АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2012 года Дело N А56-28031/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Буткевич Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галец Т.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ООО "ФОРЕСИЯ АДП"

заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области

о признании незаконным и отмене Постановления от 03.04.2012 по делу N 41-12/110 при участии

от заявителя - представитель Яворский А.К. (доверенность от 16.01.2012)

от заинтересованного лица - представитель Аламов И.А. (доверенность N 3 от 12.01.2012)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ФОРЕСИЯ АДП" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) по делу N41-12/110 от 03.04.2012 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 43 000 руб.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на составление протокола неуполномоченным лицом.

Управление просит отказать в удовлетворении требований, считая оспариваемое Постановление законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в порядке, установленном ст.ст. 210, 211 АПК РФ.

Материалами дела установлено следующее.

01.05.2010 ООО «ФОРЕСИЯ АДП» заключен Контракт N 1052013 (далее - Контракт) с фирмой «Euro Auto Plastic Systems» (Румыния) на поставку товара. Дата завершения обязательств по Контракту - 31.12.2012.

Общая сумма Контракта - 5 000 000 Евро.

ООО «ФОРЕСИЯ АДП» 02.08.2011 по Контракту N 1052013 от 01.05.2010 в акционерном коммерческом банке «РОСБАНК» (ОАО) открыт паспорт сделки N 11080016/2272/0000/2/0 (далее - ПС). Паспорт сделки N 10050074/2295/0000/2/0 от 27.05.2010, оформленный раннее в банке ЗАО «БСЖВ», ООО «ФОРЕСИЯ АДП» закрыт, в связи с переходом на расчетное обслуживание в акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» (ОАО).

В ходе исполнения обязательств по Контракту в соответствии с имеющейся в материалах дела ДТ N10210090/061011/0025948 (отметка таможенного органа «Выпуск разрешен» - 06.10.2011) в октябре 2011 года нерезидентом в адрес ООО «ФОРЕСИЯ АДП» на территорию РФ ввезен товар.

Согласно подтверждающему документу ДТ N10210090/061011/0025948 (отметка таможенного органа «Выпуск разрешен» - 06.10.2011) ООО «ФОРЕСИЯ АДП» обязано представить справку о подтверждающих документах вместе с подтверждающим документом в банк ПС не позднее 21.10.2011, однако справка о подтверждающих документах от 25.11.2011 представлена Обществом в банк ПС 01.12.2011 о чем свидетельствует отметка банка, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, на 41 день.

В связи с тем, что Общество нарушило установленный пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» срок представления подтверждающих документов, должностным лицом отдела валютного контроля Санкт-Петербургской таможни 29.02.2012, в отсутствии законного представителя Общества, составлен протокол N10210000-149/2012 об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Протокол от 29.02.2012 N10210000-149/2012 и другие материалы дела N 41-12/110 направлены таможней в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области.

Постановлением Управления от 03.04.2012 по делу об административном правонарушении N 41-12/110 Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 43 000 рублей.

Не согласившись с указанным Постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

Вступивший 28.11.2011 в законную силу Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) изменил меру ответственности за правонарушения в зависимости от количества дней просрочки.

Согласно пункту 2 Федерального закона N 311-ФЗ статья 15.25 КоАП РФ дополнена частью 6.3, в соответствии с которой нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является, в том числе, несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе таможенные декларации (пункт 11 части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

На основании части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Согласно пункту 1.3 Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", справка о подтверждающих документах является одной из форм учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами.

Данный нормативный правовой акт вступил в силу 27 января 2008 года.

Форма справки о подтверждающих документах и порядок ее заполнения приведены в Приложении 1 к Положению Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение Банка России N 258-П).

В силу пункта 2.1 Положения Банка России N 258-П в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенными органами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент, в качестве подтверждающих документов, представляет в банк паспортов сделок таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.

Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (пункт 2.2 Положения Банка России N 258-П).

Согласно пункту 2.4 Положения Банка России N 258-П резидент (в случае наличия требования о декларировании товаров) представляет в уполномоченный банк таможенную декларацию и справку о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").

Таким образом, Банк России установил обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления. В случае требования о декларировании товаров таким документом является исключительно декларация на товары, за исключением временной декларации, а срок для представления справок о подтверждающих документах необходимо исчислять со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых (вывозимых) товаров, определяемой по соответствующим отметкам таможенных органов.

Материалами дела установлено, что справка о подтверждающих документах от 25.11.2011 и декларация на товары, выпущенные по ДТ N10210090/061011/0025948 (отметка таможенного органа «Выпуск разрешен» - 06.10.2011) представлена в банк ПС 01.12.2011, о чем свидетельствует отметка банка, в то время как должна быть представлена в установленные п. 2.4 Положения Банка России N 258-П сроки, а именно до 21.10.2011, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, суд считает незаконным оспариваемое Постановление Управления исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.

В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Заявитель ссылается на пп. 1 п. 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности», в котором указаны ограничения полномочий таможенных органов, как агентов валютного контроля, на составление протоколов об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Вместе с тем, Приказ N 125 от 05.02.2009 прекратил свое действие в связи с изданием Федеральной таможенной службой РФ Приказа N 1355дсп от 16.07.2010 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

Подпункт 2а пункта 1 приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" со ссылкой на пункт 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе N 459 предписывает начальникам таможенных органов обеспечить направление копий документов в случае выявления признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.

Таким образом, таможенные органы, как агенты валютного контроля, выявляют признаки нарушений валютного законодательства в отношении валютных операций, которые совершены до дня подачи таможенной декларации.

Понятие и виды валютных операций приведены в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. К валютным операциям, в частности, относится использование валютных ценностей в качестве средства платежа.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что валютные операции, связанные с ввозом товаров по ДТ N10210090/061011/0025948 (осуществление предоплаты за ввезенный товар), совершены Обществом до дня подачи данной таможенной декларации, Управлением в материалы дела не представлено.

В данном случае протокол об административном правонарушении N 10210000-149/2012 составлен должностным лицом Санкт-Петербургской таможни 29.02.2012 после принятия таможенным органом ДТ N10210090/061011/0025948 (отметка таможенного органа «Выпуск разрешен» - 06.10.2011) и выпуска товара. Таким образом, протокол об административном правонарушении N 10210000-149/2012 от 29.02.2012, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен неуполномоченным лицом.

Из содержания оспариваемого Постановления усматривается, что данный вопрос (о порядке оплаты ввезенного товара) административным органом не выяснялся, тогда как в соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ на административные органы возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Довод заинтересованного лица о том, что приказ ФТС России N 125 от 05.02.2009 утратил силу на момент составления протокола об административном правонарушении, в данном случае не имеет правового значения, так как Приказ ФТС России N 1355дсп от 16.07.2010 содержит аналогичные нормы, действующие на момент вынесения оспариваемого постановления. Применительно к обстоятельствам данного дела, как в силу Приказа ФТС России N 125 от 05.02.2009, так и в силу Приказа ФТС России N 1355дсп от 16.07.2010, таможня не наделена правом осуществления валютного контроля в отношении валютных операций, совершаемых по условиям контракта после подачи таможенной декларации.

Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.

При изложенных обстоятельствах, Постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области от 03.04.2012 по делу об административном правонарушении N 41-12/110, является незаконным и подлежит отмене, как принятое на основании Протокола об административном правонарушении, составленного неуполномоченным органом.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области от 03.04.2012 по делу об административном правонарушении N 41-12/110, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФОРЕСИЯ АДП».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

     Судья
Буткевич Л.Ю.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка