АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 октября 2012 года Дело N А56-882/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 01 октября 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Щуриновой С.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Омельченко Т.А., при участии от истца: представителя Таранова И.Е., по доверенности от 11.09.2012, от ответчиков: не явились, уведомлены, рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе

к Жилищному накопительному кооперативу "ГАРАНТ-ИНВЕСТ", Головановой Ирине Владимировне, Жилинской Виктории Александровне, Крюковой Нине Владимировне, Микк Галине Геннадьевне, Мисюрову Борису Валентиновичу, Митяковой Ольге Николаевне, Остриковой Светлане Анатольевне, Погодицкому Сергею Михайловичу, Просоленко Лидии Алексеевне, Сегал Рувину Абрамовичу, Чумакову Максиму Александровичу о ликвидации юридического лица,

установил:

Региональное отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному накопительному кооперативу «ГАРАНТ-ИНВЕСТ» (далее - Кооператив) о ликвидации.

Определением суда от 24.07.2012 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены учредители Кооператива Голованова Ирина Владимировна, Жилинская Виктория Александровна, Крюкова Нина Владимировна, Микк Галина Геннадьевна, Мисюров Борис Валентинович, Митякова Ольга Николаевна, Острикова Светлана Анатольевна, Погодицкий Сергей Михайлович, Просоленко Лидия Алексеевна, Сегал Рувин Абрамович, Чумаков Максим Александрович.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, отзывы не представили.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия ответчиков.

Истец настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Из пояснений истца и представленных документов следует, что Кооператив зарегистрирован Межрайонной инспекцией ФНС России N15 по Санкт-Петербургу в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 16.07.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047855040386, в реестр жилищных накопительных кооперативов запись о Кооперативе внесена 30.12.2005.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ адресом местонахождения Кооператива является:197374, Санкт-Петербург, Торфяная дорога, д.7, оф.304.

В нарушение требований статей 51, 20 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах», Порядка предоставления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденного приказом ФСФР России от 17.02.2006 N06-17/пз-н Кооператив с 1 квартала 2010 года не представляет в РО ФСФР предусмотренную законодательством ежеквартальную отчетность, аудиторские заключения, а также годовые отчеты.

В нарушение требований статьи 54 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» Кооперативом не исполняются требования о предоставлении РО ФСФР аудиторских заключений.

Из представленного Кооперативом в РО ФСФР 13.04.2010 ежеквартального отчета за 4 квартал 2009 года усматривается, что Кооперативом допущены нарушения действующего законодательства.

Так, в нарушение пункта 4 статьи 5 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», предусматривающего, что число членов кооператива не может быть менее чем пятьдесят и более чем пять тысяч человек, число членов кооператива на конец квартала составляет всего 11 человек.

На период 4 квартала 2009 года кооператив не имеет резервного фонда, что нарушает пункт 1 статьи 53 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».

При этом общая стоимость приобретенных Кооперативом прав на строящиеся в порядке долевого участия жилые помещения составляет 2.519.000 руб., что превышает двадцать процентов стоимости имщества Кооператива, которое составляет 7.284.000 рублей, что нарушает пункт 4 статьи 47 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».

Нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности Кооператива на период 4 квартала 2009 года не соответствуют установленной пунктом 2 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N46 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных кооперативов» величине (0,05) и составляет менее указанного норматива, а норматив максимальной задолженности членов Кооператива - более 0,1.

Исходя из положений части 4 статьи 49 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» кооператив не вправе осуществлять деятельность по привлечению новых членов, если он не соблюдает хотя бы один из нормативов, так как несоответствие этим нормативам позволяет утверждать, что Кооператив не может отвечать по своим долгам и обязательствам как перед своими членами, так и перед контрагентами, а также не должен привлекать новых членов.

Предписания РО ФСФР, направленные в адрес Кооператива на основании пункта 2 части 1 статьи 52 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», составленные в связи с выявленными нарушениями, в том числе и по итогам камеральных проверок, не исполнены, в связи с чем Кооператив неоднократно привлекался к административной ответственности. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении были вынесены пять постановлений о прекращении производства по делу в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административно ответственности. Постановление от 06.11.2009 N72-09-804/пн о привлечении Кооператива к административной ответственности на основании части 9 статьи 19.5 КоАП в виде штрафа в размере 600.000 рублей вступило в законную силу.

По сведениям, представленным МИФНС России N26 по Санкт-Петербургу, Кооператив имеет задолженность перед бюджетом, в связи с чем налоговым органом вынесены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. За последние 12 месяцев Кооператив сдает «нулевую» отчетность, бухгалтерская отчетность также сдается с «нулевыми» показателями.

Сославшись на вышеуказанные обстоятельства и неоднократное грубое нарушение Кооперативом норм действующего законодательства и правам и законным интересам членов Кооператива, РО ФСФР обратилось в суд с иском о ликвидации Кооператива на основании пункта 3 статьи 14 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».

Оценив доводы истца в совокупности с представленными доказательствами, установив обстоятельства дела и подлежащие применению нормы материального права, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» Кооператив может быть ликвидирован по решению суда в порядке, установленном Гражданского кодекса РФ, с учетом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и устава кооператива.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица в этом случае может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ).

Пункт 3 статьи 14 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» определяет, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе предъявить в суд требование о ликвидации жилищного накопительного кооператива в случае неоднократного или грубого нарушения положений Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах», а также в иных случаях, предусмотренных Законом.

Согласно статье 52 названного Федерального закона в случае нарушения кооперативом требований настоящего Федерального закона, неисполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, отказа от предоставления информации или предоставления членам кооператива и другим гражданам неполной или недостоверной либо заведомо ложной информации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе: 1) требовать от органов кооператива устранения выявленных нарушений; 2) давать кооперативу обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; 3) применять меры ответственности, установленные настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае неисполнения кооперативом в установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, срок предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу правам и законным интересам членов кооператива, указанный орган вправе вынести предписание о приостановлении деятельности кооператива по привлечению новых членов кооператива до устранения кооперативом соответствующих нарушений. В случае неисполнения кооперативом требований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, указанный орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации кооператива. В случае осуществления кооперативом деятельности, запрещенной законом, либо в случае неоднократных или грубых нарушений кооперативом настоящего Федерального закона, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации кооператива.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N14-П отсутствие конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличие вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду, с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Из данных разъяснений следует сделать вывод о том, что отдельные нарушения нормативно-правовых актов, допущенные как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, сами по себе не могут являться основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер.

Ликвидация юридического лица не может быть назначена лишь по одному формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной с допущенными юридическим лицом нарушениями и вызванными ими последствиями.

Согласно письму налогового органа N 07-14/12715 от 25.05.2012 Кооператив не обладает признаками недействующего юридического лица.

Вместе с тем, достоверных доказательств того, что Кооператив после 01 января 2010 года продолжает осуществлять свою деятельность, в том числе по привлечению новых членов Кооператива, материалы дела не содержат.

Следует отметить, что Кооперативу в соответствии со статьей 14 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» предоставлено право добровольной ликвидации, однако ЖНК «ГАРАНТ-ИНВЕСТ» таким правом не воспользовался.

Ссылаясь на нарушение действиями Кооператива прав и законных интересов граждан - членов Кооператива, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил доказательств, подтверждающих существенных нарушений законодательства, позволяющих сделать вывод о том, что ликвидация Кооператива будет являться единственным способом защиты прав и интересов его членов.

При таких обстоятельствах суд считает, что отсутствуют достаточные основания для ликвидации кооператива по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

     Судья
Щуринова С.Ю.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка