АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 октября 2008 года  Дело N А27-10542/2008

резолютивная часть решения оглашена 01.10.2008г.

полный текст решения изготовлен 03.10.2008г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе  судьи  Обуховой Г.П.,

при ведении  протокола судебного заседания  судьей Обуховой Г.П.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по  заявлению  Управления лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области, г. Кемерово

к  открытому акционерному обществу  «Разрез Октябриский», г. Киселевск

о привлечении к административной ответственности

при участии представителей:

заявителя -  Гребенщиковой Е.И. на основании доверенности от 30.06.2008г., паспорт; Кондрицкого А.В.  на основании доверенности от 01.10.2008г., паспорт

ОАО «Разрез Октябринский» -Панченко С.А. . на основании доверенности от 28.01.2008г., паспорт

УСТАНОВИЛ:

Управление лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (  далее Управление)  обратилось с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Разрез Октябринский» ( далее Разрез)  к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской медицинской деятельности без лицензии.

В обоснование требования заявитель ссылается  на то, что ОАО «Разрез Октябринский» имеет здравпункт и осуществляет деятельность по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам  водителей и сестринскому делу, не имея лицензии на медицинскую деятельность.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержала, полагает, что в данном случае медицинская деятельность является предпринимательской, так как осуществление основанной деятельности невозможно без проведения предрейсовых осмотров. Факт правонарушения полностью подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.

Представитель Разреза,  не отрицая факта наличия здравпункта, в котором работает фельдшер, а также осуществление  фельдшером прейрейсовых и послерейсовых осмотров, оказание первой помощи, вместе с тем пояснил, что помощь оказывается,  и предрейсовые осмотры осуществляются только работникам Разреза, медицинские услуги никому не оказываются. В здравпункте работает только один фельдшер.

Не знали о том, что для проведения предрейсовых осмотров требуется лицензия, так как разрез не является медицинской организацией. Однако в июне 2008года при проверке Ропотребнадзором было указано на необходимость получения медицинской лицензии, в связи с чем,  21.07.2008г.в Управление  было подано заявление  о выдаче лицензии на медицинскую деятельность для проведения предрейсовых осмотров водителей, к заявлению приложен пакет необходимых документов. 19.08.2008г. Управлением была проведена проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий. В ходе этой проверки было выявлено осуществление Разрезом  медицинской деятельности  без лицензии. Полагают, что выявленные в ходе проверки факты не соответствуют целям и предмету проверки, указанным в приказе о ее проведении. В связи с чем, полагают, что выводы Управления не соответствуют требованиям Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю» № 134-ФЗ.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела  суд не находит оснований для удовлетворения требования о привлечении ОАО «Разрез Октябринский» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области на основании заявления соискателя лицензии ОАО «Разрез Октябринский» проведена проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

В ходе проверки Управлением было установлено, что фельдшером Зыряновой Н.П.осуществлялись  предрейсовые осмотры в период с 17.04.2008г. по 19.08.2008г.  при  отсутствии лицензии  на медицинскую деятельность.

Результаты проверки оформлены актом от 26.08.2008г.

По результатам проверки 26.08.2008г. в отношении ОАО «Разрез «Октябринский» составлен протокол об административном правонарушении № 43, согласно которому Разрезу вменяется административное правонарушение, выразившееся в фактическом осуществлении в медицинском кабинете  медицинской деятельности по доврачебной помощи по предпрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей и сестринскому делу без соответствующей лицензии. Действия Разреза квалифицированы по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения ( лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно ( обязательна).

В соответствии  со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве  в установленном законом порядке.

Следовательно,  квалификация действия юридического лица  по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ возможна при  двух условиях: обязанность  получения лицензии на осуществление данной деятельности;  осуществляемая  деятельность должна являться предпринимательской.

В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Положение о  лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30.

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п.2 Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению в том числе относятся работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств.

В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением № 2 к методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Таким образом, требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности  распространяется на тех юридических лиц, которые относятся к организациям системы здравоохранения ( государственной, муниципальной или частной), и для которых медицинская деятельность является основной.

ОАО «Разрез Октябринский» не является учреждением здравоохранения, не выполняет медицинские работы и не отказывает медицинские услуги. Согласно Устава основными видами деятельности Разреза являются:

производство всего комплекса работ, связанных с добычей каменного угля открытым способом;

участие в научно-исследовательских, проектно-конструкторских работах. Внедрение их результатов;

выполнение работ, связанных с рекультивацией и использованием земель. Сохранением окружающей среды и использованием отходов в производстве;

ведение строительных работ. торговой. Посреднической и внешнеэкономической деятельности.

Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей осуществляются  в силу обязанности,  установленной действующим законодательством в сфере  безопасности дорожного движения и обеспечения надежности водительского состава.

Как следует из материалов дела, акта проверки ( л.д. 5), предрейсовый осмотр водителей Разреза  проводит штатный работник Разреза - фельдшер Зырянова Н.П., которая имеется соответствующий диплом, сертификат  по лечебному делу А № 3156598 от 05.05.2008г., и прошла обучение по программе проведения предрейсовых, послерейсовых, предсменных медицинских осмотров, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 14.07.2003г., что соответствует Типовому положению об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В ходе проверки  Разреза факты выполнения им медицинских работ, оказания медицинских услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйственных субъектам  не были установлены. Доказательства получения прибыли ОАО «Разрез «Октябринский»  при оказании медицинских услуг материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, судом  отклонены доводы заявителя о том, что медицинские осмотры водителей необходимы для осуществления основной предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, суд находит, что в действиях ОАО «Разрез «Октябринский» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судом не приняты доводы и ходатайство представителя заявителя о необходимости переквалифицировать действия разреза по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

В части 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В рассматриваемом случае основным видом деятельности Разреза являлась добыча каменного угля открытым способом. Контролирующий орган не представил доказательств того, что Разрез занималось другими видами деятельности, требующими лицензию (в частности оказанием медицинских услуг).

Следовательно, в действиях Разреза отсутствует и  состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Кроме того, рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ не отнесено к подведомственности  арбитражного суда.

С учетом вышеизложенного,  у ОАО «Разрез Октябринский» отсутствует обязанность получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Кроме того, судом установлены процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении.

В нарушении ст.ст. 28.225.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Разреза , которым в соответствии с приказом от 24.12.2007г. до настоящего времени является и.о. директора Ракушин Г.Н. Законному представителю Разреза не были разъяснены права и обязанности, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и принести свои замечания на него, дать объяснения по существу вменяемого  правонарушения. Копия протокола не была вручена законному представителю Разреза.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства извещения законного представителя Разреза о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Судом отклонены доводы представителя заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя Разреза, а именно заведующей здравпункта Зыряновой Н.П., что о времени и месте составления протокола  законный представитель извещался по телефону через заведующую здравпунктом, как необоснованные и не подтвержденные документально.

Звонок по телефону заведующей здравпунктом не является надлежащим извещением законного представителя юридического лица.

Кроме того,  у Зыряновой Н.П. на момент составления протокола отсутствовали полномочия по участию в составлении протокола об административном правонарушении. поскольку протокол составлен 26.08.2008г. с участием Зыряновой Н.П., а доверенность Зыряновой выдана на следующий день - 27.08.2008г., кроме того, данная доверенность выдана для представления интересов Разреза по делу об административном правонарушении об осуществлении деятельности с нарушением лицензионных правил и требований, тогда как протокол об административном правонарушении составлен за осуществление деятельности без лицензии.

Отсутствие в действиях ОАО «Разрез Октябринский» состава административного правонарушения и допущенные существенные процессуальные нарушения являются безусловным основанием для отказа в привлечении разреза к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями. 167-170, 180,181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Управлению лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области в удовлетворении заявления о привлечении ОАО «Разрез «Октябринский» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Решение  может быть обжаловано в 10-дневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья  Г.П. Обухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка