• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2009 года  Дело N А27-18714/2008

Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2009 года, полный текст решения изготовлен 11 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мишиной И.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пронченко К.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово

к индивидуальному предпринимателю Королькову Олегу Сергеевичу, г. Кемерово

о взыскании 184, 80 руб.

при участии:

от заявителя: Бочкарева Т.А. - главный специалист - эксперт юридического отдела (доверенность от 11.01.2009 № 2)

от должника: не явились

установил:

Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Королькова Олега Сергеевича, г. Кемерово штрафа в размере 184, 80 руб., начисленного на основании решения от 02.06.2008 № 647.

Определением суда от 12.01.2009 судебное заседание откладывалось на основании статьи 158 АПК РФ.

Должник в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, отзыв по существу заявленных требований не представил. Определение суда от 12.01.2009 направлялось должнику по указанным пенсионным фондом адресам, в том числе - согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Однако определение, направленное по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, было возвращено в суд почтовым отделением с указанием на конверте: «адресат не проживает», а определение, направленное по иному имеющемуся в материалах дела адресу, возвращено в суд почтовым отделением с указанием на конверте: «по истечении срока хранения». При таких обстоятельствах на основании части 2 статьи 123 АПК РФ должник считается надлежаще извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле материалам.

Заявленные требования обоснованы тем, что в нарушение требований статей 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предприниматель Корольков О.С. не представил в отделение пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального персонифицированного учета, в связи с чем решением от 02.06.2008 № 647 привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 названного закона в виде штрафа в сумме 184, 80 руб.

Поскольку в срок до 23.06.2008, установленный в требовании от 02.06.2008 № 647, штраф должником в добровольном порядке в бюджет уплачен не был, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения представителя заявителя, суд считает заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Для обязательного пенсионного страхования таковым является Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», подпункт 2 пункта 1 статьи 6 которого к числу страхователей относит не только лиц, выступающих в роли работодателей, но и индивидуальных предпринимателей, производящих уплату страховых взносов за самих себя.

Одновременно в статье 7 Закона № 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Следовательно, предприниматели и при отсутствии у них работников обязаны представить сведения по персонифицированному учету в Пенсионный фонд РФ.

Согласно статье 2 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В целях организации индивидуального (персонифицированного) учета лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Сведения о страховом стаже и страховых взносах, которые представляют о себе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в органы Пенсионного фонда РФ определены пунктами 5 и 6 статьи 11 упомянутого Федерального закона. В частности, к ним отнесены: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ устанавливает, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган ПФ РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.

Из анализа статьи 11 Закона № 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учета установлен только для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников. При этом срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений настоящим Законом не установлен.

Согласно статье 19 Закона № 27-ФЗ Правительством РФ утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (пункт 2 Инструкции).

В соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

На основании подпункта 12 пункта 3 статьи 100 НК РФ в акте проверки, в частности, указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.

В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Однако в нарушение указанных норм Управление ПФ ни в акте проверки от 04.05.2008 № 655, ни в решении о привлечении к ответственности от 02.06.2008 № 647 не изложило обстоятельства совершения правонарушения, а именно, не указало, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) предприниматель Корольков О.С. привлекается к ответственности, а также не отразило документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения.

Кроме того, в акте и решении о привлечении к ответственности пенсионным фондом указано на неисполнение страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, по представлению индивидуальных сведений за 2007 год, в то время как в заявлении пенсионный фонд ссылается также и на ответственность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы. При этом материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у предпринимателя работающих у него застрахованных лиц. Не содержат соответствующих данных и представленные заявителем материалы проверки.

В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Поскольку Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрены различный перечень сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также порядок и условия их представления как страхователями, так и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а из акта проверки от 04.05.2008 № 655, решения о привлечении к ответственности от 02.06.2008 № 647 и представленных суду материалов не представляется возможным установить, за непредставление каких сведений и в качестве какого субъекта предприниматель привлекается к ответственности, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Более того, суд учитывает, что в силу пункта 1 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007) акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007, налоговый орган извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка и которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов инспекцией, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.

Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Судом установлено, что в нарушение указанных норм пенсионный фонд не обеспечил предпринимателю возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и принятия соответствующего решения.

Так, из материалов дела усматривается, что по результатам проверки своевременности представления предпринимателем Корольковым О.С. необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета сведений в отделение пенсионного фонда контролирующим органом был составлен акт от 04.05.2008 № 655, где пенсионный фонд зафиксировал допущенные предпринимателем нарушения действующего пенсионного законодательства, указал дату, время и место рассмотрения акта проверки и направил копию указанного акта проверяемому лицу по адресу: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 40 -816, что подтверждается реестром на отправление заказной корреспонденции от 06.06.2008, почтовой квитанцией от 06.05.2008 серии 650000-77 № 19925 и не отрицается представителем заявителя.

Однако в соответствии с представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.09.2008, от 10.02.2009 следует, что местом жительства предпринимателя Королькова О.С. является: г. Кемерово, ул. Короткая, 19.

Сведений об изменении предпринимателем указанного адреса представленные в суд материалы не содержат.

Доказательств фактического проживания либо изменения адреса регистрации предпринимателем Корольковым О.С. заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено, не смотря на то, что определением от 12.01.2009 суд предлагал заявителю документально подтвердить указанные обстоятельства. О невозможности представления соответствующих доказательств в суд первой инстанции по независящим от заявителя причинам представителем пенсионного фонда также не заявлено.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что страхователь надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения материалов проверки и о принятии решения по результатам рассмотрения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пенсионным фондом были нарушены права и законные интересы страхователя, а также существенные условия процедуры принятия решения по результатам проверки.

Ссылка представителя заявителя на то, что копия акта проверки была направлена предпринимателю по адресу, соответствующему сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 07.11.2008 (что подтверждается реестром от 07.11.2008, почтовой квитанцией № 40084), судом не принимается, поскольку не свидетельствует о надлежащем извещении страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки до принятия пенсионным фондом решения о привлечении предпринимателя к ответственности по результатам рассмотрения указанных материалов.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о нарушении пенсионным фондом существенных условий процедуры принятия решения по итогам проверки, выразившихся в необеспечении возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ является безусловным основанием для отмены соответствующего решения о привлечении страхователя к ответственности.

Таким образом, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 216, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово оставить без удовлетворения.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья

Арбитражного суда

Кемеровской области И.В. Мишина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-18714/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 11 февраля 2009

Поиск в тексте