АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 августа 2009 года  Дело N А27-10488/2009

резолютивная часть решения оглашена  17 августа.2009г.

полный текст решения изготовлен 19 августа 2009г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Тимошенко Л.С.,

при ведении  протокола судебного заседания судьёй   Тимошенко Л.С.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по  заявлению открытого акционерного общества  «Угольная компания «Южный Кузбасс», г. Междуреченск (далее - ОАО «УК

Южный Кузбасс»)

к Кемеровской таможне, г. Кемерово

о признании  недействительным решения

при участии представителей:

заявителя:  Фриауф Д.В., представитель по доверенности № 33-ЮК от 15.04.09., паспорт;

от Кемеровской таможни: Боева Т.В., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность  № 27-15/250 от 16.01.2008г.,  сл. удостоверение; Яковлев Ю.И., старший государственный таможенный инспектор, доверенность № 27-18/1033 от 03.02.2009г., сл. удостоверение;

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Угольная компания «Южный Кузбасс обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Кемеровской таможни № 10608000-28-21/53 от 27.05.09 и требования о корректировке кода товара и уплате таможенных платежей  от 27.05.09.

В обоснование  требования заявитель ссылается на то, что в соответствии с правилом За Пояснений Государственного таможенного комитета к ТН ВЭД Российской Федерации (том 2, разделы VI-XI, группы 30-63), товарной позиции, обеспечивающей наиболее точное описание товаров, отдается предпочтение перед товарной позицией, дающей более общее описание.

Товарная позиция 4011 94 000 0 более точно описывает товар как шины для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности и имеющих посадочный диаметр более 61см., чем товарная позиция 401120 900 0, характеризующая товар как шины для моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121, поскольку моторные транспортные средства для перевозки грузов включают в себя, в том числе, и транспортные средства, используемые в промышленности и строительстве.

Кроме того, Пояснения к субпозициям 401162,401163,401193 и 401194 конкретно указывают, что термин «транспортные средства, используемые в строительстве или промышленности» включает в себя также транспортные средства и оборудование для горнодобывающей промышленности.

Требование таможенного органа повлекло обязательство для ОАО «Южный Кузбасс» по доплате таможенных пошлин и возникновение необоснованных расходов в сумме 1 089 393,29 рублей.

Кемеровская таможня с требованиями на согласна, поскольку полагает, что оспариваемое решение основано на правильном применении Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Основных правил интерпретации ТН ВЭД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

В ходе таможенного контроля установлено, что при декларировании товара по ГТД № 10608040/140509/0000544 нарушено правило 6 ОПИ ТН ВЭД.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 ТК РФ, на основании правил 1 и 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, Кемеровской таможней принято решение от  27.05.09. №10608000-28-21/53 о классификации спорных шин в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД России (товарная позиция 40 11 - шины и покрышки пневматические резиновые новые; товарная субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов; товарная подсубпозиция  4011 20 900 0 - с индексом нагрузки более 121).

В судебном заседании представитель заявителя не согласился с возражениями Кемеровской таможни,  настаивает на правильной квалификации им товара по коду 4011 94 000 0 , указав дополнительно, что правилом 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями Правил 1-5, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Согласно пояснениям к Правилу 6 Правила 1-5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной товарной позиции. В Правиле 6 имеет значение выражение «субпозиции одного уровня» - субпозиции с одним дефисом (уровень 1) или субпозиции с двумя дефисами (уровень 2). В данном случае, сравнимы однодефисные субпозиции 4011 20 и «прочие».

При сравнении данных однодефисных субпозиций, ОАО «Южный Кузбасс», полагает заявитель, правомерно отнесло товар к субпозиции «прочие», руководствуясь тем, что из содержания Пояснений к ТН ВЭД к подсубпозициям 4011 62, 4011 63, 4011 93, 4011 94 следует, что в этих субпозициях термин «транспортные средства, используемые в строительстве или промышленности» включает в себя также транспортные средства и оборудование для горнодобывающей промышленности. Согласно Пояснениям к подсубпозициям 4011 20 900 0 и 4011 20 100 «индекс нагрузки» всегда указывается на шине.

В соответствии с п.5.4.1. ГОСТа Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов», на покрышку должна быть нанесена обязательная маркировка, в том числе, индекс несущей способности.

В п.1 данного ГОСТА указано, что стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением и на шины транспортных средств, предназначенных для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условий эксплуатации.

Таким образом, считает заявитель, законодатель выделяет из общей массы грузовых транспортных средств и шин для них, транспортные средства и шины, предназначенные для эксплуатации в особых условиях - в добывающей промышленности.

Следуя этим положениям, товары должны квалифицироваться по той выполняемой функции, которая придает товару основное свойство. Декларируемый товар - шины -предназначены для самоходных колесных машин - карьерных самосвалов, используемых только на открытых горных разработках, максимальная скорость движения самосвалов - не более 50 км./ч. Шины, с рисунком протектора отличным от в «елочку», имеют надписи на боковой поверхности BRIDGESTONE, «OFF-THE-ROAD» EARTHMOVER, V-STEEL R-LUG S RADIAL (модель шины), имеют маркировку 33.00 R 51** timeless, где 33.00 - номинальная ширина профиля, 51 - условное обозначение номинального посадочного диаметра (в дюймах). Как считает заявитель, из описания шин видно, что индекс нагрузки на них не указан, что подтверждается прилагаемыми фотографиями (приложение № 1), следовательно, делает вывод заявитель, ввезенные шины не относятся к общей категории шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов.

В рамках субпозиции «прочие» товар был классифицирован в соответствии с размером посадочного диаметра.

Таким образом, по мнению декларанта, классификация товара была произведена правильно, исходя из основных свойств товара, предназначения его для транспортных средств, используемых в горнодобывающей промышленности и размером посадочного диаметра.

Код товара 4011 20 900 0, присвоенный таможней, включает в себя шины для автобусов и моторных транспортных средств для перевозки грузов, т.е. для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, на дальние расстояния, шины товарной позиции 4011 94 000 0 имеют отношение к транспортировке груза, однако эта функция неразрывно связана со сферой деятельности, осуществляемой в рамках технологического процесса по добыче полезного ископаемого и невозможна в иных условиях.

Данную позицию  заявитель обосновывает и сложившейся международной

таможенной практикой. В данном случае импортер - Фирма «Марубени корпорейшн», так же как и ОАО «Южный Кузбасс», при декларировании указала код товара 4011 94 000 0 - шины для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см.

Оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд признал обоснованной позицию таможенного органа и в полной мере принял во внимание  все его доводы.

Из материалов дела следует, что 14.05.09. Междуреченским таможенным постом Кемеровской таможни принята ГТД 10608040/140509/0000544 на товар «шины пневматические резиновые, новые, в комплекте с уплотнительными кольцами, с рисунком протектора, отличным от  « в елочку», с надписью «OFF THE ROAD» EARTHMOVER, предназначенные для использования вне дорожной сети на автомобилях типа БелАЗ 7513, грузоподъемностью 110-136 т, работающих в угледобывающей промышленности, имеют маркировку 3300R51 2STAR VRLS(E4)E2A TL, посадочный диаметр 129,54, ширина профиля-932 мм, диаметр шины- 3050 мм, макс. скорость, на которую рассчитаны шины- менее  50 км/час, индекс  нагрузки - 235, производитель: BRIDGESTONE CORPORATION», поступившие в адрес декларанта - ОАО «Южный Кузбасс» по контракту № Ю-26014 от 12.12.06. Таможенным брокером (ЗАО «РОСТЭК-Кемерово») товар классифицирован в товарной подсубпозиции 4011 94 000 0 ТН ВЭД России «Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - прочие: - - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см».

Согласно пункту 1 статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

В соответствии со статьями 123-124 Таможенного кодекса Российской Федерации  товары подлежат декларированию  таможенным органам при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом в письменной, устной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.  Частью 3 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации  установлено, что в таможенной декларации указываются сведения о товарах, включающие: наименование, описание и классификационный код по ТН ВЭД России. В случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.06. № 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» утвержден Таможенный тариф Российской Федерации, являющийся сводом ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

ТН ВЭД России построен на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (принята в Брюсселе 14.06.1983, РФ присоединилась), имеет пять уровней детализации:

-  раздел (объединяет товары по отраслям промышленности);

-  группы (объединяет товары по материалам, из которых они изготовлены, по выполняемым ими функциям, либо по степени обработки);

-товарные позиции (объединяет товары по определенным специфическим признакам);

-  субпозиции (однодефисные) - более узкая детализация внутри товарной позиции;

-  -  субпозиции (двухдефисные) - детализация внутри однодефисной субпозиции.

Классификация товаров осуществляется согласно правилам, содержащимся в ТН ВЭД (или правила классификации, ОПИ (общие правила интерпретации) ТН ВЭД).

С первого по пятое правило классификации определяют выбор товарной позиции (на уровне 4-х знаков), шестое правило определяет выбор субпозиции (в рамках данного правила возможно применение первых пяти правил при выборе субпозиции).

В качестве критериев для классификации выступают материалы, из которых изготовлены товары, функции, выполняемые ими, что определяется исходя из текстов товарных позиций ТН ВЭД России, примечаний к разделам и группам.

В целях классификации спорного товара (внедорожных шин Мишлен) для выбора товарной позиции необходимо обратиться к правилам классификации № 1 и  № 6 - для выбора товарной субпозиции.

Согласно Правилу 1 названия разделов, групп, подгрупп приводятся только для удобства использования. Для юридических же целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил классификации 2-5,  где это применимо.

В соответствии с правилом №6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил (со 2-го по 5-ое) при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Под субпозициями одного уровня следует понимать субпозиции с одним  дефисом (уровень 1) или субпозиции с двумя дефисами (2 уровень).

Таким образом, в данном случае  выбор товарной позиции осуществляется исходя из наименования товара и материала, из которого он изготовлен, что соответствует товарной позиции ТН ВЭД 4011 «шины и покрышки пневматические резиновые новые», что не является спорным обстоятельством в отношениях сторон.

После определения товарной позиции следует в соответствии с уровнем детализации и правилом 6 определить субпозицию, из тех, которые содержатся в товарной позиции. При этом, как следует из буквального толкования правила классификации №6, выбор осуществляется по описанию товара в этих субпозициях с одним дефисом . После того, как субпозиция с одним дефисом, дающая наиболее конкретное описание товара, выбрана, и если сама субпозиция делится, тогда и только тогда принимается во внимание описание на уровне субпозиций с двумя дефисами и выбирается одна из них. (пояснения к правилу № 6, стр. 10 Пояснений к ТН ВЭД России Т.4, разделы 16-21, группы 85-97.М.,2002).

Выбор товарной субпозиции осуществляется исходя из функционального назначения шин, что следует из анализа текстов товарных субпозиций к товарной позиции 4011 ТН ВЭД.

С указанной целью необходимо определить для какого вида транспортного средства  используются  шины по своему прямому назначению.

Согласно пункту 1 контракта № Ю-26014 от 12.12.06.  на поставку спорных шин предметом  Контракта являются  «шины  для большегрузных самосвалов».

Письмом от 19.05.09. № 12-193 декларант ОАО «Южный Кузбасс» предоставил информацию о том, что шины 3300R51 2STAR VRLS(E4)E2A TL «устанавливаются на автомобили БелАЗ, находящиеся в собственности ОАО «Южный Кузбасс», которые выполняют работу по перевозке взорванной горной массы из забоев в отвалы и перевозке угля из забоев к местам переработки и отгрузки». Эта же информация следует и из  документов, относящихся к спорному товару и к его перемещению через таможенную границу Российской Федерации (ГТД, внешнеторговый контракт, пояснения декларанта, техническая документация производителя). То есть, можно сказать, что спорные шины предназначены для большегрузных карьерных самосвалов БелАЗ.

Также, в соответствии с  письмом от 26.05.09. № 01-01-16/561 Регионального филиала Экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (ЭКС ЦКТУ), шины «BRIDGESTONE 3300R51**2STAR VRLS(E4)E2A TL предназначены для карьерных самосвалов (сайт http:// otr/bridgestone. Co.jp).

Последние, в свою очередь, относятся к моторным транспортным средствам для перевозки грузов, что подтверждается следующим:

-  с учетом правил классификации № 1 и № 6, исходя из наименования и выполняемой функции карьерные самосвалы соответствуют товарной субпозиции 8704 10 «моторные транспортные средства для перевозки грузов - автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья»;

-  включаемые в товарную субпозицию 8704 10 ТН ВЭД автомобили-самосвалы специально предназначены для транспортировки песка, гравия, грунта, камней и т.д. и использования на карьерах, шахтах или строительных площадках и т.п. (Пояснение к субпозиции 8704 10 ТН ВЭД России, стр. 436 Пояснений к ТН ВЭД России. Том 6. Разделы 1-21. Группы 01-97. М., 2007; п.43 сборника 1 решений и разъяснений по классификации в соответствии с ТН ВЭД России отдельных товаров, приложение к распоряжению ФТС России от 20.12.2006 № 459-р);

-  автомобили-карьерные самосвалы приводятся в движение двигателем (мотором), соответственно они относятся к моторным транспортным средствам, предназначены для перевозки грузов вне автомобильных дорог общего пользования.

В связи с вышеизложенным, путем сопоставления выявленных характеристик спорных шин, определения их функционального назначения, с учетом содержания субпозиций к товарной позиции 4011 ТН ВЭД с применением шестого правила классификации, можно сделать вывод, что спорному товару соответствует субпозиция 4011 20 «для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов».

Таким образом,  при декларировании товара по ГТД № 10608040/140509/0000544 декларантом нарушено правило №6 ОПИ ТН ВЭД.

Обосновывая правильность классификации спорного товара в избранной им подсубпозиции 4011 94 000 0 «--для транспортных средств и машин, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см», Общество не учитывает, что избранная им подсубпозиция на уровне 10 знаков является, с учетом уровней детализации ТН ВЭД, двухдефисной и относится к однодефисному наименованию «-прочие» товарной позиции 4011 ТН ВЭД.

Товарные позиции и субпозиции «прочие» являются так называемыми корзиночными. Предусмотреть абсолютно все наименования и характеристики товаров, перемещаемых через таможенную границу, в товарной номенклатуре невозможно, с указанной целью и содержатся позиции/субпозиции «прочие», куда включаются товары, которые невозможно отнести к иным товарным позициям/субпозициям, содержащим детальное описание с учетом критериев классификации.

В соответствии с правилом классификации №6 сравнимыми являются субпозиции на одном уровне, то есть: : 4011 10, 4011 20, 4011 30, 4011 40, 4011 50, обозначенные в ТН ВЭД одним дефисом (-) для своего цифрового шестизначного кода.

4011 Шины и покрышки пневматические резиновые новые:

4011 10 для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили):