АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 октября 2012 года Дело N А56-47560/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Баталовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новик М.М. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ОАО "Российские железные дороги"

заинтересованное лицо Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об оспаривании Постановления от 17.07.2012 N 07-53-09/212 при участии

от заявителя - пред. Романова М.О., доверенность от 29.12.2011 N 78АА1741546

от заинтересованного лица - не явились, извещены

установил:

ОАО «Российские железные дороги» просит признать незаконным и отменить Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.07.2012 N 07-53-09/212 о привлечении Общества к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, ссылаясь на недоказанность события правонарушения.

Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило отзыв, в котором заявленных требований не признало, полагая, что оспариваемое Постановление вынесено законно и обосновано.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статей 210, 211 АПК РФ.

Материалами дела установлено, что Новгородской транспортной прокуратурой 16.05.2012 проведена проверка соблюдения Обществом обязательных требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в отношении железнодорожной станции Малая Вишера, расположенной по адресу Новгородская область, г. Малая Вишера.

В ходе проверки Прокуратурой были выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности:

- оценка уязвимости железнодорожной станции Малая Вишера не проведена и не утверждена в установленном законом порядке (статья 5 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 N16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон N 16-ФЗ) и пункт 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43);

- план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Малая Вишера не разработан, не утвержден и не реализован (статья 9 Закона N 16-ФЗ и пункт 5.8 Требований, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43).

Постановлением от 17.07.2012 N 07-53-09/212 ОАО «Российские железные дороги» привлечено к ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ с наказанием в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования)

Указанные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (ст.8 Федерального закона РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности») и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п.4 Требований), только после согласования их в соответствии с упомянутой статьей 8 того же Закона.

В соответствии с пп.5.7 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.

Также субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС (пп. 5.8 Требований).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Станция Малая Вишера (по адресу: Новгородская область, г. Малая Вишера) включена в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта 29.06.2011.

ОАО «Российские железные дороги» указало на то, что разработка и реализация плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС может быть осуществлена Обществом только после категорирования и проведения оценки уязвимости объекта.

Обществом 19.10.2011 заключен договор N 740 с ЗАО «НПП «ИСТА-Систем» на проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждения их в установленном порядке, срок исполнения работ установлен до 31.12.2012. Увеличение срока проведения работ связано с тем, что не был определен порядок проведения оценки уязвимости.

Методика проведения оценки уязвимости объектов определена только 13.09.2011, когда вступил в действие Приказ Министерства Транспорта РФ от 26.07.2011 N 199.

Учитывая, что план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатывается на основании результатов проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, вина Общества в совершенном правонарушении отсутствует.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Помимо того, при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением были допущены процессуальные нарушения.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и подлежащим отмене, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Извещение законного представителя лица, привлекаемого к ответственности за административное правонарушение, о возбуждении дела об административном правонарушении и вызов для участия в составлении протокола обязательны, тогда как законный представитель ОАО «РЖД» не был извещен о проведении проверки и вынесении Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ,4, 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что Постановление от 16.05.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя Общества.

Документы, подтверждающие надлежащее извещение законного представителя Общества о дате и времени вынесения указанного Постановления, в материалы дела не представлены.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку Общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, заявление ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным и отмене Постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 07-53-09/212 от 17.07.2012 о привлечении Общества к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 11.15.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 07-53-09/212 от 17.07.2012 о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 11.15.1 КоАП РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

     Судья
Баталова Л.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка