• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 2010 года  Дело N А27-10499/2010

резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2010 г.

полный текст решения изготовлен 30 сентября 2010 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Алентьева Вячеслава Леонидовича, г. Белово

к государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, (филиал № 2), г. Белово

о признании незаконным решения

при участии предпринимателя Алентьева В.Л. ( паспорт, свидетельство о внесении записи в ЕГРИП); представителя заявителя - Налбандян К.В. (доверенность от 23.06.2010 г., паспорт); представителя ГУ-КРОФСС - главного специалиста филиала № 2 Дериглазовой О.В.( доверенность от 12.07.2010 г. №40, паспорт)

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Алентьев Вячеслав Леонидович ( далее Алентьев В.А., заявитель) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными:

решения государственного учреждения -Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала № 2) от 14.04.2010г. № 19 «О непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем , применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования»;

решения государственного учреждения -Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала № 2) от 13.05.2010г. № 1165 , в части отказа в выделении средств на осуществление ( возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 2936 руб. 05 коп. Требование изложено с учетом его изменения .

В обоснование заявленного требования заявитель и его представитель ссылаются на то, что для возмещения расходов в филиал № 2 были представлены все необходимые документы, подтверждающие осуществление расходов по выплате пособия по беременности и родам; наличие трудовых правоотношений, наступление страхового случая правомерность выдачи работнице листа нетрудоспособности и его соответствие действующему законодательству, правильность оформления бухгалтерских документов Фондом не отрицается; в решениях не указаны законные основания для непринятия к зачету расходов, а также перерасчета выплаченных ежемесячных пособий по уходу за ребенком.

Представитель ГУ-КРОФСС в отзыве и в судебном заседании требование не признал, полагает его необоснованным, в обоснование возражений ссылается на создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда. Возражения мотивированы тем, что Белова принята на должность директора на 4 месяца до наступления страхового случая, назначение директора экономически не обоснованно, магазин функционирует давно, однако, до 01.10.2008г. должность директора отсутствовала, после ухода Беловой в отпуск по беременности и родам, на данную должность никто не принят, часть функциональных обязанностей директора возложена с 01.08.2009г. на администратора магазина, остальные функции по управлению магазином предприниматель оставил за собой.

Как усматривается из материалов дела, филиалом № 2 ГУ-КРОФСС проведена выездная документальная проверка индивидуального предпринимателя Алентьева В.Л. по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования. Результаты проверки оформлены актом от 19.03.2010г. № 2000022с/с. По результатам проверки принято решение от 14.04.2010г. № 19 о непринятии расходов в счет средств, полученных от отделения ( филиала отделения) Фонда, расходы , произведенные страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 113839 руб. 73 коп., в том числе на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 113839 руб. 73 коп.

Кроме того, 13.04.2010г. предприниматель обратился в филиал № 2 с заявлением о выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 8293 руб. 12 коп. По результатам камеральной проверки 13.05.2010г. принято решение № 1165 о частичном выделении средств на осуществление ( возмещение) расходов - в сумме 5357 руб. 07 коп.

Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Представитель ГУ-КРОФСС пояснила, что в принятии к зачету расходов на пособие по беременности и родам отказано полностью, а по пособиям по уходу за ребенком пришли к выводу о необходимости выделить средства, так как страховой случай все-таки имел место, но в минимально установленном в 2009году и 2010году размере.

Предприниматель в ходе судебного разбирательства пояснил. что в 2009году пособие по уходу за ребенком было исчислено в сумме 8451 руб. 29коп., при этом для расчета пособия принят период - октябрь 2008г. - февраль 2009г. Однако в филиале № 2 сказали, что февраль в расчет принят неверно, так как предшествующим месяцем перед наступлением страхового случая - отпуска по беременности и родам является январь, поэтому в 2010г. февраль из расчета убрали, соответственно, ежемесячное пособие начислено в сумме 8293 руб. 12 коп.

Заслушав представителей заявителя и Фонда, изучив материалы дела, суд находит требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон №165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая ( статья 22 Закона № 165-ФЗ), в связи с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение ( статья 11 Закона).

В силу статьи 12 Закона №165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В соответствии с действующим законодательством пособие по беременности и родам, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет являются видами страхового обеспечения.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» ( далее Федеральный закон № 255-ФЗ), а также Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности , выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

В силу статьи 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в частности матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 01.01.2010г. был установлен статьей 15 Закона № 81-ФЗ. С 01.01.2010г. порядок исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 14 Федерального закона № 255-ФЗ.

С учетом положений вышеуказанных федеральных законов и Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007г. № 375 (далее - Положение № 375) во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.

Каких-либо ограничений в установлении среднего дневного заработка, помимо положений пункта 14 Положения № 375, устанавливающего порядок включения в средний дневной заработок премий и иных вознаграждений, действующее законодательство не содержит.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между предпринимателем Алентьевым В.Л.. и застрахованным лицом - Беловой А.П.. имеются фактические трудовые отношения, наступление страхового случая ( отпуска по беременности и родам) подтверждено листками нетрудоспособности № ВУ 4622482 и № ВУ 4623073, оформленными в установленном порядке. Данные обстоятельства Фондом не отрицаются. Отпуск по уходу за ребенком представлен Беловой А.П. с 31.07.2009г.

Застрахованному лицу- Беловой А.П. установлен соответствующий оклад - 17000 рублей без учета районного коэффициента, установление среднего дневного заработка, периода отпуска по беременности и родам, а также расчет пособия по беременности и родам , представленные страхователем в филиал № 2, соответствуют действующему законодательству. Суд также находит правильным расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом суд указывает, что в соответствии со статьей 15 Закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие представляет 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 255-ФЗ с 01.01.2010г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, предприниматель обоснованно включил в расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком февраль 2009г., как месяц, предшествующий месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

Основанием для отказа в финансировании пособия в силу статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ и пункта18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. № 101, может являться нарушение законодательства Российской Федерации, нарушения установленных правил или не подтверждение понесенных расходов документами.

Оспариваемые решения не содержит оснований, по которым филиалом не приняты к зачету расходы страхователя и по которым средства на возмещение ежемесячного пособия выделены частично, что не соответствует Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам», утвержденным постановлением ФСС РФ от 07.04.2008г. № 81 и статье 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ.

Не содержат ссылок на нарушение конкретных требований законодательства или правил, а также на не подтверждение страхователем понесенных расходов акт выездной проверки и протоколы рассмотрения материалов выездной и камеральной проверок.

Трудовые отношения оформлены трудовым договором, факт наступления страхового случая и факт выплаты пособий Фондом не оспаривается, о неверном начислении рассматриваемых пособий или неуплате предпринимателем отчислений на социальное страхование Фондом не заявлено. Представление страхователем всех предусмотренных действующим законодательством документов для подтверждения расходов Фондом также не оспаривается.

При таких обстоятельствах у Фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету в счет средств, полученных от отделения Фонда, расходов страхователя в сумме 113839 руб. 73 коп. и выделения средств на возмещение расходов только в части - в сумме 5357 руб. 07 коп.

Из акта проверки и протокола рассмотрения материалов проверки следует, Что единственным основанием для принятия оспариваемых решений является прием на работу на должность директора магазина перед страховым случаем, что расценено как злоупотребление со стороны предпринимателя.

Судом отклонены доводы Фонда о том, что Белова А.П. была принята на работу незадолго до наступления страхового случая и об отсутствии экономического обоснования принятия директора магазина, как необоснованные.

Из материалов дела усматривается, что Белова А.П. принята на работу со 02.10.2008г., отпуск по беременности и родам предоставлен с 25.02.1010г. То есть Белова А.П. принята на работу за 4, 5 месяца до наступления страхового случая. Фонд не подтвердил документально, что на момент заключения трудового договора предприниматель имел сведения о беременности Беловой А.П.

Кроме того, действующее законодательство не ставит выплату пособия по беременности и родам и принятие расходов страхователя в зависимость от того, какой срок работница отработала до наступления страхового случая, и срока беременности на дату принятия на работу. Более того, в силу положений статьи 64 Трудового кодекса РФ запрещен отказ в приеме работника на работу по мотиву беременности.

Субъект предпринимательской деятельности, исходя из смысла статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и трудового законодательства, самостоятельно определяет виды и направления своей деятельности, осуществляет прием на работу требуемых ему специалистов с установлением заработной платы.

Кроме того, вопросы наличия ( отсутствия) у работодателя - страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников действующим законодательством не отнесены к компетенции Фонда социального страхования. Фонд не вправе вмешиваться в деятельность субъекта предпринимательства и определять ему экономическую обоснованность и целесообразность в тех или иных специалистах.

В нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд не доказал факт выплаты предпринимателем пособия по беременности и родам с нарушением действующего законодательства и умышленное создание условий для получения пособия.

В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.

В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд ( часть6).

Филиалом № 2 нарушены требования указанных норм, мотивированное решение об отказе в выделении денежных средств не принято. Решение от 13.05. 2010г., которым страхователю выделены денежные средства только в сумме 5357 руб. 07 коп. также не содержит оснований для отказа в выделении средств в заявленной сумме и мотивировку принятия данного решения.

Оспариваемые решения филиала № 2 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с чем, требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.

В части не соответствия решения о проведении выездной проверки и требования о предоставлении документов формам, утвержденных Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009г. № 957н, доводы заявителя судом отклонены как необоснованные. Указанные документы в целом соответствуют утвержденным формам, отдельные недостатки не являются существенными и не влекут за собой такие последствия, как признания проверки незаконной, и как следствие, признания оспариваемого решения незаконным.

Не основаны на действующем законодательстве доводы заявителя об отсутствии у Фонда в настоящее время не принимать к зачету каких-либо сумм расходов.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в чью пользу принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем в связи с рассмотрением дела, в данном случае является для заявителя судебными расходами, которые подлежат взысканию с ГУ-КРОФСС.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения -Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала № 2) от 14.04.2010г. № 19 «О непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем , применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования», как не соответствующее Федеральному закону от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральному закону от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Признать незаконным решение государственного учреждения -Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала № 2) от 13.05.2010г. № 1165 , в части отказа в выделении средств на осуществление ( возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 2936 руб. 05 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Взыскать с государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово, в пользу индивидуального предпринимателя Алентьева Вячеслава Леонидовича (Кемеровская область, г. Белово, 3 Микрорайон 4-36, ИНН 420200027109, ОГРН 304420205800058) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 400 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Г.П.Обухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-10499/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 30 сентября 2010

Поиск в тексте