АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2012 года Дело N А56-29677/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 июля 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Дудиной О.Ю., при ведении протокола судебного заседания Полежаевой К.И. рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОАО "Российские железные дороги" (адрес: Россия, Москва, ул.Басманная, д.2; 191023, Россия, Санкт-Петербург, пл.Островского ,д.2, ОГРН: 1037739877295, );

ответчик: Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (адрес: 105120, Россия, Москва, Костомаровский пер., д.2; 192019, Россия, Санкт-Петербург, ул.Хрустальная ,д.6, ОГРН: 1037701021841, ); о взыскании 15000руб. при участии

- от истца: Тулаева А.П. по дов. от 05.12.11

- от ответчика: Чернышовой И.А. по дов. от 12.11.09

установил:

ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" 15 000 руб. штрафа, уплаченного ОАО «РЖД» по административному правонарушению.

Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), счел возможным завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Ответчик возражает по основаниям, изложенным в отзыве на иск, ссылаясь на охрану груза без заключения договора, указывает на пропуск истцом срока исковой давности для предъявления иска.

Судом установлено следующее:

15.07.2009 г. на станции Камышта Красноярской железной дороги был принят к перевозке вагон N5266906 с грузом «Алюминий необработанный» от ОАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод » в адрес грузополучателя ОАО «Морской порт»

В соответствии с Перечнем грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (утвержденного Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N38), перевозка груза «Металлы цветные и их сплавы» должна осуществляться в обязательном сменном сопровождении и охране на всем пути следования.

Для осуществления перевозки груза по территории Российской Федерации, данный вагон был передан от ОАО «РЖД» под сопровождение представителей ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", о чем был составлен приемо-сдаточный акт серии ПN88123/895 от 15.07.2009 .

Пунктом 4 Правил перевозки грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охранной грузоотправителей, грузополучателей, предусмотрено, что при перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

Согласно сведениям, указанным в железнодорожной накладной N91948068 , указанный товар в количестве 64 грузовых мест, общей массой (нетто) - 66926кг, следовал со ст. Камышта на станцию Новый порт октябрьской ж/д под сопровождением представителей ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», о чем имеется отметка в железнодорожной накладной.

В пути следования, по прибытии груза на ст. Камышта Октябрьской ж/д было обнаружено, что на вагоне N52666906 отсутствует пломбировочное устройство , о чем составлен акт общей формы N1/240 от 19.07.2009 г.

Постановлением Балтийской таможни по делу об административном правонарушении от 11.02.2010 г. N10216000-2158/2009 за утрату ЗПУ, принятых таможенным органом в качестве средства таможенной идентификации ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.11 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб. Сумма штрафа была оплачена ОАО «РЖД» платежным поручением от 19.03.2010 г. N002.

Таким образом, в результате необеспечения ответчиком сохранности средств идентификации ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности и понесло убытки в виде уплаты штрафа.

Отсутствие договора между Истцом и Ответчиком не освобождает последнего от возмещения убытков в размере уплаченной суммы административного штрафа, на основании факта приемки вагона под сопровождение Ответчиком по приемо-сдаточному акту от 15.07.2009 г. Сопровождение груза с ответственностью за его сохранность подразумевает и ответственность за сохранность устройств, подтверждающих отсутствие доступа к грузу в пути следования.

Пунктом 7 Правил перевозки грузов предусмотрено, что в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.

Указанные Правила определяют порядок обязательного сопровождения и охраны грузов в пути следования.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, с учетом доказанности не обеспечения сохранности средств таможенной идентификации в пути следования груза, и возникновением у Истца убытков, ОАО «РЖД» вправе требовать возмещения указанной суммы виновным лицом.

Доводы ответчика о применении судом годичного срока исковой давности отклоняются, поскольку требования истца вытекают не из договора перевозки грузов, а из причинения убытков, срок исковой давности по которым составляет три года не пропущенных истцом.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 15 000 руб. убытков и 2000 руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

     Судья
Дудина О.Ю.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка