АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 октября 2010 года  Дело N А27-10604/2010

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2010.

Полный текст решения изготовлен 6 октября 2010.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи О.С. Ходяковой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.М. Кадочниковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уралрентген», с. Нежинка

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области,  г. Кемерово;

Федеральному государственному лечебно-профилактическому учреждению «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Кузнецкий

о признании недействительными решения, предписания и размещения заказа

при участии:

от УФАС по Кемеровской области - Д.А. Лыжин, начальник отдела государственного и муниципального заказа, доверенность от 20.05.2010 № 89,

от ФГЛПУ «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» - И.Ю. Чапайкина, адвокат, доверенность от 02.08.2010 № 1185/2;  М.И. Лаклакян, начальник отдела закупок, доверенность от 28.09.2010; Т.А. Анненкова, начальник планово-экономического отдела, доверенность от 20.09.2010,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Уралрентген» (далее - ООО «Уралрентген», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, антимонопольный орган) о признании недействительными предписания от 07.06.2010 о продлении сроков заключения контракта, решения от 24.06.2010 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков; к Федеральному государственному лечебно-профилактическому учреждению «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» (далее - ФГЛПУ «НКЦОЗШ», заказчик) о признании недействительным размещения заказа - открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку цифрового флюорографического аппарата.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания (уведомление в деле), известил о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

Заявитель, ссылаясь на пункт 6 части 4 статьи 34, часть 7 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, пункт 5 статьи 448 ГК РФ, считает, что заказчиком нарушены срок передачи проекта контракта по итогам аукциона и общий срок для заключения контракта по итогам аукциона.

Заявитель указывает, что антимонопольный орган обязан был разместить предписание на сайте www. zakupki.gov.ru в течение трех рабочих дней. Формулировка в тексте предписания «продлить срок для подписания государственного контракта в соответствии с действующим законодательством» не содержит указания на конкретные действия, так как действующее законодательство указанную ситуацию не регулирует.  ООО «Уралрентген» не было уведомлено о принятых УФАС мерах, так как предписание было направлено по факсу 11.06.2010, в то время как, исполняя предписание, заказчик продлил срок до 10.06.2010.

Заявитель полагает, что, выдав оспариваемое предписание, УФАС по Кемеровской области нарушило предусмотренный статьей 448 ГК РФ механизм защиты прав ООО «Уралрентген» как участника торгов. По сути УФАС выдало предписание о понуждении к заключению контракта, тем самым вышло за пределы предоставленных законом полномочий.

Решение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков основано на ранее выданном для исполнения ФГЛПУ «НКЦОЗШ» предписании от 07.06.2010. По мнению заявителя, антимонопольный орган необоснованно наложил ответственность за его неисполнение на ООО «Уралрентген».

УФАС по Кемеровской области в отзыве на заявление и представитель в заседании требование не признали, считают, что заявление ООО «Уралрентген» не содержит сведений, предусмотренных частью 1 статьи 199 АПК РФ. Оспариваемые ненормативные акты вынесены законно. Государственным заказчиком не был соблюден двадцатидневный срок для заключения государственного контракта, предусмотренный частью 1.1 статьи 38 ФЗ № 94-ФЗ. В целях соблюдения законных прав и интересов ООО «Уралрентген» было выдано предписание заказчику о продлении сроков для подписания контракта в соответствии с требованиями действующего законодательства с момента получения проекта государственного контракта победителем аукциона - ООО «Уралрентген», то есть с 20.05.2010 по 10.06.2010 (20 дней).

По истечении установленного срока подписанного ООО «Уралрентген» проекта государственного контракта в адрес заказчика представлено не было, вследствие чего 24.07.2010 общество признано уклонившимся от заключения контракта, сведения включены в реестр недобросовестных поставщиков.

УФАС по Кемеровской области, ссылаясь на часть 8 статьи 60 Закона № 94-ФЗ, считает, что на официальном сайте www. zakupki.gov.ru размещаются решения и предписания принятые по результатам рассмотрения жалоб. В данном случае решение и предписание вынесены по результатам рассмотрения обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Полагает, что в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, совершенных заказчиком, антимонопольный орган вправе выдавать предписания, содержащие требования о совершении как действий, направленных на устранение таких нарушений, так и иных действий, с учетом положений части 10 статьи 17 Закона № 94-ФЗ.

По мнению антимонопольного органа, у заявителя имелась возможность для заключения контракта в установленные сроки.

В возражениях на отзыв заявитель настаивает на том, что общий срок для заключения контракта закончился 11.05.2010, считает, что Закон № 94-ФЗ не связывает момент приостановления размещения заказа с получением жалобы заказчиком, не содержит норм о том, что приостановление размещение заказа считается оконченным с момента получения заказчиком официального текста решения.

Необходимость размещения предписания на официальном сайте обусловлена требованиями статьи 17 Закона № 94-ФЗ.

Отмечает, что общество не получало от заказчика проекта контракта, направленного по электронной почте.

Второй ответчик - ФГЛПУ «НКЦОЗШ» в отзыве на заявление и представители в судебном заседании с требованием не согласились, ссылаясь на то, что заявитель не указал какие права и охраняемые законом интересы были нарушение вследствие размещения заказа, не указал конкретные основания для признания размещения заказа недействительным. Решение УФАС принято законно, поскольку с 21.04.2010 (дата отправки проекта контракта по электронной почте) и с 20.05.2010 (дата получения проекта контракта почтовой отправкой) и до 28.06.2010 контракт заявителем, который был признан победителем аукциона, не был подписан по надуманным причинам.

Отмечает, что уклонение заявителя от подписания контракта повлекло для учреждения неблагоприятные последствия (затягивание процесса освоения бюджетных средств), протоколом от 28.06.2010 № 3 было принято решение о заключении контракта с участником размещения заказа, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

На основании приказа Федерального государственного лечебно-профилактического учреждения «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» от 10.03.2010 № 158-П единая комиссия по размещению заказов по поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФГЛПУ «НКЦОЗШ» подготовила и провела открытый аукцион для определения победителя для заключения государственного контракта на поставку цифрового флюорографического аппарата. Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 10 марта 2010.

По результатам рассмотрения заявок (протокол  от 08.04.2010 № 1) на участие в открытом аукционе на право заключения государственного контракта к участию в аукционе были допущены ООО «Уралрентген» и ООО «Кузбассмедснаб», проведение аукциона назначено на 15.04.2010.

На основании протокола проведения аукциона  от 15.04.2010 № 2 победителем аукциона был признан участник № 1 - ООО «Уралрентген».

ООО «Уралрентген» 21.04.2010 обратилось в УФАС по Кемеровской области с жалобой на действия (бездействие) государственного заказчика при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку цифрового флюорографического аппарата для нужд ФГЛПУ «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров».

Жалоба ООО «Уралрентген» была принята к рассмотрению УФАС по Кемеровской области (уведомление от 26.04.2010 № 08/2999).

28.04.2010 комиссией УФАС по Кемеровской области жалоба ООО «Уралрентген» признана необоснованной, производство по делу № 79/З-2010 прекращено.

Заказчик - ФГЛПУ «НКЦОЗШ» 27.05.2010 обратился в УФАС по Кемеровской области с заявлением о признании  ООО «Уралрентген» уклонившимся от подписания проекта государственного контракта и внесении в реестр недобросовестных поставщиков.

Решением УФАС по Кемеровской области от 07.06.2010 обращение ФГЛПУ «НКЦОЗШ» о включении ООО «Уралрентген» в реестр недобросовестных поставщиков оставлено без удовлетворения.

УФАС по Кемеровской области указал на неисполнение заказчиком требований пункта 7 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которым заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта.

Антимонопольный орган в решении от 07.06.2010 установил, что протокол проведения открытого аукциона от 15.04.2010 № 2 был размещен на официальном сайте 15.04.2010.

ФГЛПУ «НКЦОЗШ»  необходимо было направить проект государственного контракта в адрес победителя не позднее 20.04.2010.

ФГЛПУ «НКЦОЗШ» 12.05.2010 направил в адрес ООО «Уралрентген» по почте заказным письмом проект государственного контракта, который был получен обществом 20.05.2010.

В результате антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчиком был нарушен срок направления проекта государственного контракта в адрес победителя аукциона для его подписания.

В связи с чем, ООО «Уралрентген» не может быть признано уклонившимся от заключения государственного контракта, поскольку оно не получило в срок, предусмотренный законодательством о размещении заказа, проект государственного контракта.

На основании решения от 07.06.2010 антимонопольный орган выдал предписание от 07.06.2010, согласно которому заказчику - ФГЛПУ «НКЦОЗШ» продлен срок для подписания государственного контракта ООО «Уралрентген» в соответствии с требованиями действующего законодательства с момента получения проекта государственного контракта победителем аукциона - ООО «Уралрентген».

В связи с тем, что по состоянию на 11.06.2010 государственный контракт ООО «Уралрентген» не был подписан, ФГЛПУ «НКЦОЗШ» 15.06.2010 повторно обратилось в УФАС по Кемеровской области с заявлением о признании ООО «Уралрентген» уклонившимся от подписания проекта государственного контракта и внесении в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам рассмотрения обращения комиссией УФАС по Кемеровской области принято решение от 24.06.2010, согласно которому  ООО «Уралрентген» признано уклонившимся от заключения государственного контракта на поставку цифрового флюорографического аппарата. Сведения об ООО «Уралрентген» включены в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд считает, что требование заявителя удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно пункту 7 статьи 37 Закона № 94-ФЗ  заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта.

В соответствии с частью 1.1 статьи 38 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона со дня подписания протокола аукциона.

Согласно части 5 статьи 60 Федерального закона № 94-ФЗ заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии органами, указанными в части 1 настоящей статьи. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

Протокол проведения открытого аукциона от 15.04.2010 № 2 был размещен на официальном сайте 15.04.2010.

21.04.2010 заказчиком были направлены по электронной почте на электронный адрес: uralrentgen@rambler.ru ООО «Уралрентген» протокол проведения открытого аукциона от 15.04.2010 № 2 и проект государственного контракта.

23.04.2010 в адрес УФАС по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Уралренген» на действия заказчика и аукционной комиссии ФГЛПУ «НКЦОЗШ».

Решением УФАС по Кемеровской области от 28.04.2010 жалоба ООО «Уралренген» была признана необоснованной.

После получения 12.05.2010 решения УФАС по Кемеровской области от 28.04.2010 заказчик направил заказным письмом в адрес ООО «Уралренген» проект государственного контракта.

Проект государственного контракта был получен ООО «Уралренген» 20.05.2010.

Письмом от 27.05.2010 исх. № 73, направленным факсимильной связью ФГЛПУ «НКЦОЗШ», ООО «Уралрентген» попросило вернуть обеспечение заявки на участие в открытом аукционе.

Антимонопольным органом в решении от 07.06.2010 пришел к выводу о нарушении заказчиком сроков направления проекта государственного контракта, установленного частью 7 статьи 37 Закона № 94-ФЗ, а именно протокол аукциона на поставку цифрового флюорографического аппарата был размещен на официальном сайте 15.04.2010, следовательно, проект государственного контракта должен быть направлен не позднее 20.04.2010. Фактически протокол от 15.04.2010 и проект государственного контракта были направлены в адрес ООО «Уралрентген» 12.05.2010 и вручены адресату 20.05.2010.

В  целях устранения нарушения прав и законных интересов участника размещения заказа оспариваемым предписанием от 07.06.2010 УФАС по Кемеровской области продлило заказчику срок для подписания государственного контракта с момента получения проекта государственного контракта победителем аукциона - ООО «Уралрентген» (20.05.2010).

Продление срока для подписания контракта с 20.05.2010 было вызвано тем, что антимонопольный орган не признал доказанным факт направления в адрес ООО «Уралрентген» проекта государственного контракта по электронной почте 21.04.2010.

В данном случае заказчик повторно направил ООО «Уралрентген» проект государственного контракта по почте 12.05.2010.

Таким образом, срок подписания государственного контракта был продлен в интересах победителя аукциона.

Заявитель не указал, какие именно права и законные интересы нарушены по результатам исполнения предписания от 07.06.2010.

Довод заявителя о том, что антимонопольным органом фактически вынесено предписание о понуждении к заключению договора, является необоснованным, поскольку предписание данного требования не содержало и было выдано для исполнения государственному заказчику.

Согласно пункту 6 части 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного или муниципального контракта, должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 40 Закона, не менее чем семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.

В пункте 7.2.1 документации об аукционе установлено, что победитель аукциона должен подписать государственный контракт в срок не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона и не позднее чем через двадцать дней со дня проведения аукциона.

Государственный контракт, направленный заказчиком 12.05.2010, получен ООО «Уралрентген» 20.05.2010. В двадцатидневный срок (до 10.06.2010) государственный контракт ООО «Уралрентген» подписан не был.

Пунктом 1 статья 38 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что в случае, если победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 настоящего Федерального закона или частью 2 настоящей статьи, участник аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона № 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.

В данном случае ООО «Уралрентген» фактически уклонилось от заключения государственного контракта, что является основанием для размещения информации об обществе в реестре недобросовестных поставщиков.

Решение антимонопольного органа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков от 24.06.2010 соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.