АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2008 года  Дело N А27-1467/2008

Резолютивная часть объявлена 13.03.2008, полный текст решения изготовлен 19.03.2008

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Д.Л.Лежнина

При ведении протокола помощником судьи С.В.Вульферт

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (открытое акционерное общество), г.Москва

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово, г.Кемерово

о признании недействительным решения №3 от 16.01.2008

При участии:

от заявителя: Яскина Е.Г.-главный юрисконсульт юридического отдела, доверенность от 09.01.2008 № 27 ( со спец. полн.)

от налогового органа: Александрова О.В. - специалист 3 разряда юридического отдела, доверенность от 26.02.2008 № 66 ( со спец. Полн.), удостоверение УР № 300472

Установил:

Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово №3 от 16.01.2008, которым банк был привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

По мнению заявителя, оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО «Банк Москвы» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» не предусматривает предоставление сведений о клиенте и копий документов. Налоговый орган в числе государственных органов, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну в отношении физических лиц, законом не назван.

Заявитель считает, что запрошенные налоговым органом документы не могут свидетельствовать о правильности исчисления и удержания налоговым агентом подоходного налога.

Физические лица, обращаясь в банк за получением кредита либо выступая поручителями по кредитам третьих лиц, становятся клиентами банка, следовательно, на банк ложится обязанность сохранять тайну об их операциях, счетах и вкладах. Договорные отношения, возникающие между банком и физическим лицом - работником организации, не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.

Кроме того, заявитель сослался на отсутствие у банка запрашиваемых документов, и, соответственно, отсутствие в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

Инспекция считает предъявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Режим банковской тайны не может являться препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, которые не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 27.07.2006 №137-ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

Статьей 93.1 НК РФ предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у контрагента или иных лиц документы о деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента).

Положения статьи 93.1 НК РФ не ограничивают источник получения сведений о налогоплательщике, поэтому налоговые органы вправе запрашивать у компетентных организаций информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач.

Затребованные налоговым органом документы были необходимы налоговому органу для проведения контрольных мероприятий в рамах выездной налоговой проверки доходов физических лиц - работников проверяемого ЗАО «Отраслевой Дом  Представительств «Оргстрой».

Ссылка заявителя на отсутствие у него запрашиваемых документов, по мнению инспекции, является неосновательной, поскольку налоговый орган не мог знать, есть ли у банка запрашиваемые документы или нет.

В судебном заседании установлено, что в рамках проводимой выездной налоговой проверки ЗАО «Отраслевой Дом Представительств «Оргстрой» Кемеровскому филиалу Акционерному коммерческому банку «Банк Москвы» вручены требования о предоставлении документов (информации)  от 28.09.2007 №16-28-31/49073 и от 13.09.2007 №16-28-31/44605, а именно:

- являлись ли перечисленные в требовании работники проверяемой организации поручителями при оформлении ссуды или заемщиками ссуды за период с 01.01.2004 по 31.07.2007;

- справки с места работы о заработной плате, поданные перечисленными лицами, при оформлении ссуды за период с 01.01.2004 по 31.07.2007.

Банк письмами от 19.09.2007 и от 02.10.2007 отказался предоставить запрашиваемую информацию со ссылкой на банковскую тайну в соответствии со статьей 857 ГК РФ, а также на проведение налоговой проверки в отношении ЗАО «Отраслевой Дом Представительств «Оргстрой», а не физических лиц.

На основании Акта от 12.12.2007 решением заместителя начальника Инспекции ФНС РФ по г.Кемерово №3 от 16.01.2008 Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» был привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в сумме 5000 руб.

Не согласившись с указанным решением, банк обжаловал его в судебном порядке.

Суд считает предъявленное банком требование законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 32 Налогового кодекса РФ  налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Как указано в статье 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета  и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со статьей 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о предоставлении документов (информации).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (сведениями).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.12.2004 №453-О указал, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни и личную тайну и не допускает распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1). Одной из гарантий данного конституционного права, защищаемого  Федеральным законом от любого произвольного вмешательства, является институт банковской тайны.

В соответствии со статьей 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам  такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Установив, таким образом, обязанность банка обеспечить банковскую тайну и ее основные объекты, включая тайну операций по счету, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, законодатель одновременно предусмотрел, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Закрепление в законе отступлений от банковской тайны не может быть произвольным; такие отступления (в частности, предоставление банками, иными кредитными организациями и их служащими сведений о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведений о клиентах государственным органам их должностным лицам) должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 №453-О, положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания, а потому не могут рассматриваться  как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов  и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) сумм налогов и пени.

В пункте 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы  могут осуществлять и другие права, предусмотренные НК РФ. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 НК РФ право требовать от банков справки по операциям и счетам.

Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) и необходимые для правильного налогообложения.

Вместе с тем суд полагает, что необходимость представления запрошенных документов (сведений), а именно сведений о том, являлись ли конкретные работники проверяемой организации поручителями или заемщиками, а также справок с места работы о заработной плате, надлежащим образом инспекцией не подтверждена. В направленных в банк требованиях не изложены основания для предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

Кроме того, согласно пункту 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки  признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ, диспозиция которой состоит из неправомерного сообщения (несвоевременного сообщения) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 126 налоговым правонарушением является непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов  с заведомо недостоверными сведениями.

Таким образом, привлечение к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ возможно лишь при непредставлении налоговому органу имеющихся у организации документов, предусмотренных НК РФ (а не сведений).

Суд полагает, что информация о том, являлись ли работники проверяемой организации заемщиками или поручителям, не может быть отнесена к документам, предусмотренным НК РФ.

Суд принимает во внимание и доводы банка об отсутствии у него запрошенных налоговым органом справок о заработной плате физических лиц.

Об этом инспекции было сообщено в возражениях на Акт от 12.12.2007.

Доказательства противного в деле отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд считает, что признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ, в действиях банка отсутствуют.

К налоговой ответственности банк привлечен неправомерно.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требование Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (открытое акционерное общество)  удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово от 16.01.2008 №3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово в пользу Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (открытого акционерного общества) 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный  срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья

Арбитражного суда

Кемеровской области   Д.Л. Лежнин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка