• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2010 года  Дело N А27-10502/2010

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 20010.

Текст решения изготовлен в полном объеме 26 августа 2010.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи О.С. Ходяковой

при ведении протокола судебного заседания судьей О.С. Ходяковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-касса-НК», г. Новокузнецк

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Новокузнецк

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

от налоговой инспекции: Л.В. Михеева, старший государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность от 11.01.2010 № 16-03-20, удостоверение,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-касса-НК» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области от 01.07.2010 № 28 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.

Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела (уведомление в деле), представителя в судебное заседание не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела в порядке статьи 210 АПК РФ.

Требование заявителя обосновано тем, что налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения, а именно, нарушены требования статьи 25.1 КоАП РФ - протокол составлен и постановление вынесено без надлежащего извещения законного представителя общества и в его отсутствии.

Заявитель считает, что общество привлечено дважды за одно и то же правонарушение, так как по данному нарушению была привлечена к ответственности директор общества постановлением от 01.07.2010 № 29, обстоятельства, смягчающие ответственность не выяснялись.

Налоговый орган в отзыве на заявление и представитель в заседании требование не признали, пояснили, что привлечение юридического лица не освобождает от привлечения к ответственности за то же правонарушение его руководителя в силу статьи 2.1 КоАП РФ, считают, что повторность привлечения заявителя к административной ответственности отсутствует, законный представитель общества надлежащим образом была извещена о составлении протокола и рассмотрении административного дела: в адрес общества и его руководителя направлялись уведомления.

Представитель налогового органа пояснила, что 15.06.2010 руководитель ООО «Экспресс-касса-НК» Е.Н. Михина по телефону сообщила о невозможности явки 15.06.2010 в налоговый орган для составления протокола и попросила перенести на 21.06.2010. В назначенное время Е.Н. Михина не явилась, представителя не направила, протокол составлен в отсутствие законного представителя.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя налогового органа, суд установил.

10.06.2010 Инспекцией ФНС по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при оказания услуг по приему платежей за услугу связи «Теле2» через платежный терминал № 107, расположенный в помещении торгового центра «Левобережный» по адресу: г. Новокузнецк, пр. Дружбы, 62А, и принадлежащий ООО «Экспресс-касса-НК».

В ходе проверки было выявлено нарушение, выразившееся в осуществлении наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, а именно, в платежном терминале № 107 осуществлен платеж за услуги связи «Теле2» в сумме 40 руб. Прием платежным агентом - ООО «Экспресс-касса-НК», денежных средств в сумме 40 руб. не подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассовым чеком. На момент проверки в платежном терминале № 107 отсутствует контрольно-кассовая техника.

По результатам проверки составлены акт от 10.06.2010 № 21, акт обследования местонахождения организации ООО «Экспресс-касса-НК» от 10.06.2010, протокол осмотра территории, помещений, документов, предметов от 10.06.2010.

По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Экспресс-касса-НК» составлен протокол об административном правонарушении от 21.06.2010 № 28.

Постановлением от 01.07.2010 № 28 ООО «Экспресс-касса-НК» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, наложен штраф в размере 30000 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ (в редакции, действующей с 01.01.2010) неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме, в том числе печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

Вышеуказанные положения Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», вступившие в законную силу с 01.04.2010, запрещают прием платежей через платежные терминалы без использования контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и контрольной лентой.

Административным органом установлено отсутствие контрольно-кассовой техники в терминале № 107, принадлежащем ООО «Экспресс-касса-НК», расположенном по адресу: г. Новокузнецк, пр. Дружбы, 62А, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Факт правонарушения подтвержден материалами административного дела, а также показаниями свидетеля О.В. Луниной, которая подтвердила наличие по указанному адресу терминала, выдачу им квитанции и отсутствие признаков фискализации.

Вместе с тем, суд считает, что налоговым органом допущены нарушения порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в частности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица должен составляться в присутствии его законного представителя.

Как следует из п. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Таким образом, КоАП РФ предусмотрено, что протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица составляется в присутствии его законного представителя. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен, если имеются доказательства извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 21.06.2010 направлялось ООО «Экспресс-касса-НК» по месту жительства руководителя Михиной Елены Николаевны: г. Новокузнецк, ул. Батюшкина, 16-30, заказным письмом с уведомлением через курьерскую службу «Вестич» 15.06.2010.

На конверте заказного письма имеется отметка курьерской службы: «Не получено по извещению». Отметок об извещении ООО «Экспресс-касса-НК» на почтовом конверте не имеется. Данные обстоятельства не позволяют суду сделать вывод о том, что корреспонденция доставлялась по указанному адресу.

Заказное письмо возвращено в налоговый орган только 15.07.2010. Иных доказательств извещения налоговым органом не представлено.

Следовательно, на момент составления протокола 21.06.2010 налоговый орган не располагал сведениями об извещении законного представителя общества о времени и месте составления протокола.

Ссылка налогового органа на то, что руководитель Е.Н. Михина о составлении протокола 21.06.2010 была извещена по телефону, не может быть принята во внимание, поскольку данный факт документально не подтвержден (телефонограмма отсутствует в материалах административного дела).

Протокол об административном правонарушении составлен 21.06.2010 без участия законного представителя ООО «Экспресс-касса-НК» и без его надлежащего извещения, что является существенным процессуальным нарушением.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о незаконном применении взыскания независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Несоблюдение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что общество также не было извещено о рассмотрении материалов административного дела.

В материалах дела имеется уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении 01.07.2010, которое было направлено почтовым отправлением заказным письмом с уведомлением 22.06.2010 по месту нахождения юридического лица: г. Новокузнецк, ул. Садопарковая, 53а.

Заказное письмо вернулось 26.06.2010 с отметкой почтового отделения: «Отсутствие адресата по указанному адресу».

29.06.2010 налоговый орган направил телеграмму о рассмотрении административного дела 01.07.2010 по месту жительства руководителя Е.Н. Михиной, которая была вручена мужу 01.07.2010 в 08 час. 45 мин.

Суд считает, что административным органом приняты все меры для надлежащего извещения юридического лица о рассмотрении административного дела.

Довод заявителя о том, что по одному и тому же правонарушению вынесены два постановления, что является недопустимым, судом также отклоняется.

Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Учитывая изложенное, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка от 01.07.2010 № 28 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-касса-НК», г. Новокузнецк, ул. Садопарковая,53А, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья О.С. Ходякова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-10502/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 26 августа 2010

Поиск в тексте