011 (просрочка составила 53 дня).

- по постановлению N1838 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 21.03.2011, фактически представило 10.05.2011 (просрочка составила 50 дней).

- по постановлению N1861 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 15.11.2010, фактически представило 07.12.2010 (просрочка составила 22 дня).

- по постановлению N1832 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 29.03.2011, фактически представило 03.05.2011 (просрочка составила 35 дней).

- по постановлению N1833 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 12.04.2011, фактически представило 03.05.2011 (просрочка составила 21 день).

- по постановлению N1834 Общество должно было представить справку о подтверждающих документах не позднее 11.03.2011, фактически представило 03.05.2011 (просрочка составила 53 дня).

- по постановлению N1835 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 11.02.2011, фактически представило 25.02.2011 (просрочка составила 14 дней).

- по постановлению N1836 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 18.11.2010, фактически представило 07.12.2011(просрочка составила 19 дней).

- по постановлению N1837 Общество должно было представить справку с подтверждающих документах не позднее 26.10.2010, фактически представило 07.12.2011 (просрочка составила 42 дня).

При указанных условиях в действиях Общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наличие события вменяемого Обществу административного правонарушения и факт его совершения Обществом подтверждаются материалами дела.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что у Управления имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности; порядок привлечения к ответственности им соблюден.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о малозначительности совершенного им правонарушения по следующим основаниям.

Являясь субъектом валютных правоотношений, именно Общество обязано обеспечить выполнение требований валютного законодательства.

Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Пренебрежительное отношение Общества к исполнению обязанности по соблюдению установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, выразилось в непринятии мер по их соблюдению. Доказательств того, что у Общества отсутствовала возможность их соблюдения, в деле не имеется.

Между тем, суд приходит к выводу о необходимости изменить оспариваемые постановления исходя из следующего.

В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

Исходя из части 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения управлением постановлений от 08.09.2011) несоблюдение установленных порядка или сроков представления и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральным законом от 16.11.2011 N311-ФЗ, вступившим в силу 28.11.2011, внесены изменения в статью 15.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 6.1. статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В силу пункта 6.2. статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Изменения, внесенные в статью 15.25 Кодекса (части 6.1 и 6.2) отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Указанная норма предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением о пересмотре неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон.