АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2011 года  Дело N А27-14405/2010

Резолютивная часть решения оглашена  :  31 января  2011 года

Полный текст решения изготовлен  :  31 января  2011 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Петраковой С.Е.

при ведении  протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания  Павлюк В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КОРА-ТК», г. Кемерово

к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, г. Москва;

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово

к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово

третьи лица:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва,

Комитет по управлению имуществом г. Ленинска-Кузнецкого, г. Ленинск-Кузнецкий,

Общество с ограниченной ответственностью «РАСТ», Республика Алтай, г. Горно-Алтайск,

Общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплект - КМ», г. Кемерово,

Дъяков  Евгений Иванович, г. Гурьевск,

Общество с ограниченной ответственностью «ПКФ «РИФ», г. Ленинск-Кузнецкий,

Открытое акционерное общество «Новокузнецкий хладокомбинат», г. Новокузнецк

о признании незаконными действий, об обязании исключить из кадастра  объектов недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка

при участии:

от заявителя: Абраменко А.В.- представителя, доверенность от 28.01.2010 № 186

от Управления Росреестра: Турчиной М.О. - главного специалиста - эксперта отдела правового обеспечения, доверенность от 30.12.2010 № 278-д

от Росреестра: не явился

от  третьих лиц: представители не явились

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «КОРА-ТК» (ООО «КОРА-ТК») (Свидетельство о  государственной регистрации Серия 42 № 003085313  от 03.06.2003), г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении требований) о признании незаконными, не соответствующими статьям 65. 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, Техническим рекомендациям, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул.Телефонная, 13, в размере 155 123 487 руб. 75 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 920 руб. 15 коп. за  кв.м.,  без учета определенной рыночной стоимости земельного участка,  с нарушением установленной процедуры, выразившихся  в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул.Телефонная, 13,  в размере 155 123 487руб. 75 коп., и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 920 руб. 15 коп. за  кв.м.

О признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, Техническим рекомендациям, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №П/0152, действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Телефонная, 13,  в размере 155 123 487 руб. 75 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 920 руб. 15 коп за  кв.м.,  без учета определенной рыночной стоимости земельного участка,  с нарушением установленной процедуры, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007.

Об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва устранить допущенные нарушения  прав и законных интересов ООО «КОРА-ТК» путем приведения сведений о кадастровой стоимости, а также удельном показателе кадастровой стоимости за  кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81 площадью 168585 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий. ул. Телефонная, дом 13  в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ.

Определением  суда 11.01.2011 рассмотрение спора откладывалось в соответствии со ст. 158  Арбитражного  процессуального кодекса.

Надлежаще извещенное о дне, месте и времени рассмотрения спора Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово (Кадастровая палата)  в судебное заседание представителя не направило, заявило о рассмотрения спора без участия его представителя.

Надлежаще извещенное о дне, месте и времени рассмотрения спора Федеральное государственное унитарное предприятие  «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва (ФГУП «ФКЦ «Земля»)  в судебное заседание представителя не направило, заявило о  рассмотрении спора без участия его представителя.

Надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания третьи лица:  Комитет по управлению имуществом г. Ленинска-Кузнецкого, г. Ленинск-Кузнецкий, Общество с ограниченной ответственностью «РАСТ», Республика Алтай, г. Горно-Алтайск,  Общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплект - КМ», г. Кемерово,  Дъяков  Евгений Иванович, г. Гурьевск,  Общество с ограниченной ответственностью «ПКФ «РИФ», г. Ленинск-Кузнецкий, Открытое акционерное общество «Новокузнецкий хладокомбинат», г. Новокузнецк в заседание своих представителей не направили, возражений против рассмотрения спора без участия их представителей не заявили.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается судом без участия Росреестра, Кадастровой палаты и третьих лиц.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении,  мотивировав  тем, что, исходя из анализа пунктов 2, 3 статьи 66 Земельного  кодекса  РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктов 2.2.1, 2.2.2., 2.2.5 Методических указаний, пунктов 5, 10 Федерального стандарта оценки № 2 государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе достоверной информации о рыночных ценах земельных участков  и иных объектов недвижимости, в связи с чем,  кадастровая стоимость земельного участка не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков.

Пояснил, что согласно отчету независимого оценщика - Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес» рыночная стоимость  земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81  составляет  64 696 000 руб., что  значительно  меньше,  чем его кадастровая стоимость.

По мнению заявителя, в отчете ФГУП ФКЦ «Земля» не имеется исходных данных (информации о них), подтверждающих проведение кадастровой оценки методами массовой оценки рыночной стоимости, отсутствуют документы, подтверждающие проведение оценщиком статистического анализа рыночных цен.

Полагал, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (Управление Росреестра) не осуществлялся надлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости в нарушение пунктов 5.4., 8., 8.1, 8.2., 8.3 Административного регламента, не проведена надлежащим образом предварительная  проверка  отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Полномочия по проверке отчета об определении кадастровой стоимости переданы в нарушение пунктов 4, 9.8 и приложения № 7 к Административному регламенту исполнителю работ - ФГУП «ФКЦ «Земля».

Отсутствие проверки отчета повлекло передачу недостоверных  результатов кадастровой оценки на утверждение в Коллегию Администрации Кемеровской области.

Оспариваемыми результатами оценки, действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области нарушаются права  общества на  уплату  земельного налога.

Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области  в судебном заседании,  сославшись  на то, что расчет кадастровой стоимости  земельного участка кадастровым номером 42:26:0101001:81  проведен в рамках государственного контракта  № 140 от 29.06.2007 в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, согласно которым, а также техническому заданию,  работы по расчету кадастровой стоимости земельных участков осуществляются с использованием специального программного обеспечения «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов»,  оспорил доводы заявителя.

Представитель пояснил, что состав факторов стоимости земель, в том числе по г. Ленинск-Кузнецкому,  согласован Протоколом заседания межведомственной комиссии по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель,  оказывающих влияние на кадастровую стоимость.

В программное обеспечение введен фактор стоимости «группировка», предназначенный для группировки всех населенных пунктов в Кемеровской области.

Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществлялся сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости, признанной, подрядчиком,  достаточной и достоверной.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводился ее статистический анализ, на основании которого устранялась информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости.

Указал на то, что надлежащая предварительная проверка отчета подтверждается протоколом  предварительной проверки от 11.11.2008.

Кроме того, сославшись на то, что результат государственной кадастровой оценки утвержден Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» от 27.11.2008 № 520, полагал, что сами по себе действия по проверке  отчета  не нарушают права и законные интересы общества.

Пояснил, что результат кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81,  соответствующего 5-му  виду разрешенного использования,  площадью 168 585 кв.м., утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» в размере 155 123 487 руб. 75 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости - 920 руб. 15  коп. за кв.м.),.

Более подробно возражения изложены в отзыве.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля» ( ФГУП ФКЦ «Земля»), г. Москва в отзыве, сославшись на то, что выполнило в полном объеме обязательства по Контракту, и предоставило результаты заказчику в полном объеме, возражало против  удовлетворения предъявленных требований.

При этом предприятие указало, что со стороны заказчика никаких претензий по порядку, способу и качеству исполнения Контракта не поступило.

Кроме того, полагало, что заявителем в целях оспаривания законности и достоверности кадастровой оценки неверно избран способ восстановления,  нарушенного,  по его мнению, права.

Более подробно возражения изложены в отзыве.

Кадастровая палата в отзыве, сославшись на то, что не осуществляла кадастровую оценку, возражала против требований заявителя.

Более подробно возражения изложены в отзыве.

В судебном заседании установлено,  и подтверждено материалами дела, что ООО «КОРА-ТК»  является арендатором  земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81,  общей площадью 168 585  кв.м.,   расположенного по адресу  Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Телефонная, 13.

Земельный участок с кадастровым номером 42:26:0101001:81,  является ранее учтенным.

Кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области».

Получив  отчет независимого оценщика - ООО «Бизнес»  о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0101001:81,  составленный оценщиком 18.08.2010, общество  установило, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его  рыночную стоимость, которая  определена  оценщиком в размере  64 696 000 руб. и  обратилось в суд с заявлением об оспаривании кадастровой оценки данного земельного участка.

Заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора,  изучены  письменные  материалы  и  обстоятельства дела.

Суд, разрешая спор по настоящему делу,  исходил из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в этот период времени, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» и впоследствии Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.

Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 № 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.