АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2008 года  Дело N А27-10609/2008

Резолютивная часть решения объявлена 17.11.2008, полный текст решения изготовлен 17.11.2008.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи  Лежнина Д.Л.

при ведении протокола помощником судьи Титовой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Шория-Тур», г. Таштагол

к  Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово

о признании незаконными действий государственного органа

При участии:

от заявителя:  Жуков Р.В., доверенность от 01.02.2008 (со спец. полн.), паспорт

от заинтересованного лица: извещено, представителей не направило

Установил:

Закрытое акционерное общество «Шория-Тур» обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконными действий Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области  по требованию оформить лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов и обязании Департамента воздержаться от дальнейших действий, направленных на принуждение ЗАО «Шория-Тур» к получению лицензии.

В судебном заседании 17.11.2008 заявитель дополнил предъявленные требования требованием отменить в полном объеме предписание Департамента №10/12/2008 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства от 29.01.2008.

Требования заявителя мотивированы тем, что пункт 2 оспариваемого предписания  от 29.01.2008  относительно оформления лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов является незаконным.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 №524 лицензированию  подлежит только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

В результате осуществления обществом хозяйственной деятельности, а именно: организации комплексного туристического обслуживания, деятельности туристических агентств, обеспечения экскурсионными билетами, проживания, транспортными средствами, предоставления туристических экскурсионных услуг, образуются опасные отходы.

При этом само общество деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не ведет. Образующиеся в результате деятельности общества отходы вывозятся специализированными организациями на основании заключенных договоров.

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области требования не признал, сослался на пропуск заявителем 3-месячного срока для обращения в суд, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, Департамент сослался на то, что 25.09.2008 Департаментом была проведена проверка соблюдения обществом природоохранных требований и требований водного законодательства, по итогам проверки составлен акт и выдано предписание, в которое не было включено содержащееся в ранее выданном предписании от 29.01.2008  требование оформить лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов. Таким образом, по результатам повторной проверки требование оформить лицензию Департаментом снято.

В судебном заседании установлено, что 29.01.2008 на основании материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором Кемеровской области по охране природы, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Латовой Н.В. в отношении ЗАО «Шория-Тур»  вынесено Предписание №10/12/2008 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.

Пунктом 2 Предписания обществу на основании статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №94-ФЗ и статьи 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды»  от 10.01.2002 №7-ФЗ предписано в сок до 01.08.2008 оформить лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов.

Не согласившись с Предписанием в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд.

Таким образом, по сути, предметом спора является содержащееся в пункте 2 Предписания требование оформить соответствующую лицензию.

Требование заявителя удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают  иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 АПК РФ).

В судебном заседании установлено, что обжалуемое обществом Предписание было принят налоговым органом 29.01.2008. В этот же день Предписание было вручено генеральному директору общества.

Заявление о признании незаконными действий Департамента  поступило в Арбитражный суд Кемеровской области 15.09.2008, то есть с пропуском установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срока.

Заявитель обратился с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока мотивировано обществом тем, что обществу стало известно о нарушении своих прав с получением копии определения Департамента №424ВН/05/2008  от 05.09.2008 об истребовании у ЗАО «Шория-Тур» отчета о выполнении Предписания.

До получения указанной копии определения обществу не было известно о нарушении своих прав, так как оспариваемое Предписание было составлено с нарушением закона, а именно, не содержит ссылку на конкретный административный материал.

Судом доводы общества во внимание не приняты.

Оспариваемое Предписание вынесено Департаментом 29.01.2008 и содержит незаконное, по мнению заявителя, требование оформить лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов.

В этот же день Предписание вручено генеральному директору общества Безушкову А.В.

Таким образом, именно с момента вручения обществу Предписания о необходимости совершения незаконных, на взгляд общества, действий по оформлению лицензии заявитель узнал о нарушении своих  прав.

Предписание вынесено на основании материалов об административном правонарушении от 29.01.2008 №10/12/2008. Отсутствие в Предписании ссылок  на протокол, постановление об административном правонарушении не является основанием считать, что обществу с получением Предписания не стало известно о нарушении своих прав и законных интересов.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание длительность пропуска срока, суд полагает, что основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют.

Пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья   Д.Л. Лежнин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка