АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 31 января 2008 года Дело N А27-10494/2007
Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2008 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 января 2008 года
Арбитражный суд Кемеровской области
в составе: судьи Власова В. В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Власовым В. В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Кутилова Михаила Алексеевича, г. Новокузнецк
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка, г. Новокузнецк
о признании незаконным решения №3231 от 30.07.2007г.
при участии: от заявителя: Кутилов М.А. - предприниматель (свидетельство о государственной регистрации от 15.12.2005 серия 42 № 002622710), паспорт;
от налогового органа: Фролова Н.А. - специалист 1 разряда юр. отдела по доверенности (копия приобщена к материалам дела), удостоверение
Установил:
Индивидуальный предприниматель Кутилов Михаил Алексеевич, г. Новокузнецк обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка №3231 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» от 30.07.2007г. в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 11233 руб., начисления соответствующих сумм штрафов и пени (с учетом заявления об уточнении требования в порядке статьи 49 АПК РФ от 31.01.2008г.).
Определением суда от 01.11.2007г. заявление было принято к производству, назначено к разбирательству в предварительном судебном заседании на 05.12.2007г. Определением суда от 05.12.2007г. дело назначалось к разбирательству в судебном заседании на 26.12.2007г. Определением суда от 26.12.2007г. производство по делу откладывалось в порядке п. 5 ст. 158 АПК РФ до 25.01.2008г. В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в судебном заседании (25.01.2008г.) был объявлен перерыв до 31.01.2008г.
По мнению заявителя, при исчислении налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года налогоплательщик обосновано не исчислил налог с операций по реализации следующих лекарственных средств: «Элект. Солевой агар», «Среда Кесслера», «Среда «Симмонса», «Селенитовый бульон», «Лактозо-пептон. Среда с инд.», «Глюк.-пептонная среда с инд.», «Среда «Олькеницкого», SIM агар», «Агар элект. Солевой» по счету фактуре №153 от 24.08.2004г., «Лизирующий раствор», «Изотонический разбавитель», «Промывающий раствор» по счету-фактуре №204 от 06.10.2004г., «Пипетка Пастера» по счету-фактуре №186 от 13.09.2004г. «Бахилы ХП/Э», «Маска нестерильная» по счету-фактуре №188 от 13.09.2004г., «Халат лаборанта универсальный» по счету-фактуре №185 от 13.09.2004г., «Селенитовый бульон», «Среда Гиса с лактозой с ВР» по счету-фактуре №222 от 01.11.2004г., «Глюк. Пентонная среда с инд.», «Лактозо-пентонная среда с инд.» по счету-фактуре №242 от 25.11.2004г., «Скарификаторы» по счету-фактуре №168 от 30.08.2004г., «Тест полоски ПКГЭ-02» по счету-фактуре №259 от 06.12.2004г., «Циликон анти EL-супер» по счету-фактуре №284 от 22.12.2004г. поскольку указанные товары, согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19 Перечню, являются важнейшей и жизненно необходимой медицинской техникой и в силу подпункта 1 пункта 2, пункта 6 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Кроме того, считает правомерным исчисление в 4 квартале 2004 года НДС по налоговой ставке 10% при реализации товаров по счетам-фактурам от №153 от 24.08.2004г., №204 от 06.10.2004г., №278 от 16.12.2004г., 3277 от 16.12.2004г., №288 от 23.12.2004г., №269 от 15.12.2004г., №229 от 05.11.2004г., №230 от 05.11.2004г., №213 от 01.11.2004г., №183 от 10.09.2004г., №186 от 13.09.2004г., №182 от 10.09.2004г., №181 от 10.09.2004г., 179 от 10.09.2004г., №178 от 20.09.2004г., №264 от 14.12.2004г., №198 от 28.09.2004г., №218 от 01.11.2004г., №216 от №226 от 04.11.2004г., №177 от 09.09.2004г., №219 от 01.11.2004г., №222 от 01.11.2004г., №223 от 01.11.2004г., №242 от 25.11.2004г., №93 от 02.06.2004г., №168 от 30.08.2004г., №105 от 02.07.2004г., №262 от 08.12.2004г., №237 от 18.11.2004г., №225 от 04.11.2004г., так как указанные товары, по мнению заявителя, подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ отнесены к медицинским товарам и изделиям медицинского назначения, налогообложение по которым производится по налоговой ставке 10%, в связи с чем у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления НДС по ставке 18% по результатам камеральной налоговой проверки.
Полагает, что непредставление им в налоговый орган в полном объеме в ходе камеральной налоговой проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля регистрационных удостоверений на реализованные в спорном периоде медицинские товары и изделия, медицинскую технику, не свидетельствует о неправомерном освобождении от налогообложения и необоснованном применении налоговой ставки 10% в отношении указанных товаров.
Налоговый орган заявленные требования не признал, считает, что доначисление заявителю НДС по спорным товарам произведено законно и обоснованно, поскольку налогоплательщик в ходе налоговой проверки документально не подтвердил правомерность освобождения от налогообложения и применение налоговой ставки 10% в отношении операций по реализации указанных товаров (подробнее возражения изложены в письменном отзыве и в дополнении к отзыву).
Как следует из материалов дела, решением от 30.07.2007 № 3231, принятым Инспекцией ФНС по Центральному району г. Новокузнецка по результатам камеральной налоговой проверки представленной предпринимателем Кутиловым М.А. уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2004 года, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) налога по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 2684, 40 руб. Кроме того, предпринимателю доначислен НДС в сумме 13422 руб., начислены пени в сумме 4138,65 руб.
Основанием для начисления сумм налога, соответствующих пеней, привлечения к ответственности послужило неправомерное применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной ст. 149 НК РФ в сумме 4249 руб.; льготной налоговой ставки 10%, предусмотренной ст. 164 НК РФ в сумме 9173 руб. при реализации товаров.
Не согласившись с решением в части доначисления НДС в сумме 11233 руб., начисления соответствующих сумм пени и штрафных санкций, предприниматель Кутилов М.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
1. доначисление НДС в сумме 4249 руб., начисление соответствующих сумм пени и штрафных санкций
Из текста решения от 30.07.2007 № 3231 усматривается, что основанием для доначисления указанных сумм послужил вывод налогового органа о необоснованном освобождении предпринимателем Кутиловым М.А. от налогообложения при исчислении НДС за 4 квартал 2004 года операций по реализации следующих лекарственных средств: «Элект. Солевой агар», «Среда Кесслера», «Среда «Симмонса», «Селенитовый бульон», «Лактозо-пептон. Среда с инд.», «Глюк.-пептонная среда с инд.», «Среда «Олькеницкого», SIM агар», «Агар элект. Солевой» (пункт 1 решения), «Лизирующий раствор», «Изотонический разбавитель», «Промывающий раствор» (пункт 2 решения), «Пипетка Пастера» (пункт 3 решения), «Бахилы ХП/Э», «Маска нестерильная» (пункт 4 решения), «Халат лаборанта универсальный» (пункт 5 решения), «Селенитовый бульон», «Среда Гиса с лактозой с ВР» (пункт 6 решения), «Глюк. Пентонная среда с инд.», «Лактозо-пентонная среда с инд.» (пункт 7 решения), «Скарификаторы» (пункт 8 решения), «Тест полоски ПКГЭ-02» (пункт 9 решения), «Циликон анти EL- супер» (пункт 10 решения), как изделий важнейшей медицинской техники.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ Правительство РФ постановлением от 17.01.2002 № 19 утвердило Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (далее - Перечень).
При этом из содержания указанного Перечня следует и в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 № 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2002 № 04-03-05/10 дополнительно разъяснено, что принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в Перечне подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, налоговым органом в ходе проверки в адрес налогоплательщика выставлялось требование от 18.05.2007 № 5485, которым предпринимателю предлагалось представить в инспекцию документы, подтверждающие правомерность освобождения им от налогообложения при исчислении НДС за 4 квартал 2004 года операций по реализации медицинских товаров как изделий важнейшей медицинской техники.
Однако соответствующие документы в отношении реализованных заявителем: «Элект. Солевой агар», «Среда Кесслера», «Среда «Симмонса», «Селенитовый бульон», «Лактозо-пептон. Среда с инд.», «Глюк.-пептонная среда с инд.», «Среда «Олькеницкого», SIM агар», «Агар элект. Солевой», «Лизирующий раствор», «Изотонический разбавитель», «Промывающий раствор», «Пипетка Пастера», «Бахилы ХП/Э», «Маска нестерильная», «Халат лаборанта универсальный», «Селенитовый бульон», «Среда Гиса с лактозой с ВР», «Глюк. Пентонная среда с инд.», «Лактозо-пентонная среда с инд.», «Тест полоски ПКГЭ-02» 10% предпринимателем в ходе налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля представлены не были, в связи с чем налогоплательщику по указанным операциям был доначислен НДС по ставке 18%.
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что само по себе непредставление налоговому органу в ходе проверочных мероприятий соответствующих документов не свидетельствует о неправомерном освобождении заявителем спорных операций от налогообложения, поскольку Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика представлять одновременно с налоговой декларацией документы, подтверждающие право освобождение от налогообложения операций по реализации медицинских товаров.
Следовательно, право налогоплательщика на применение вышеуказанной льготы обусловлено наличием у него соответствующих документов, а не фактом их представления в налоговый орган.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу статьи 71 этого Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и в пунктах 3.2, 3.3 Определения Конституционного суда РФ от 12.07.2006 № 267-О.
При обращении в суд с настоящим заявлением, а также в ходе судебного разбирательства заявитель представил суду и налоговому органу заверенные копии документов, подтверждающих, по его мнению, право на освобождение от налогообложения НДС операций по реализации: Элект. Солевой агар», «Среда Кесслера», «Среда «Симмонса», «Селенитовый бульон», «Лактозо-пептон. Среда с инд.», «Глюк.-пептонная среда с инд.», «Среда «Олькеницкого», SIM агар», «Агар элект. Солевой» (счет-фактура №153 от 24.08.2004г.), Лизирующий раствор 6*0,02л/уп.», «Изотонический разбавитель 10 л/уп», «Промывающий раствор 5л/уп» (счет-фактура №204 от 06.10.2004г.), «Пипетка Пастера стер. 3,5 мл» (счет-фактура №186 от 13.09.2004г.), «Бахилы ХП/Э», «Маска (не стерильная)» (счет-фактура №188 от 13.09.2004г.), «Халат лаборанта универсальный» (счет-фактура №185 от 13.09.2004г.), «Селенитовый бульон», «Среда Гиса с лактозой с ВР» (счет-фактура №222 от 01.11.2004г.), «Глюк. Пентонная среда с инд.», «Лактозо-пентонная среда с инд.» (счет-фактура №242 от 25.11.2004г.), «Скарификаторы» (счет-фактура №168 от 30.08.2004г.), «Тест полоски ПКГЭ-02» (счет-фактура №259 от 06.12.2004г.), «Циликон анти Еl-супер» (счет-фактура №284 от 22.12.2004г.).
Суд согласился с доводом заявителя о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления налога на добавленную стоимость по ставке 18 % с операций по реализации: лизирующего раствора 6*0,02л/уп., изотонического разбавителя 10л/уп, промывающего раствора 5л/уп, с операций по реализации бахил, масок, с операций по реализации Халата лаборанта универсального, пипеток Пастеровских, в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, включенной в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19 «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (далее - «Перечень») при наличии соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке.
Пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, в соответствии с положениями данной статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. То есть обязательным условием применения данной льготы является раздельный учет операций, облагаемых налогом и освобожденных от налогообложения.
При этом обязанность по доказыванию правомерности применения льгот возлагается на налогоплательщика.
Согласно Письму Минздрава России от 25 марта 2002 № 2510/2698-02-23 «О принадлежности отдельных видов медицинской техники к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники», принадлежность медицинской техники к Перечню, утвержденному указанным Постановлением Правительства РФ № 19, определяется кодом «Общероссийского классификатора продукции» ОК 005-93 (ОКП), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.93 № 301.
Как следует из Сертификата соответствия № РОСС es. ИМО2. А09560, сроком действия с 29.03.2002 г. (срок окончания действия сертификата не указан), № 5161213 выданного органом по сертификации № РОСС RU. 0001. 11 ИМО2 Медицинских изделий и бытовых электрических приборов ГУН ВНИИИМТ, Минздрава России, представленного заявителем в обоснование права на освобождение от уплаты налогом на добавленную стоимость, «Пипетка Пастеровская» обозначена по «Общероссийскому классификатору продукции» ОК 005-93 под кодом: 94 5200.
Возражений по данному документу у налогового органа не возникло.
Согласно «Перечню» продукция под кодом: 94 5200 относится к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления налога на добавленную стоимость по ставке 18% по реализации данного медицинского изделия в размере 32 руб.
Оспаривая законность доначисления налога на добавленную стоимость по ставке 18 % с операций по реализации лизирующего раствора 6*0,02л/уп., изотонического разбавителя 10л/уп, промывающего раствора 5л/уп предприниматель сослался на Сертификата соответствия № РОСС RU. ИМО.2. Н11199, сроком действия с 30.10.2003 по 30.10.2006, № 0186471, выданного органом по сертификации № РОСС RU. 0001. 11 ИМО2 Медицинских изделий и бытовых электрических приборов ГУН ВНИИИМТ, Минздрава России.
Суд согласился с доводом заявителя исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности изделий медицинского назначения, лекарственных средств, налогообложение НДС производится по ставке 10%.
Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Приложению № 0952455 к Сертификату соответствия № РОСС RU. ИМО.2. Н11199, сроком действия с 30.10.2003 по 30.10.2006, № 0186471, выданному органом по сертификации № РОСС RU. 0001. 11 ИМО2 Медицинских изделий и бытовых электрических приборов ГУН ВНИИИМТ, Минздрава России «Лизирующий раствор», «Изотонический разбавитель», «Промывающий раствор» обозначены по «Общероссийскому классификатору продукции» ОК 005-93 под кодом: 93 9816.
Препарат под кодом 93 9816 по «Общероссийскому классификатору продукции» ОК 005-93 относится к изделиям медицинского назначения.
Согласно «Перечню» продукция под кодом: 94 9816 относится к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления налога на добавленную стоимость по ставке 18% по реализации данного медицинского изделия в размере 881 руб.
Возражений от налогового органа в отношении данного препарата не поступило.
Оспаривая законность доначисления налога на добавленную стоимость по ставке 18 % с операций по реализации Бахил ХП/Э, масок (не стерильных) предприниматель сослался на Сертификат соответствия № РОСС RU. ИМО9 В00623, сроком действия с 04.03.2002 (срок окончания действия сертификата не указан), № 1992861, выданного органом по сертификации № РОСС RU. 0001. 11 ИМО9 по сертификации перевязочных, шовных полимерных материалов ГООИ «Медтехника».
Суд согласился с доводом заявителя исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности изделий медицинского назначения, лекарственных средств, налогообложение НДС производится по ставке 10%.
Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно регистрационному удостоверению МЗ РФ №2003/849 , приложенному к указанному сертификату бахилы, маски относится к изделиям медицинского назначения.