• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2011 года  Дело N А27-10580/2011

резолютивная часть решения объявлена 17октября 2011г.

полный текст решения изготовлен 19 октября 2011г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебер Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Колхоз имени Ильича», с. Новобачаты Беловского района

к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии представителя Департамента: Кудашовой А.А. - главного специалиста управления государственного контроля по охране природы ( доверенность от26.01.2011г. № 05-мк, сл. удостоверение)

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Колхоз имени Ильича» ( далее по тексту - ООО «Колхоз имени Ильича», колхоз) обратилось в арбитражный суд с заявлением признании незаконным и отмене полностью постановления Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ( далее - Департамент) от 14.07.2011г. № 8АПН/08/11 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб. по статье 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Колхоз имени Ильича», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В обоснование требования заявитель на недоказанность события административного правонарушения, так как структурное подразделение с. Шевели вошло в состав ООО Колхоз имени Ильича» с мая 2009г., соответственно нарушение норм размещения отходов 4 класса опасности -навозной жижи осуществлено до начала производственной деятельности колхоза, наличие навозной жижи от деятельности колхоза не установлено, навоз накапливается в жижесборнике и удаляется из него ежедневно, вносится на поля.

Департамент в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании с требованием не согласны. Постановление считают вынесенным в соответствии с действующим законодательством и обоснованным, факт нарушения обращения с отходами подтвержден, согласно сведениям администрации Крапивинского района и Зеленовского поселения ООО «Колхоз имени Ильича» является единственным лицом, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором Кемеровской области по охране природы при проверке сообщений был непосредственно установлен факт административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Определением от 30.05.2011г. возбуждено дело № 8АПН/08/10 об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

07.06.2011г. проведен осмотр фермы и территории по адресу : п. Зеленовский, северо-восточная часть села, расположенной рядом с фермой, на которой осуществляет деятельность ООО «Колхоз имени Ильича». Осмотром установлено, что с восточной стороны в 10метрах от фермы обнаружено место слива навозной жижи, навоз сливается в 20-30 метрах от реки, площадь залитая жижей навозной 6метров на 10 метров. С северной стороны фермы обнаружена территория занятая навозом, навоз влажный, сверху сухая корка, имеется болотце, по всем сторонам которого видна навозная жижа; с правой стороны от грунтовой дороги, в 10-20 метрах от фермы есть яма залитая жижей, от которой в сторону реки имеется подсохший водоток, на котором трава не растет и по дну имеется навозная корка.

По результатам осмотра Департамент пришел к выводу, что со стороны ООО «Колхоз имени Ильича» имеется нарушение пунктов 3.2, 3.4, 3.7 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03). А именно в нарушение указанных норм колхоз допускает размещение и хранение отхода 4 класса опасности - навоз от КРС не перепревший на необорудованных, не обвалованных площадках, отсутствуют меры по недопущению попадания дождевых и паводковых вод с этих площадок в водный объект ( р. Уньга), на площадке в 30 метрах от водного объекта.

Действия колхоза квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.

14.07.2011г. государственным инспектором Кемеровской области по охране природы Кудашовой А.А. вынесено постановление № 8АПН/08/11, в соответствии с которым действия ООО « Колхоз имени Ильича» уже квалифицированы по статье 8.2 и части 1 статьи 8.13 КоАП РФ, с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Колхоз имени Ильича» обжаловало его вышестоящему должностному лицу - руководителю Департамента. По результатам рассмотрения жалобы 09.08.2011г. вынесено решение № 08АПН/10/11/01, которым в удовлетворении жалобы отказано.

После чего ООО «Колхоз имени Ильича» оспорило постановление от 14.07.2011г. в арбитражном суде.

Суд, с учетом положений статей 30.1 и 30.3 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ, пришел к выводу, что заявителем соблюден 10-дневный срок обращения в арбитражный суд, исходя из даты получения копии решения по жалобе.

Заслушав пояснения представителя Департамента, исследовав и оценив материалы дела, суд нашел заявленное требование подлежащим удовлетворению в части, исходя из следующего.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002г. № 786 навоз от крупного рогатого скота свежий относится к отходам 4 класса опасности.

В соответствии с частью 1 статья 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

Из представленных Департаментом материалов административного дела усматривается, что ООО «Колхоз имени Ильича» при обращении в отходами 4 класса опасности ( навоз ) нарушает требование, установленные пунктами 3.2, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, а именно допускает хранение навоза от крупного рогатого скота на необорудованных площадках, допускает разлив навозной жижи по окружающей территории, что влечет за собой загрязнение почвы. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра, фотографиями, и фактически не отрицается заявителем.

Судом не приняты доводы заявителя о том, что структурное подразделение с. Шевели вошло в состав ООО «Колхоз имени Ильича» с мая 2009г. и что размещение отходов 4 класса опасности осуществлено до начала их деятельности, как необоснованные.

В силу положений гражданского законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за действия структурного подразделения несет юридическое лицо.

Согласно статье 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

Таким образом, за действия структурного подразделения, расположенного в с. Шевели, ответственность несет ООО «Колхоз имени Ильича», которое обязано было привести территорию в надлежащий вид и оборудовать соответствующую площадку для сбора и хранения навоза.

Суд также указывает, что заявитель не подтвердил, что структурное подразделение в с. Шевели присоединилось только в 2009г.

Кроме того, из протокола осмотра видно, что навозная жижа находится в жидком состоянии и только сверху покрыта корочкой, таким образом, доводы заявителя о том, что отходы образовались до мая 2009г. противоречат фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенного, суд признал, что действия ООО «Колхоз имени Ильича» правомерно квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ, штраф в размере 100000 рублей наложен обоснованно в пределах санкции указанной нормы.

Вместе с тем, суд признал незаконным постановление в части установления правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные последствия.

В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела ( часть1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами ( часть2).

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать событие административного правонарушения и его квалификацию.

Однако протокол об административном правонарушении от 30.06.2011г. содержит сведения только о событии административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ. ООО «Колхоз имени Ильича» в протоколе не вменяется состав административного правонарушения по части 1 статьи 8.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что при рассмотрении дела должностное лицо Департамента превысило пределы рассмотрения дела об административном правонарушении и необоснованно вменило ООО «Колхоз имени Ильича» часть 1 статьи 8.13 КоАП РФ, событие которого не было установлено протоколом об административном правонарушении.

Таким образом, в этой части постановление является незаконным. Вместе с тем, суд указывает, что данное обстоятельство не повлияло за законность постановления в остальной части, и на размер наложенного административного наказания.

Процессуальные нарушения судом не установлены, ООО «Колхоз имени Ильича» было надлежащим образом извещено о совершении всех процессуальных действиях по делу об административном правонарушении.

Постановление вынесено уполномоченным на то лицо, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требование удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 14.07.2011г. № 8АПН/08/11 в части, касающейся квалификации действий общества с ограниченной ответственностью «Колхоз имени Ильича» по части 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части требование оставить без удовлетворения.

Постановление Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 14.07.2011г. № 8АПН/08/11 в части квалификации действий общества с ограниченной ответственностью «Колхоз имени Ильича» и наложение административного штрафа в размере 100000 рублей по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать законным и обоснованным.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-10580/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 19 октября 2011

Поиск в тексте