• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 декабря 2009 года  Дело N А27-18787/2009

Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2009 года, полный текст решения изготовлен 25 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мишиной И.В. при ведении протокола судьей Мишиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость», г. Кемерово к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово

о признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024; обязании исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024,

третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово; Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

при участии: от заявителя: Бессчетнова С.В. - представитель (доверенность от 15.08.2009 № 3); от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области - Вяткина О.П. - ведущий специалист-эксперт Управления Роснедвижимости по Кемеровской области (доверенность от 11.01.2009 № 04/09); от третьих лиц: представители не явились,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость», г. Кемерово (далее - ООО «ПромНедвижимость») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - УФАКОН, Управление) о признании незаконными действий Управления, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м в размере 37706656, 41 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка в размере 764, 14 руб., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, которые, в свою очередь, выражаются в осуществлении Управлением ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м, находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47 в размере 37706656, 41 руб.; обязании УФАКОН исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м в размере 37706656, 41 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, занимаемого обществом (изложено в редакции принятого судом письменного заявления об уточнении требований от 23.11.2009 и устного уточнения заявления представителем заявителя в ходе судебного заседания 17.12.2009).

К участию в деле заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением в качестве третьих лиц привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово и Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля»).

Определением от 24.11.2009 суд откладывал судебное разбирательство по делу на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебном заседании 17.12.2009 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 23.12.2009.

Надлежаще извещенные о дате, времени и месте заседания (в том числе - о дате, времени и месте продолжения судебного разбирательства после перерыва посредством размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Кемеровской области и направления уведомления о перерыве посредством факсимильной связи) третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, возражений против проведения заседания в их отсутствие не заявили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителей третьих лиц.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что в нарушение положений статей 65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее Правила), Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (далее-Методические указания), Пунктов 8, 9 раздела 2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 (далее Административный регламент) Управлением в государственном земельном кадастре сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м в размере 37706656, 41 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка в размере 764, 14 руб., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, а именно: в процессе организации проведения кадастровой оценки названного земельного участка УФАКОН ненадлежащим образом провело предварительную проверку отчета по определению кадастровой стоимости указанного участка и внесло в государственный земельный кадастр недостоверные сведения по кадастровой стоимости земельного участка (основания требований в указанной части устно уточнены представителем заявителя в ходе судебного заседания 17.12.2009).

Заявитель считает, что проверка Отчета об определении кадастровой стоимости (далее - отчет) выполнена УФАКОН не в полном объеме, с ненадлежащим качеством, с нарушением процедуры проверки, поскольку данный отчет, по мнению заявителя, не соответствует положениям Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 № 254 , так как отчет не прошит, не скреплен личной печатью оценщика, проводившего оценку, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор; список исполнителей, содержащийся на титульном листе отчета, не совпадает со списком, содержащимся на странице 5 отчета; раздел 1.2 отчета не содержит указание на проведение оценки исполнителями работ в соответствии с Федеральными стандартами оценки № 103, данных о квалификации оценщиков, привлекаемых к оценке, степень их участия в проведении оценки, а также обоснованность их привлечения, что противоречит пункту 19 ФСО № 1; в тексте отчета отсутствуют документы, подтверждающие статус ФГУП «ФКЦ «Земля» и указание на статус Общества с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений», а также основания привлечения указанных лиц к исполнению работ по кадастровой оценке. Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 составлен в виде отдельных таблиц, приложений, расчетов, пояснений, актов, справочных и информационных материалов и не содержит описание последовательности определения стоимости конкретного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:1 и других земельных участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки, определить достаточность информации о рыночной стоимости земельных участков и проверить правильность расчета, что, по мнению заявителя, не соответствует пункту 9.2 Административного регламента.

Полагает, что информация о рыночной стоимости спорного земельного участка для определения его кадастровой стоимости у исполнителей работ отсутствовала, поскольку согласно использованному при оценке отчету Общества с ограниченной ответственностью «Группа комплексных решений» об оценке рыночной стоимости последним определялась рыночная стоимость гипотетических земельных участков, расположенных в п.г.т. Промышленная, и при этом использовалась информация с сегмента многоэтажной жилой застройки, в то время как на спорном участке соответствующая застройка отсутствует.

Кроме того, ссылается на то, что из представленной таблицы № 5 приложения № 7 к отчету усматривается, что спорный участок относится к 1 группе вида разрешенного использования, однако пункт 3.2.4 отчета содержит данные о том, что п.г.т. Промышленная входит во вторую группу группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Также полагает, что предварительная и основная проверка результатов работ исполнителем - ФГУП «ФКЦ «Земля» по определению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области были осуществлены не уполномоченными на осуществление подобной деятельности лицами, а согласование отчета на заседании Областной комиссии и принятие данной комиссией решения направить согласованные результаты кадастровой оценки на экспертизу в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости не могут быть приравнены к проверке результатов специально уполномоченными органами - УФАКОН и Роснедвижимостью. Просит учесть, что УФАКОН не представило доказательств того, что им надлежащим образом осуществлена предварительная проверка отчета. Не предоставлены исходные данные (первоисточники - копии объявлений о ценах сделок и т.д.) о рыночной информации недвижимости, которые бы соответствовали информации, содержащейся в таблице №7 «Рыночная информация» Приложение №7 к отчету.

Не смотря на данные нарушения, протокол от 11.11.2008 предварительной проверки отчета Управлением содержит вывод о соответствии отчета условиям технического задания, что, по мнению заявителя, и свидетельствует о неполной и некачественной предварительной проверке и, как следствие, являются незаконными действия УФАКОН по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 в размере 37706656, 41 руб., рыночная стоимость которого, определенная независимым оценщиком - Обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес-Эксперт» в рамках заключенного с заявителем договора от 22.04.2009 № 99-04-09, в 12 раз меньше названной кадастровой стоимости.

В ходе судебного разбирательства по делу заявитель также обратился с письменным ходатайством о восстановлении пропущенного в порядке пункта 4 статьи 198 АПК РФ срока подачи заявления, мотивируя наличием уважительных причин такого пропуска.

Представитель УФАКОН по существу требований возражает, мотивируя тем, что действия по организации и контролю государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м, расположенного по адресу: Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, выполнены в соответствии с нормативно - правовыми актами, регламентирующими деятельность Управления.

Отмечает, что доводы заявителя в части оформления отчета и содержащихся в нем сведений касаются соответствия отчета по государственной кадастровой оценке Методическим рекомендациям, в то время как проверка такого соответствия не входит в обязанность УФАКОН, проверяющего соответствие состава отчета условиям технического задания. Указанная обязанность, согласно пункту 9.4 Административного регламента, возложена на Роснедвижимость, в то время как требования к данному госоргану не заявлялись, к участию в процессе в качестве лица, чьи действия либо ненормативные правовые акты обжалуются заявителем, Роснедвижимость не привлечена.

Ссылается на то, что для расчета кадастровой стоимости применяется специальная методика, отличная от методики расчета рыночной стоимости, кадастровая оценка проводится уполномоченными лицами в особом порядке, действия УФАКОН по включению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости участка не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В части ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с настоящим заявлением, который исчисляется с даты получения обществом кадастрового паспорта на спорный земельный участок, содержащий сведения о его кадастровой стоимости, т.е. с 21.04.2009, ссылается на то, что для обращения в суд с настоящим заявлением обществу не требовалось определения рыночной стоимости спорного участка, поскольку понятия кадастровой и рыночной стоимости по своему характеру и содержанию не являются равнозначными, в связи с чем причины, на которые общество ссылается в данном ходатайстве, уважительными, по мнению Управления, не являются (подробнее доводы и возражения изложены в письменных пояснениях и отзывах).

ФГУП «ФКЦ «Земля» в представленном отзыве, сославшись на то, что кадастровая оценка спорного земельного участка проведена в соответствии с утвержденной методикой и нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение кадастровой оценки земельных участков, возражало против удовлетворения предъявленных требований.

Коллегия Администрации Кемеровской области в представленных в материалы дела письменных пояснениях и возражениях, сославшись на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура по проведению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области была соблюдена, вся документация и информация для проведения работ по кадастровой оценки, предусмотренная законодательством и Контрактом была предоставлена ФГУП «ФКЦ «Земля», результаты проведенной работы по оценки проверены на соответствие нормам действующего законодательства, Техническому заданию и Контракту уполномоченными органами, полагала, что Коллегия Администрации Кемеровской области, утверждая результаты оценки, действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Никаких иных полномочий, в том числе - по проверке результатов и правильности исчисления кадастровой оценки земель, проведенной ФГУП «ФКЦ «Земля» и принятыми уполномоченными органами в качестве надлежащей, по мнению третьего лица, ему законом не предоставлено. Кроме того, в обоснование заявленных возражений ссылается на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 23.09.2009 по делу № 81-Г09-19, согласно которой государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области проведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, кадастровая оценка может превышать их рыночную стоимость. В части заявленного обществом ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока известило суд о том, что вопрос о его восстановлении Коллегия оставляет на усмотрение суда.

Как следует из материалов дела, ООО «ПромНедвижимость» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м, расположенного по адресу: Промышленновский район, п.г.т Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.08.2008, регистрационная запись 42-42-03/035/2008-124.

Согласно кадастровой выписки и кадастрового паспорта от 21.04.2009 № 4200/001/09-96820, кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 составляет 37706656, 41 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 764, 14 руб. за кв.м.

Поскольку на август 2008 года кадастровая стоимость данного участка составляла 11027176 руб., 21.04.2009 общество обратилось в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области (территориальный отдел № 7) с просьбой о предоставлении информации, когда и кем проводилась рыночная оценка принадлежащего обществу земельного участка, исходя из того, что в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентом соотношении к его рыночной стоимости.

Кроме того, 22.04.2009 общество заключило договор с оценочной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес-Эксперт» для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м, расположенного по адресу: Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47. Согласно отчету названной организации, полученному обществом 10.09.2009, рыночная стоимость участка составляет 3100000 руб.

20.09.2009 общество обратилось в УФАКОН с заявлением (исх. № 34) о предоставлении отчета определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в ответ на которое Управление письмом от 23.09.2009 № 09-01-11/034 разъяснило, что в рамках работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м, расположенного по адресу: Промышленновский район, п.г.т Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». В Кемеровской области исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов выступало ФГУП «ФКЦ «Земля», г. Москва. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» и № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области». При этом Управление рекомендовало обществу по вопросу расчета кадастровой стоимости обратиться к исполнителю проведения работ - ФГУП «ФКЦ «Земля».

Не согласившись с действиями Управления, ООО «ПромНедвижимость» обратилось в суд с настоящим заявлением. Кроме того, в ходе судебного разбирательства по делу общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение сданным заявлением, мотивируя наличием уважительных причин такого пропуска, а именно - принятием всех зависящих от общества мер для получения информации о рыночной стоимости спорного земельного участка, положенного в числе иных факторов в основу определения его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Изучив материалы дела и представленные в обоснование заявленного ходатайства документы, суд признает причины пропуска заявителем процессуального срока уважительными.

При этом суд отклоняет как несостоятельную ссылку Управления на то, что для обращения в суд с настоящим заявлением ООО «ПромНедвижимость» не требовалось определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, так как об увеличении его кадастровой стоимости по сравнению с кадастровой стоимостью 2008 года заявителю стало известно при получении кадастрового паспорта, т.е. 21.04.2009, поскольку, как следует из представленных в суд материалов (в том числе - заявления общества от 25.09.2009) и подтверждается представителем заявителя (ходатайство о восстановлении процессуального срока от 24.11.2009) причиной обращения в суд с настоящим заявлением послужило именно то обстоятельство, что кадастровая стоимость участка в 12 раз превышала его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком в рамках заключенного обществом договора от 22.04.2009 № 99-04-09, а не факт увеличения кадастровой стоимости участка по сравнению с 2008 годом. Обратного Управлением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ, в силу которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, не доказано, о невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от Управления причинам не заявлено.

По изложенным основаниям не принимается судом как не имеющая в рассматриваемом случае правового значения и ссылка Управления на то, что с запросом о предоставлении информации, когда и кем проводилась рыночная оценка принадлежащего обществу земельного участка, положенная в основу определения его кадастровой стоимости, заявитель должен был обратиться в Управление Роснедвижимость по Кемеровской области, а не в УФАКОН.

В части ссылки УФАКОН на то, что общество не обращалось с соответствующим запросом и в Территориальный отдел № 7 Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, суд учитывает, что факт названного обращения документально подтвержден заявителем в ходе судебного разбирательства (отметка о получении Управлением входящей корреспонденции 21.04.2009 вх. № 13 на заявлении общества), в то время как непредставление обществу запрашиваемой информации Управлением не отрицается.

С учетом изложенного, суд считает возможным восстановить срок на обжалование ООО «ПромНедвижимость» действий УФАКОН, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024.

Вместе с тем, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (пункт 1 Правил).

Согласно пунктам 2, 5, 10, 11 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее по тексту - Методические указания).

Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

ООО «ПромНедвижимость», оспаривая законность действий УФАКОН по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, ссылается на нарушение Управлением требований действующего законодательства, предъявляемых к процедуре проведения работ по государственной кадастровой оценке и к порядку проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка, а именно - требований пунктов 4, 9.2., 9.5, 9.8, 11 раздела 2 Административного регламента, пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 4, 8, 13, 15, 19 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 254 (далее - Федеральный стандарт оценки).

Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.

Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации

Как следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и ФГУП ФКЦ «Земля».

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме «Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области» путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием.

Требования к работам и их содержание являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение №1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).

Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления контроля за ходом выполнения работ создавались областная и муниципальные комиссии.

В соответствии с Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 № 627-р «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году», принятым во исполнение постановлений Правительства РФ от 25.08.99 № 945, от 08.04.2000 № 316 в целях своевременного и качественного выполнения работ по государственной кадастровой оценке областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов кадастровой оценки земель поручено содействовать в организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, рассмотреть результаты работ по определению кадастровой стоимости на уровне субъекта РФ. Органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области рекомендовано в пределах своей компетенции организовать взаимодействие соответствующих органов и организаций по сбору исходной информации, необходимой для последующих расчетов оценочных показателей, создать межведомственные комиссии муниципальных образований по рассмотрению и согласованию материалов по государственной кадастровой оценке земель.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2008 № 414 утверждено Положение о создании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области» (далее - Положение о создании областной комиссии).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.5., 2.1. Положения о создании областной комиссии целью работы комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель является рассмотрение хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями.

Основными задачами комиссии являются, в том числе обеспечение в установленном порядке взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций в части организации сбора исходных данных для проведения государственной кадастровой оценки земель, рассмотрения хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.

10.07.2007, 01.08.2007, 03.07.2008, 14.08.2008 состоялись заседания областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, оформлены соответствующие протоколы заседаний. В составе указанных областных комиссий принимала участие руководитель Управления Роснедвижимости по Кемеровской области.

Оспаривая законность действий Управления, заявитель считает, что УФАКОН ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе - в части контроля выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации.

В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

Согласно пунктам 9.4, 9.8. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.

В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, УФАКОН не проводит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям, которые определяют, как указывалось выше, порядок сбора рыночной информации.

Кроме того, проверка достаточности собранной рыночной информации о земельных участках, а также сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы производится исполнителем работ по государственному контракту № 140, поскольку входит в содержание объема работ (пункты 4.2.5, 4.2.6.2 технического задания).

Ссылка заявителя на то, что Управлением ненадлежащим образом осуществлена предварительная проверка отчета на соответствие условиям технического задания, является необоснованной, поскольку техническое задание является приложением к государственному контракту, является его неотъемлемой частью, определяет объем выполняемых ФГУП ФКЦ «Земля» работ, не является нормативно-правовым актом.

Государственный контракт представляет собой гражданско-правовую сделку по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области. Таким образом, заявитель, указывая на недостоверность и неполноту собранной рыночной информации, ее недостаточность для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, фактически оспаривает надлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей по гражданско-правовой сделке, принятых на себя обязательств, что не входит в предмет заявленных требований. При этом указанная сделка не признана недействительной в установленном порядке, доказательств оспаривания ее действительности в материалы дела не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 198, пунктами 3,4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В заявлении должны быть также указаны: права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

Таким образом, для признания незаконными действий государственного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий нормам закона, иных правовых актов, нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.

Однако при рассмотрении настоящего спора заявителем с учетом указанных выше обстоятельств не указаны конкретные нормы закона и иных правовых актов, которым не соответствуют действия УФАКОН по осуществлению контроля за ходом выполнения работ в части сбора рыночной информации, проверки источников, достоверности сведений, объема, порядка сбора информации, а также норм закона, устанавливающих данную обязанность Управления.

В отношении действий Управления по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков суд также учитывает следующее.

Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.5 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.

Отчет составляется исполнителем работ в трех экземплярах, на бумажном и электронном носителях в соответствии с формой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка).

Данная проверка производится в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.

В материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.

Согласно указанному протоколу предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз-данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.

Таким образом, УФАКОН проведена предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земель на соответствие его техническому заданию.

Ссылка общества на то, что из представленного протокола от 11.11.2008 не представляется возможным установить, что проверка проводилась именно в отношении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 судом не принимается, поскольку фактическое наличие иного отчета об определении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая участок, принадлежащий заявителю, обществом в ходе судебного разбирательства в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ документально не подтверждено, в то время как из представленных в суд материалов усматривается, что иной отчет исполнителем работ не составлялся. Обратного заявителем не доказано, о невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от общества причинам не заявлено.

Заявитель, оспаривая законность указанных действий, также ссылается на то, что при предварительной проверке отчета на соответствие его условиям технического задания, Управление должно было проверить, в том числе - выбор источников информации, порядок сбора рыночной информации, использование рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные объявления.

Однако заявитель не указывает конкретных норм закона, которыми устанавливается обязанность УФАКОН по проверке указанных параметров при проведении предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости.

В техническом задании установлено, что в содержание работ входит сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы (пункт 4.2.5 технического задания). При проведении предварительной проверки отчета установлено, что в тексте отчета содержится анализ рынка земельных участков, объектов недвижимости, что нашло отражение в протоколе предварительной проверки. Указанное обстоятельство также подтверждается материалами дела.

Так, судом установлено, что спорный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования (2 группа - п.г.т. Промышленная. При этом ссылка заявителя на то, что данный участок согласно таблице № 5 приложения к отчету сформирован в целях кадастровой оценки в составе группы № 1 с указанием закодированного значения или диапазона значений фактора стоимости 14 судом не принимается как не соответствующая фактическим обстоятельствам дела. Исходя из структуры указанной таблицы № 5, принадлежащий заявителю участок фактически отнесен ко 2-ой группе с указанием закодированного значения или диапазона значений фактора стоимости 14). Сведения об используемых источниках рыночной информации содержатся в таблице 06 приложения №7 к отчету, указаны объекты-аналоги, источники информации об объектах-аналогах, отчет о статистическом анализе рыночной информации земельных участков вида разрешенного использования, указанного в пункте 1.2.9 методических указаний, в составе городских населенных пунктов (таблица 16 Приложения №7 к отчету), в которых имеется информация о наименованиях объектов-аналогов, о цене за объект-аналог и 1 кв.м., установления выброса данных.

Управлением при проведении предварительной проверки отчета установлено соответствие отчета техническому заданию в отношении данных параметров. Обратного заявителем в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ в ходе судебного разбирательства не доказано, о невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от общества причинам не заявлено.

Указывая на ненадлежащее выполнение УФАКОН такой административной процедуры, как предварительная проверка отчета, ООО «ПромНедвижимость» ссылается на отсутствие в отчете конкретной рыночной информации о спорном участке, выбор и использование исполнителем работ ФГУП ФКЦ «Земля» в расчете кадастровой стоимости земельных участков по Кемеровской области ненадлежащих, недостаточных и недостоверных источников рыночной информации, в том числе - использование в качестве объектов-аналогов объектов с сегмента многоэтажной жилой застройки, в то время как на спорном участке соответствующая застройка отсутствует.

Вместе с тем в самом отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (раздел 3.2. расчет кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в пунктах 12.1.-12.10 Методических указаний) в пункте 3.2.5 указано на сбор достаточной и достоверной информации о земельных участках для каждой сформированной группы, отражены этапы сбора рыночной информации, определение выбросов, определение и выбор источников сбора рыночной информации и проверка их достоверности (пункт 3.2.5.1), сбор информации о рыночных ценах и (или) величине арендной платы за объекты недвижимости (пункт 3.2.5.2). Результаты сбора рыночной информации внесены в столбцы 01-n, р+2, р+3 таблицы 7 приложения 7. Использование при оценке рыночной стоимости в качестве объектов-аналогов объектов с сегмента промышленной застройки подтверждается таблицей 7.1 приложения № 7 отчета об оценке рыночной стоимости № 1/ГКР/140-010д. При этом стандартами оценки не запрещено использование аналогов с иными видами разрешенного использования, в связи с чем при использовании исполнителем работ по контракту также и объектов с сегмента многоэтажной жилой застройки не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, в отчете содержатся необходимые данные, позволяющие в указанной части определить соответствие отчета условиям технического задания.

Надлежащее исполнение ФГУП ФКЦ «Земля» своих обязанностей по государственному контракту не входит в предмет рассмотрения по настоящему спору, требования к ФГУП ФКЦ «Земля» обществом в ходе судебного разбирательства по делу не заявлены.

Суд также учитывает, что в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указаны два способа оценки земли: установление рыночной стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; установление кадастровой стоимости земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, определенном Правилами.

В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Таким образом, в целях установления кадастровой стоимости земельного участка государственная кадастровая оценка земель не проводится, если определяется рыночная стоимость земельного участка. В данном случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. При этом законодателем не определено процентное соотношение между кадастровой и рыночной стоимости земельных участков, процедура определения процентов, приоритет способа определения стоимости земельного участка.

Оспаривая законность действий УФАКОН по предварительной проверке отчета по определению кадастровой стоимости указанного участка и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений в отношении принадлежащего обществу земельного участка, заявитель ссылается на нарушение его прав в области уплаты земельного налога.

В соответствии с частями 1,5 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Таким образом, для целей налогообложения устанавливается именно кадастровая стоимость земельного участка, а не рыночная.

При этом действующим законодательством не устанавливается сопоставимость кадастровой стоимости и рыночной, а также запрета превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью, возможность утверждения органом исполнительной власти рыночной стоимости земель и внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Представленный заявителем в материалы дела отчет ООО «Бизнес-Эксперт» № 99-07/09-09 составлен в отношении рыночной стоимости земельного участка и не касается определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, методика определения кадастровой стоимости земельного участка не использовалась при составлении отчета. Кроме того, дата оценки в отчете ООО «Бизнес-Эксперт» указана 07.09.2009, в то время как кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2007.

Учитывая вышеизложенное, суд считает несостоятельным довод ООО «ПромНедвижимость» о том, что действия Управления по ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области привели к внесению в государственный кадастр недостоверной информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, что повлекло нарушение прав заявителя в виде увеличения размера уплаты земельного налога.

Не принимается судом и ссылка заявителя на то, что согласование отчета на заседании областной комиссии и принятие областной комиссией решения направить согласованные результаты кадастровой оценки на экспертизу в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости не могут быть приравнены к проверке результатов по кадастровой оценке земель, проводимых специально уполномоченными на то органами, поскольку нормативного обоснования данного довода заявителем в ходе судебного разбирательства не приведено.

Согласно пунктам 9.1. 9.9 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации

В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.

На основании положительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были предоставлены Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области на утверждение Коллегии Кемеровской области.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению к настоящему постановлению.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению к настоящему постановлению.

Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.4 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.

В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.

В материалы дела не представлено доказательств того, что УФАКОН внесены в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.

Нарушение конкретных норм закона при осуществлении Управлением действий по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49345, 22 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, заявителем не указано. При этом суд учитывает, что Административный регламент Управлением в части совершения указанных действий не нарушен, так как внесены именно те сведения, которые утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520.

Поскольку спор, рассматриваемый по настоящему делу, касается незаконности действий Управления в части и предварительной проверки отчета по государственной кадастровой оценке земель, предусмотренных Административным регламентом, то не состоятельны доводы о нарушении оспариваемыми действиями как Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, так и Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, поскольку указанные акты не регламентируют оспариваемые действия.

Более того, факт производства определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель установлен решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по делу № 81-Г09-12.

В части доводов заявителя об отсутствии в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка даты подписания отчета оценщиком, проводившим проверку, отсутствии доказательств наличия полномочий у лица, утвердившего этот отчет, несовпадением исполнителей по тексту отчета и отсутствие их подписей, отсутствии ссылок на соответствующую информацию о федеральных стандартах оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, использованных при проведении оценки, отсутствии информации о членстве оценщиков в саморегулируемой организации оценщиков и сведений о страховании гражданской ответственности оценщиков, отсутствии сведений о соисполнителях работ по оценке земельного участка и других нарушениях при оформлении отчета, суд принимает как состоятельную ссылку Управления на то, что названные доводы заявителя касаются соответствия отчета по государственной кадастровой оценке Методическим рекомендациям и Федеральному стандарту оценки. Однако проверка такого соответствия не входит в обязанность Управления, проверяющего соответствие состава отчёта условиям технического задания. Указанная обязанность, согласно пункту 9.4 Административного регламента, возложена на Роснедвижимость, в то время как требования к данному госоргану заявителем не заявлялись, к участию в процесс Роснедвижимость заявителем не привлечена, в связи с чем указанные обстоятельства не имеют отношения к предмету рассматриваемого спора.

Кроме того, заявителем в ходе судебного разбирательства в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих заявленный довод о том, что названные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности спорной кадастровой оценки принадлежащего обществу земельного участка.

В связи с изложенным заявленные ООО «ПромНедвижимость» требования удовлетворению не подлежат в силу отсутствия совокупности условий, необходимой для признания оспариваемых обществом действий УФАКОН незаконными.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего спора судом в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость», г. Кемерово оставить без удовлетворения.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья И.В. Мишина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-18787/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 25 декабря 2009

Поиск в тексте