• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2008 года  Дело N А27-10945/2008

Резолютивная часть решения оглашена 09.12.2008

Полный текст решения изготовлен 11.12.2008

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Шабаловой О.Ф.,

при ведении протокола помощником судьи Беляевой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва в лице Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г. Кемерово

к открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово

о взыскании 216 885 руб.

при участии

от истца - Шкутова Т.А., доверенность от 01.04.2008 № НЮ-16/78, паспорт;

от ответчика - Думлер А.А., доверенность от 10.04.2008 б/н, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», г. Москва (далее - ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово (далее - ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ответчик) о взыскании 216 885 руб. штрафа за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона по статье 102 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Ответчик иск оспорил, указав, что превышение грузоподъемности вагона отсутствует. Вагон № 68294826 принят к перевозке ОАО «РЖД» по железнодорожной накладной ЭЗ664022, из которой усматривается, что груз весом 65000 кг погружен средствами грузоотправителя. 15.10.2007 при комиссионном взвешивании на ст. Беломорск Октябрьской железной дороги установлено, что действительная масса груза составляет 68600 кг. В акте общей форме от 15.10.2007 № 6879 указано, что грузоподъемность вагона по трафарету составляет 69000 кг., поэтому превышения грузоподъемности нет. Поскольку технический паспорт перевозчиком не предоставлялся грузоотправителю, знать о том, что грузоподъемность вагона меньше, чем указано по трафарету последний не мог. Отзыв на исковое заявление приобщен к материалам дела.

Протокольным определением суда от 12.11.2008 подготовка дела к судебному разбирательству признана оконченной, дело назначено к судебному разбирательству в порядке статьей 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ на 09.12.2008.

Истец на иске настаивал, представил возражения на отзыв, где указал, что согласно коммерческому акту от 15.10.2007 № ОКТ071959/55 грузоподъемность вагона составляет 65000 кг, что соответствует данным технического паспорта на вагон № 68294826 и транспортной железнодорожной накладной ЭВ 664022. В справке о вагонах после плановых ремонтов (дата ремонта 16.01.2007) грузоподъемность составляет 65000 кг. В техническом паспорте грузоподъемность 65000 кг. Штраф по статье 102 УЖТ РФ определяется в размере пятикратного платы за перевозку фактической массы груза. Расчет провозной платы производится в соответствии с Прейскурантом 10-01. Поэтому ни на расчет провозной платы, ни штрафа не влияет на грузоподъемность вагона.

Ответчик иск оспорил по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

05.10.2007 года по транспортной железнодорожной накладной № ЭЗ664022 со станции Ерунаково Западно-Сибирской железной дороги (станция отправления) до станции Апатиты Октябрьской железной дороги (станция назначения) ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (грузоотправитель) в адрес ОАО «ТГК-1» (грузополучатель) отправлен груз - уголь каменный марки ДГ.

15.10.2007 года при комиссионном взвешивании на станции Беломорск Октябрьской железной дороги на тензометрических весах ВТВ/Д-200 НР 204 в движении установлен перегруз вагона № 68294826 - более трафаретной грузоподъемности вагона и более документа на 3600 кг, о чем составлен акт общей формы от 15.10.2007 № 6879. В данном документе указано, что на вагоне трафарет 69 тонн.

В соответствии с коммерческим актом от 15.10.2007 № ОКТ0701959/55, составленным на станции Беломорск, установлено несоответствие массы груза в вагоне №68377779 данным, указанным в перевозочном документе и трафаретной грузоподъемности. По документу значится брутто 86100 кг, тара 21100 кг, нетто 65000 кг. Более трафаретной грузоподъемности и более документа на 3600 кг. В коммерческом акте указано, что грузоподъемность вагона 65 тонн, соответствует данным технического паспорта и документа.

Контрольное взвешивание производилось на тензометрических весах ВТВ/Д-200 НР 204, принадлежащих ОАО «РЖД», копия технического паспорта весов, свидетельства о поверке представлена в материалы дела.

По акту общей формы от 24.12.2007 № 5/37 за превышение грузоподъемности вагона грузоотправителю начислен штраф в сумме 216 885 руб.

В уведомлении, полученном ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» 15.01.2008, ответчику предложено уплатить сумму штрафа в добровольном порядке. Данное требование оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Обязательственные отношения сторон квалифицируются как отношения, обусловленные договором перевозки груза железнодорожным транспортом с применением соответственно положений главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта РФ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

Заключение между сторонами договора перевозки груза подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной.

Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 26 Устава железнодорожного транспорта РФ при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.

Ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, несет грузоотправитель.

Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам (статья 23 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Определение массы груза при погрузке на местах необщего пользования производится грузоотправителем, который обязан в силу пункта 13 Правил приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 09.12.99 N 42Ц, указать в накладной массу груза.

Согласно техническому паспорту вагона № 68294826 его грузоподъемность составляет 65 тонн. Последний ремонт вагона 16.01.2007 - установка износостойких тележек модели 18-100. В справке о вагоне после планового ремонта грузоподъемность также указана 65 тонн.

Из положений статьи 26 Устава железнодорожного транспорта РФ следует, что ответственность за достоверность сведений в транспортной железнодорожной накладной о грузоподъемности вагона несет грузоотправитель. В транспортной железнодорожной накладной № ЭЗ664022 грузоподъемность вагона № 68294826 обозначена 65 тонн. Поэтому возражения ответчика, основанные на указании на вагоне трафарета - 69 тонн, признаются судом несостоятельными.

В силу статьи 27 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявленных на перевозку грузобагажа).

Согласно пункту 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 № 43) при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил при обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45).

На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

Исследовав акты общей формы, коммерческий акт от 15.10.2007 № ОКТ0701959/55, железнодорожную накладную, копию технического паспорта весов, копию свидетельства о поверке весов в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу, что контрольное взвешивание спорного вагона достоверно отражает факт превышения массы груза его грузоподъемности.

На основании статьи 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

Суд не соглашается с доводами ответчика об исчислении суммы провозной платы с учетом трафаретной грузоподъемности вагона 69 тонн.

Для расчета размера штрафа определяется размер провозной платы за перевозку фактической массы груза (68600 кг), определяемой по прейскуранту 10-01, при этом, грузоподъемность вагона в расчете не учитывается.

По расчету истца сумма штрафа составляет 216885 руб.

В тоже время в статье 333 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В пункте 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» арбитражным судам разъяснено, что в случае установления при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.

Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и др.

Истец не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о причинении ему значительных убытков или наступления иных неблагоприятных последствий вследствие перегруза вагона сверх его грузоподъемности, а также совершения ответчиком действий по превышению грузоподъемности вагона неоднократно, тогда как согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывает компенсационную природу штрафа, несоразмерность взыскиваемого штрафа последствиям нарушения обязательства, а также отсутствие каких-либо доказательств наличия у истца каких-либо особых негативных последствий, причиненных перегрузом сверх грузоподъемности, суд считает возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ввиду чего, суд уменьшает размер начисленного истцом штрафа до 70000 руб. в порядке, предусмотренном статьей 333 Гражданского кодекса РФ.

Государственная пошлина на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на ответчика в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва в лице Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г. Кемерово 70 000 руб. штрафа, 5 837 руб. 50 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.

Судья

Арбитражного суда

Кемеровской области О.Ф. Шабалова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-10945/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 11 декабря 2008

Поиск в тексте