АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 2009 года  Дело N А27-14403/2009

резолютивная часть решения объявлена 29 сентября  2009 года

полный текст решения изготовлен  30 сентября  2009 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола  судебного заседания судьей  Обуховой Г.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском  районе Кемеровской области

к индивидуальному предпринимателю Копыловой Татьяне Анатольевне

о взыскании штрафа

при участии представителя заявителя - Грабарь О.Н. (главный специалист-эксперт  (юрисконсульт), доверенность  от 01.09.2009г. № 10, паспорт)

у с т а н о в и л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском  районе Кемеровской области  (далее по тексту - заявитель, Управление ПФ РФ)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Копыловой Татьяны Анатольевны 257 руб. 60 коп. штрафных санкций,  начисленных  на основании решения от 26.05.2009 г. №1479 за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного страхования.

Предприниматель, надлежаще извещенный о  времени и месте судебного разбирательства в порядке п.3 ч.2 статьи 123 АПК РФ (судебный акт направлен по последнему, известному суду месту жительства и возвращен с отметкой почты об истечении срока хранения), в судебное заседание не явился, отзыв не направил, возражений против рассмотрения дела в отсутствие его представителя не заявил.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть спор по существу в отсутствие предпринимателя  по имеющимся в деле материалам.

Заявленное требование обосновано тем, что предприниматель является страхователем, и как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, был обязан в срок до 01.03.2009 г. представить сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2008 год, однако, данную обязанность не исполнил, за что подлежит ответственности по статье 17  Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.

Представитель Управления ПФ РФ  в судебном заседании поддержал заявленные требования, мотивируя тем, что штраф предпринимателем в добровольном порядке не уплачен.  Полагает так же, что срок представления сведений для  физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен пунктом 38 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997г. № 318.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета,  Управление ПФ РФ  установило факт непредставления предпринимателем указанных сведений в установленные сроки в нарушение требований  ст. 11ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного)  учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации  от 15.03.1997 г. № 318, о чем составлен акт от 21.04.2009 г. № 274.

На основании указанного Акта  вынесено решение от 26.05.2009г., №1479 в соответствии с которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 названного Закона в виде штрафа в сумме 257,60 руб.

Поскольку в срок до 18.06.2009, установленный в требовании от 26.05.2009 г.  № 38430, штраф должником в добровольном порядке в бюджет уплачен не был, Управление ПФ РФ  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав представителя заявителя, суд признал заявленное требование не обоснованным и  не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ  «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно  уплачивающим страховые взносы, применяются  финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный  год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определение понятий «страхователь» и «физическое лицо», в целях применения указанного выше Закона, дано в статье 1 данного Закона, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся  индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели,  адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели могут быть отнесены как к категории страхователей (в отношении работающих у него застрахованных лиц), так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа (застрахованных лиц).

Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган пенсионного фонда следующие сведения: фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 названного Закона определяет, что указанные сведения представляются в орган пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Закон №27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 статьи 11 этого Закона  страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта,  о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

То есть ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Из приведенных выше  норм следует, что индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с указанным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников и непредставление им сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем заявителя, в данном случае предприниматель Копылова Т.А. привлечена к ответственности как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы.

Таким образом, предприниматель, в смысле, придаваемом этому понятию Законом № 27-ФЗ, страхователем не является.

Судом отклонены доводы представителя заявителя о том, что обязанность индивидуальных предпринимателей как физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения, установлена пунктом 5 статьи 11 Закона как необоснованные.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком.

Следовательно, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует законодательно установленная обязанность по ежегодному представлению до 1 марта сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Соответственно, к  предпринимателю, как физическому лицу, самостоятельно уплачивающему страховые взносы,  не может быть применена  и ответственность, установленная абзацем 3 статьи 17 Закона, за  непредставление  сведений, перечисленных в пункте 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Доводы заявителя о том,  что физические лица, самостоятельно уплачивающие  страховые взносы, представляют сведения в том же порядке, что и страхователи, являются несостоятельными как не соответствующие законодательству.

В силу последнего абзаца пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ  физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в том же порядке, что и страхователи обязаны представлять  только сведения, перечисленные в этом абзаце, т.е. сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены  до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Однако предпринимателю не вменяется непредставление указанных сведений.

Судом не приняты доводы представителя Управления ПФ РФ о том, что обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения в срок до 1 марта установлен пунктом 38 Инструкции «О порядке ведения индивидуального персонифицированного учета сведений застрахованных лиц, для целей обязательного страхования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1997 №318, так как Инструкция не может устанавливать сроки, не предусмотренные законом, дополнять или иным способом изменять обязанности и ответственность, установленные законом.

Кроме того, суд обращает внимание, что статьей 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность только за непредставление сведений, установленных данным законом. Ни пункт 5 статьи 11, ни статья 17 Закона № 27-ФЗ не содержат ссылки на то, что срок представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, может быть установлен каким-либо иным актом, помимо Закона.

Необоснованна и ссылка заявителя в решении на статью 15 Закона № 27-ФЗ, поскольку указанная статья устанавливает права и обязанности только страхователей, к которым, как установлено судом предприниматель Копылова Т.А. в данном случае не относится.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь  ст. ст. 167-170180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)  в городе Юрге и Юргинском  районе Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования.

Решение  может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия  в Седьмой  арбитражный апелляционный суд или двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья  Г.П. Обухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка