АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 февраля 2012 года Дело N А56-71665/2011

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ресовской Т.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шинкаревой Ю.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель Отдел надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области заинтересованное лицо ООО "Охранное предприятие "Симба" о привлечении к административной ответственности при участии

от заявителя - Гура С.В., дов. от 07.12.2011;

от заинтересованного лица - Васляев Р.И., дов. от 26.01.2012;

установил:

Отдел надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Ленинградской области (далее - ОНД, административный орган) обратился с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Симба» (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество просит отказать в удовлетворении требования, ссылается на внесении изменений в законодательство, отменяющих обязанность по лицензированию.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

В ОНД Всеволожского района поступило заявление на получение заключения от МОУ «Бугровская СОШ», на основании которого сотрудники ОНД осуществили выход по адресу: п.Бугры, ул.Полевая, д.3, для обследования территории и помещений с целью проверки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

В ходе проверки было выявлено нарушение Федерального закона N 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности», пункта 3 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03: речевой оповещатель располагается не в соответствии с пунктом 4.4 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

По факту выявленного нарушения в отношении ООО «ОП «Симба» 09.11.2011 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с тем, что согласно акту приемки монтаж установок АУПС и СОУЭ производила указанная организация.

Определением от 29.11.2011 правонарушение была переквалифицировано по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а 06.12.2011 в отношении Общества был составлен протокол N 1353 об административном правонарушении в соответствии с указанной квалификацией.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол с приложением был направлен в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области для принятия решения о назначении Обществу административного наказания.

В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 39 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Лицензионные требования и условия для указанного вида деятельности определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности".

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 (далее - Положение), грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований подпунктов "а", "г" и "д" пункта 4 настоящего Положения.

В подпункте "д" пункта 4 Положения установлены требования о выполнении лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Статья 20 Федерального закона от 21.12.2004 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относит к нормативным документам по пожарной безопасности стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В протоколе об административном правонарушении от 06.12.2011 N 1354 указано на нарушение обществом Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

В соответствии с пунктом 4.4 СП 3.13130.2009 настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, какие именно нарушения в части размещения оповещателей допущены Обществом.

Кроме того, согласно пункту 1.1 СП 3.13130.2009 свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Как установлено Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе, своды правил (статья 13) Согласно статье 12 Закона N 184-ФЗ стандартизация осуществляется в соответствии с принципом добровольного применения документов в области стандартизации.

Таким образом, применение свода правил СП 3.13130.2009 является добровольным.

Из изложенного следует, что нарушение Обществом пункта 4.4 Свода правил СП 3.13130.2009 не может явиться единственным основанием для признания в его действиях нарушения условий лицензирования. Данные, свидетельствующие о нарушении Обществом требований иных нормативных документов в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.

Таким образом, доказательства наличия в действиях Общества события административного правонарушения административным органом не представлены, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Довод представителя Общества об отсутствии законодательно установленной обязанности лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений судом не принимается на основании следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", работы и услуги не являются объектом технического регулирования. В связи с этим Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Кроме того, с 03.11.2011 действует Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно пункту 15 части 1 статьи 12 которого деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В пункте 4 Положения содержатся лицензионные требования при осуществлении лицензируемой деятельности.

Таким образом, оценив представленные доказательства в соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, учитывая отсутствие в действиях Общества события административного правонарушения, суд принимает решение об отказе в привлечении Общества к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требование Отдела надзорной деятельности Всеволожского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области о привлечении общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Симба» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

     Судья
Ресовская Т.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка