АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 июля 2012 года Дело N А56-22692/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 05 июля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Соколовой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шитовой М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО "Корейские шины"

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области

о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2012 N53-НН, при участии

от заявителя - Винокурова Е.А., по доверенности от 01.08.2011,

от заинтересованного лица - не явился, извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Корейские шины" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - Управление) от 05.04.2012 N 53-НН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие у таможенного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса в отсутствие представителя Управления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

19.07.2010 Обществом заключен контракт NG/2010/8132/RUS (далее - Контракт) с нерезидентом фирмой РТ Gajah Tunggal Tbk (Индонезия) на поставку товара - автомобильные шины.

На основании Контракта обществом 26.08.2010 оформлен паспорт сделки N10080124/0439/0005/2/0 в филиале Кировский объединенный ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад».

В связи с реорганизацией уполномоченного банка в филиал Кировский ОАО Банк ВТБ в г. Санкт-Петербурге паспорт сделки 27.03.2011 переоформлен на N11030175/1000/0071/2/0.

В связи с изменением суммы контракта паспорт сделки переоформлен 30.05.2011.

Общество 30.05.2011 представило в уполномоченный банк справку и подтверждающие документы в том числе ДТ N10216100/060511/0042670 с отметкой таможенного органа «выпуск разрешен 09.05.2011» о ввозе товара по Контракту на таможенную территорию Российской Федерации.

В связи с нарушением Обществом установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» срока представления подтверждающих документов, Мурманской таможней 22.02.2012 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N10207000-49/2012, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Постановлением Управления от 05.04.2012 N 53-НН по делу об административном правонарушении N47-12/45 Общество привлечено к административной ответственности, в соответствии с указанной квалификацией в виде штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон N173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля предусмотренные статьей 23 закона N173-ФЗ документы и информацию, связанные с проведением валютных операций.

Пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение N258-П) предусмотрено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резиденты представляют в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.

Согласно ДТ N10216100/060511/0042670 товар выпущен таможенным органом 09.05.2011. Таким образом, последним днем представления подтверждающих документов с соответствующей справкой являлось 24.05.2011. Общество представило указанные документы 30.05.2011, т.е. с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения N258-П срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Однако вынесенное Постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статье 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля, к которым в силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» относятся в том числе и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (утратил силу с 16.07.2010) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

Согласно подпункту 2а пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 16.07.2010 N 1355дсп «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, и/или нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.

Таким образом, в силу положений Приказа Федеральной таможенной службы от 16.07.2010 N 1355дсп таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Согласно подпункту «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится, в том числе, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Как следует из материалов дела, ДТ N10216100/060511/0042670 принята таможенным органом 06.05.2012, следовательно, Мурманская таможня не имела права в данном случае возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по названной декларации и осуществляемых начиная с этой даты, в том числе составлять протокол об административном правонарушении.

Данная правовая позиция была высказана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 07.06.2011 N 901/11.

Протокол об административном правонарушении N10207000-49/2012 составлен должностным лицом Мурманской таможни 22.02.2012 после принятия таможенным органом ДТ N10216100/060511/0042670 и выпуска товара. Условиями контракта от 19.07.2010 NG/2010/8132/RUS предусмотрена отсрочка платежа за товар в течение 90 дней с момента поставки товара.

Кроме того, поскольку Общество зарегистрировано в Санкт-Петербурге (в регионе деятельности иного таможенного органа) правонарушение совершено на территории Санкт-Петербурга, сотрудники Мурманской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении данного Общества дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях валютного законодательства в уполномоченный орган.

Таким образом, протокол по делу об административном правонарушении N10207000-49/2012 от 22.02.2012, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен неуполномоченным лицом.

Пунктом 4 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания. Представленные Управлением документы, как не соответствующие требованиям законодательства, не являются доказательствами совершения Обществом административного правонарушения и, как следствие, не могут служить основанием для привлечения последнего к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, постановление Управления от 05.04.2012 N53-НН по делу об административном правонарушении N47-12/45 является незаконным и подлежит отмене.

Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, в связи с чем уплаченная Обществом госпошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 05.04.2012 N53-НН о назначении административного наказания по делу N47-12/45, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Корейские шины». Обществу с ограниченной ответственностью «Корейские шины» выдать справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.04.2012 N493.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

     Судья
Соколова Н.Г.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка