• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2013 года Дело N А56-61754/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Королевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С., ( )рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Арго"

заинтересованное лицо Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе о признании недействительным Предписания при участии

от заявителя - предст. Котельникова Л.О. (доверенность от 09.11.12)

от заинтересованного лица - предст. Башиловой Е.А. (доверенность от 27.12.2012 N 72-12-ИВА-06/27674)

установил:

ООО "Арго" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - Предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (далее - Отделение) от 14.08.2012 г. N 72-12-ИЛ-04/17800 о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг ОАО «Компрессорный комплекс» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Общество полагает, что оспариваемое Предписание не соответствует п. 4 ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон N 208-ФЗ), Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 135-ФЗ) и Приказу Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. N 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (далее - Приказ N 256), поскольку представление нотариально заверенного отчета независимого оценщика не является обязательным. Общество, кроме того, ссылается на судебную практику по аналогичным делам, а также на ошибочность приложения Обществом нотариально заверенного отчета о рыночной оценке акций при своем сопроводительном письме от 01.08.2012 г. о направлении в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам обязательного предложения о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества «Компрессорный комплекс» (л.д. 55).

Региональное отделение просит требование Общества отклонить, как неосновательное, поскольку оспариваемое Предписание полностью соответствует порядку оформления обязательного предложения о приобретении ценных бумаг, установленному п. 4 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ, а судебная практика подтверждает позицию Регионального отделения. Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.08.2012 г. в Региональное отделение поступило обязательное предложение Общества «Арго» о приобретении эмиссионных ценных бумаг ОАО «Компрессорный комплекс» (ОАО - «КК») в количестве 4 884 шт. обыкновенных именных бездокументарных акций, государственный регистрационный номер выпуск 1-02-00813-Д. В составе документов по обязательному предложению Общество представило отчет об оценке рыночной стоимости 1 (одной) обыкновенной акции в 100 % пакете ОАО «КК», выполненный по заказу Общества независимым оценщиком ООО «Евро Аудит Групп» с датой оценки 20.03.2012 г. Дата составления отчета 31.07.2012 г. При расчете Общество использовало данные бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2011 г.

В результате рассмотрения обязательного предложения Отделением было выявлено нарушение Обществом требований п. 8 раздела II Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2002 г. N 256, а именно, с даты оценки - 20.03.2012 г. до даты составления отчета об оценке (31.07.2012 г.) прошло более трех месяцев.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.

Из абзаца 2 пункта 4 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ следует, что в рамках осуществления процедуры обязательного предложения, цена приобретения акций открытого Общества, не обращающихся на организованном рынке, в любом случае подлежит независимой оценке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 84.9 Закона N 208-ФЗ отсутствие в предложении всех сведений и условий, предусмотренных главой 11.1 Закона N 208-ФЗ, является основанием для направления лицу, предоставившему обязательное предложение, предписания о приведении предложения в соответствие с требованиями законодательства.

01.08.2012 г. установило в обязательном предложении обоснование цены приобретения ценных бумаг на основании отчета независимого оценщика, который был представлен с Обязательным предложением в Региональное отделение, и который подлежал рассмотрению контрольным органом на предмет соответствия его требования действующего законодательства.

Возражения и доводы Общества суд отклоняет, поскольку согласно абз. 2 п. 4 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ, в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

В соответствии с абз. 3 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ, если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в открытое общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

Из абз. 2 п. 4 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ следует, что в рамках осуществления процедуры обязательного предложения, цена приобретения акций открытого общества, не обращающихся на организованном рынке, в любом случае подлежит независимой оценке.

Необходимость определения стоимости приобретаемых на основании обязательного предложения ценных бумаг по результатам независимой оценки, прежде всего, направлена на недопустимость их приобретения по «заниженной цене», что может повлечь нарушение прав миноритарных акционеров, причинение им экономических убытков.

Соответствие цены приобретаемых ценных бумаг, установленной в предложении, их рыночной стоимости отличает процедуру обязательного предложения от процедуры добровольного предложения. В последнем, в отличие от обязательного предложения, предлагаемая цена приобретения ценных бумаг устанавливается лицом, направляющим добровольное предложение, по своему усмотрению, то есть такая цена может и не отвечать критерию рыночной стоимости, в то время как в обязательном предложении цена приобретения ценных бумаг определяется на основании независимой оценки их рыночной стоимости.

Абзацем 3 п. 4 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ предусмотрено дополнительное правило, в соответствии с которым цена приобретаемых ценных бумаг должна соответствовать наибольшей цене, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения, такие ценные бумаги приобретались лицом, направившим обязательное предложение и его аффилированными лицами.

Данное положение законодательства во взаимосвязи с абз. 2 п. 4 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ означает, что в случае, если цена таких сделок с ценными бумагами эмитента превышает рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, то цена обязательного предложения должна соответствовать цене, по которой совершались соответствующие сделки.

Указанное выше правило направлено на реализацию экономического равенства всех акционеров, желающих продать принадлежащие им ценные бумаги, которое заключается в возможности заключения ими сделок купли-продажи акций по той же цене, по которой осуществлялись сделки с ценными бумагами до даты направления обязательного предложения, в случае, если цена таких сделок превышает рыночную стоимость.

Согласно п. 2 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ в обязательном предложении должна быть указана, в том числе, предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта 4 настоящей статьи.

Из пункта 6.1.2 Обязательного предложения видно, что «определение цены приобретения ценных бумаг ОАО «КК» осуществлялось в порядке, предусмотренном абзацами 2, 3 п. 4 ст. 84.2 N 208-ФЗ. Рыночная стоимость одной акции ОАО «КК» была определена на основании отчета рыночной оценки акций независимого оценщика - ООО «Евро Аудит Групп». В соответствии с п. 4 ст. 84.2 Закона N 208-ФЗ предлагаемая цена ценных бумаг определена в размере не ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, и не ниже наибольшей цены, по которой ООО «Арго» приобретало эти ценные бумаги.

Таким образом, Общество установило в обязательном предложении обоснование цены приобретения ценных бумаг на основании отчета независимого оценщика, который был представлен с обязательным предложением в Региональное отделение, и который подлежал рассмотрению контрольным органом на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.

Следовательно, несоответствие отчета оценщика требованиям, установленным п. 8 раздела II Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (далее - Стандарты оценки), является в соответствии с пунктом 4 статьи 84.9 Закона N 208-ФЗ основанием для направления лицу, представившему обязательное предложение, предписания о приведении предложения в соответствие с требованиями законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общество не представило доказательств, что оспариваемое Предписание не соответствует какому-либо закону или иному нормативному правовому акту.

Суд проверил правомерность выдачи Предписания и не установил при его принятии как нарушений Закона N 135-ФЗ, так и п. 4 ст. 84.2 Закон N 208-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст. 198-201, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать ООО "Арго" в удовлетворении требования о признании недействительным Предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе от 14.08.2012 г. N 72-12-ИЛ-04/17800 о приведении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг ОАО «Компрессорный комплекс» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

     Судья
Королева Т.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-61754/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата принятия: 14 февраля 2013

Поиск в тексте