• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ  

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года Дело N А56-55676/2011

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Баталовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рудневой М.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Управление Росздравнадзора по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области заинтересованное лицо ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - пред. Яковлев Д.Ю., доверенность N 48.02-06/11 от 10.10.2011

от заинтересованного лица - пред. Гончаров Д.В., доверенность б/номера от 03.11.2011; ген. директор Петров С.В., паспорт

установил:

Управление Росздравнадзора по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит привлечь ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности (фармацевтической) с грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Представитель Общества возражает против удовлетворения заявленных требований, полагает, что у Управления Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отсутствуют полномочий на составление протокола об административном правонарушении и проведении проверки.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статей 205, 206 АПК РФ.

Материалами дела установлено следующее, 23 сентября 2011 года при проведении внепланового мероприятия по государственному контролю за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в аптеке Общества с ограниченной ответственностью «Петробель» (ИНН 7811044040. ОГРН 1027806080565), по месту осуществления деятельности: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д.16/30, лит.А, 1-Н, пом. N 1, 7-10 установлено: лицензиат Общество с ограниченной ответственностью «Петробель» осуществляет предпринимательскую деятельность (фармацевтическую) с грубым нарушением лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006г. N 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности», а именно:

- размер розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственные препараты, установленные аптечной организацией ООО «Петробель», осуществляющего реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, превышает соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.09.2010 N 1190 «Об установлении надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты», а также Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», о чем составлен Акт проверки от 23.09.2011.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 373 от 30.09.2011 по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Росздравнадзором в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (подпункт а);

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил оптовой торговли лекарственными средствами (подпункт б);

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (подпункт в);

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лекарственных средствах», и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях (подпункт г);

- соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О лекарственных средствах» (подпункт д).

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, под грубым нарушением лицензионных требований и условий понимается невыполнение лицензиатом требований и условий предусмотренных п.п. «а» - «д» п.4 Положения.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.09.2010 N 1190 установлены предельные размеры розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Правительством Российской Федерации, согласно данному постановлению предельные размеры розничных надбавок должны составлять: до 50 руб. включительно - не более 28 процентов, свыше 50 руб. до 500 руб. включительно - не более 22 процентов, свыше 500 руб. - не более 18 процентов.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1938 «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год» спирт этиловый (международное непатентованное название этанол раствор для наружного применения; раствор для наружного применения (спиртовой); раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм) входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных форм.

Препарат Спирт этиловый 95% 100мл производитель ООО «РОСБИО» получен по накладной N 1007 от 13.09.2011 в количестве 100 штук, по накладной N 77 от 02.09.2011 фактическая отпускная цена производителя (без НДС) равна 7,9 руб., отпускная цена организации оптовой торговли (без НДС) составила 7,9 руб., в этом случае предельная розничная цена не должна превышать 11,12 руб. (с НДС), а в аптеке ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» она равна 29,0 руб. (с НДС), таким образом, превышение предельного размера розничной надбавки к фактической отпускной цене, установленной производителем лекарственных препаратов (с учетом налога на добавленную стоимость) составляет 205%;

Препарат Спирт этиловый 95% 100мл производитель ООО РОСБИО получен по накладной N 1005 от 09.09.2011 в количестве 60 штук, фактическая отпускная цена производителя (без НДС) равна 8,69 руб., отпускная цена организации оптовой торговли без НДС составила 8,69 руб., в этом случае предельная розничная цена не должна превышать 12,23 руб. (с НДС), а в аптеке ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» она равна 29,0 руб. (с НДС), таким образом, превышение предельного размера розничной надбавки к фактической отпускной цене, установленной производителем лекарственных препаратов (без учета налога на добавленную стоимость) составляет 175%;

Препарат Спирт этиловый 95% 100мл производитель ООО «РОСБИО» получен по накладной N 1003 от 07.09.2011 в количестве 60 штук, фактическая отпускная цена производителя (без НДС) равна 8,81 руб., отпускная цена организации оптовой торговли (без НДС) составила 8,85 руб., в этом случае предельная розничная цена не должна превышать 12,44 руб. (с НДС), а в аптеке ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» она равна 29,0 руб. (с НДС), таким образом, превышение предельного размера розничной надбавки к фактической отпускной цене, установленной производителем лекарственных препаратов (без учета налога на добавленную стоимость) составляет 170%

Следовательно, факт нарушения Обществом нормативных актов, касающихся соблюдения требований законодательства в сфере лицензируемой фармацевтической деятельности доказан.

Не обоснован довод Общества об отсутствии у Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полномочий на составление протокола об административном правонарушении и проведении проверки.

Пунктом 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлен перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов вправе составлять в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Функции по осуществлению государственного контроля за применением цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 203 от 31.03.2010 возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Подлежит отклонению довод Общества о нарушении Управлением Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области прав ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» при осуществлении проверки, проведенной с нарушением требований ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку в соответствии с частью 4 статьи 1 указанного Закона в отношении лицензионного контроля другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

В части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен порядок организации и осуществления лицензионного контроля, в соответствии с которой к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 статьи 19 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ.

Однако, согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Извещение законного представителя лица, привлекаемого к ответственности за административное правонарушение, о возбуждении дела об административном правонарушении и вызов для участия в составлении протокола обязательны, тогда как законный представитель ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» не был извещен о составлении протокола (п. 3 ,4, 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

При отсутствии такого извещения согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 30.09.2011 N 373 составлен в отсутствие законного представителя Общества.

Документы, подтверждающие надлежащее извещение законного представителя Общества о дате и времени составления протокола, Управлением не представлены.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку Общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Ходатайство Общества об определении обстоятельств, подлежащих установлению в судебном заседании отклонено, поскольку суд такие обстоятельства определяет самостоятельно.

При изложенных обстоятельствах заявленное требование о привлечении к административной ответственности ООО «Петробель» за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Управления Росздравнадзора по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области о привлечении ООО «ПЕТРОБЕЛЬ» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (протокол об АП N 373 от 30.09.2011) отказать.

Удовлетворить ходатайства заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных материалов.

Ходатайства о перечне обстоятельств, подлежащих установлению в судебном заседании отклонить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

     Судья
Баталова Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-55676/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 20 декабря 2011

Поиск в тексте