• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ  

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2011 года Дело N А56-60287/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2011 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Александровой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой О.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - закрытое акционерное общество «НФК»

заинтересованное лицо - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2011 N 05-08/209-ПО/1 при участии

от заявителя - Михеевой М.Н. (доверенность от 11.07.2011);

от заинтересованного лица - Егорова П.А. (доверенность от 14.03.2011 N 02-19/1546);

установил:

Закрытое акционерное общество «НФК» (далее - ЗАО «НФК», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2011 N 05-08/209-ПО/1 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал. Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований заявителя возражал.

Как следует из материалов дела, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) установлено, что ЗАО «НФК» не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года.

По факту выявленного нарушения 12.09.2011 должностным лицом Департамента в присутствии представителя ЗАО «НФК» Дианова О.Н., действовавшего на основании доверенности от 08.09.2011 N 781, составлен протокол об административном правонарушении N 05-08/209-П/1, согласно которому действия общества квалифицированы по статье 8.41 КоАП РФ. При составлении протокола обществом представлено платежное поручение от 29.03.2011 N 2825, подтверждающее внесение обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в сумме 15 607 руб.

В связи с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года была внесена ЗАО «НФК» позже установленных сроков постановлением Департамента от 19.10.2011 N05-08/209-ПО/1 общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 55 000 руб.

Считая названное постановление незаконным, ЗАО «НФК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В статье 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В данном случае административный орган полагает, что общество обязано вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В статье 12 Закона об отходах установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В данном случае материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности общества за 4 квартал 2010 образовалось 18 куб м твердых бытовых отходов (письмо ФГУ «СПбНЦЭР им. Альбрехта Росздрава» с приложением справки-сверки за октябрь 2010 года - декабрь 2010 года).

Согласно представленному обществом в Департамент Расчету платы за НВОС за 4 квартал 2010 года ЗАО «НФК» является собственником, размещающим отходы с начала 2010 года с нарастающим итогом.

Вывоз образующихся в деятельности общества отходов до специализированного объекта размещения отходов ООО «Полигон ТБО» производится ООО «Производственно-коммерческая фирма «Петро-Васт» на основании государственного контракта от 04.01.2010 N 145, заключенного с ФГУ «СПбНЦЭР им. Альбрехта Росздрава», у которого ЗАО «НФК» в свою очередь арендует помещение.

Таким образом, из обстоятельств дела и представленных доказательств не следует, что обществом осуществляется деятельность по размещению отходов.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административный орган не доказал факт осуществления обществом в спорный период деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах, и возникновение у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Административным органом не представлено доказательств хранения обществом отходов в объектах размещения отходов, организованных в соответствии со статьей 12 Закона об отходах, а также доказательств самостоятельного их захоронения.

Судом также отклоняется довод заинтересованного лица о том, что обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на собственника отходов. Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

При таких обстоятельствах в связи с недоказанностью заинтересованным лицом факта осуществления обществом в спорный период деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах, постановление о привлечении общества к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления является незаконным и подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 19.10.2011 N05-08/209-ПО/1.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Александрова Е.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-60287/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 19 декабря 2011

Поиск в тексте