АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2008 года Дело N А27-10556/2008
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Лежнина Д.Л.
при ведении протокола помощником судьи Титовой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «НЭМО», г. Новосибирск
к Межрайонной ИФНС России № 3 по Кемеровской области, г. Белово
о признании незаконными действий по отказу в регистрации изменений количества объектов налогообложения
При участии:
от заявителя: Веткин Г.Б., директор, протокол внеочередного собрания от 31.01.2008, паспорт
от налогового органа: Шевцова С.А., государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность от 29.12.2007 № 8 (со спец. полн.), удостоверение
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «НЭМО» (далее - Общество, ООО «НЭМО») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 3 по Кемеровской области по отказу в регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Заявитель полагает, что отказ налогового органа в постановке на учет игровых автоматов не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
По мнению Общества, режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер, а регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 224-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ) к законодательству о налогах и сборах не относится и не может изменять установленные законодательством правоотношения.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) считает предъявленное требование не подлежащим удовлетворению.
Полагает, что в силу требований Федерального закона № 244-ФЗ признание лица налогоплательщиком обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим установленным требованиям, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства.
Отказ в регистрации игровых автоматов и изменения их количества обусловлен тем, что действия заявителя в сфере игорного бизнеса находились за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом № 244-ФЗ, а именно:
- в зоне обслуживания участников азартных игр по адресам: г. Белово, ул. Советская, 58а (игровой зал «Вулкан»), г. Белово, ул. Ленина, 13 (игровой зал «Ярмарка») было зарегистрировано и установлено менее пятидесяти игровых автоматов;
- игорное заведение по адресу: г. Белово п. Бачатский, ул. Комсомольская, 13а (игровой зал «Бачатский) открыто после 1 января 2007 года.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил, что ошибочно в заявлении, предъявленном в суд, указаны неверные адреса мест установки игровых автоматов. Адресами мест установки игровых автоматов просит считать адреса, указанные в заявлении ООО «НЭМО» о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 01.08.2008.
Полагает несостоятельным отказ в регистрации игровых автоматов по адресу: г.Белово, п. Бачатский, ул. Комсомольская, 13а, по основанию осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр после 01.01.2007, поскольку обособленное подразделение ООО «НЭМО» в п. Бачатском действует с 2003 года, а в 2007 году произошло изменение его адреса, игровой зал стал располагаться по адресу: г. Белово п. Бачатский, ул. Комсомольская, 13а.
В судебном заседании установлено, что 01.08.2008 Обществом в Инспекцию подано заявление о регистрации 14 игровых автоматов, места установки которых:
- г. Белово, ул. Советская, 58а (игровой зал «Вулкан») - 3 игровых автомата;
- г. Белово, ул. Ленина, 13 (игровой зал «Ярмарка») - 8 игровых автомата;
- г. Белово п. Бачатский, ул. Комсомольская, 13а (игровой зал «Бачатский) - 3 игровых автомата.
Уведомлением № 5 от 05.08.2008 Инспекция отказала Обществу в регистрации игровых автоматов, в связи с тем, что в игровых залах «Вулкан», «Ярмарка» установлено менее пятидесяти игровых автоматов, а в игровом зале «Бачатский» - зарегистрированные игровые автоматы на 01.01.2007 отсутствовали.
Не согласившись с отказом Инспекции в регистрации игровых автоматов, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд считает предъявленное требование законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 НК РФ игровой автомат отнесен к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с названной статьей Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два дня до даты установки этого объекта. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.
Объект налогообложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункт 4 статьи 366 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Таким образом, процедура регистрации игровых автоматов как объектов обложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. При этом иных полномочий в целях реализации обязанности налогоплательщика зарегистрировать установленные им объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес налоговым органам не предоставлено.
Как следует из материалов дела, основаниями для отказа в регистрации игровых автоматов послужили:
- в отношении игровых залов «Вулкан», «Ярмарка» - нарушение Обществом требования к количеству игровых автоматов, установленное пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ;
- в отношении игрового зала «Бачатский» - открытие игорного заведения после 01.01.2007 вне игорной зоны.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ установлено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 16 названного Федерального закона в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ).
Между тем, Федеральный закон № 244-ФЗ актом законодательства о налогах и сборах не является и, соответственно, к налоговым правоотношениям применяться не может.
Нарушение субъектами предпринимательской деятельности правил организации и проведения азартных игр не исключает их обязанности уплачивать налоги, а следовательно, обращаться в налоговые органы с заявлениями о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Довод налогового органа о том, что в отношении игровых автоматов по адресу: г. Белово, ул. Комсомольская, 13а (игровой зал «Бачатский») Общество обратилось с заявлением об открытии игорного заведения, суд оценивает как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Как установлено в судебном заседании и не опровергнуто представителем Инспекции, обособленное подразделение ООО «НЭМО» в г. Белово п. Бачатский поставлено на учет в налоговом органе в 2003 году. В 2007 году произошло изменение места нахождения этого же обособленного подразделения.
Обратившись 01.08.2008 в налоговый орган с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, ООО «НЭМО» (лицензия от 20.03.2003 № 000834 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, срок действия лицензии - до 20.03.2008) выполнило установленную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность.
Основания для отказа в регистрации указанных в заявлении игровых автоматов отсутствовали.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требование ООО «НЭМО» удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области по изложенному в уведомлении №5 от 05.08.2008 отказу в регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области осуществить регистрацию объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в соответствии с заявлением ООО «НЭМО» от 01.08.2008.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Кемеровской области в пользу ООО «НЭМО» 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья Д.Л. Лежнин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка