• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 августа 2010 года  Дело N А27-18787/2009

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2010 года

Полный текст решения изготовлен 06 августа 2010 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буланой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость», г. Кемерово

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово

третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

о признании действий незаконными

при участии

от ООО «ПромНедвижимость»: Кузьмина М.С. - представитель по доверенности от 19.07.2010 №14, паспорт;

от Управления Росреестра по Кемеровской области: Вяткина О.П. - главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения по доверенности от 12.05.2010 №57Д, паспорт;

от ФГУП «ФКЦ «Земля», Коллегии Администрации: не явились,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость» (далее по тексту - ООО «ПромНедвижимость», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области) о признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49 345,22 кв.м. в размере 37706656,41 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка в размере 764,14 руб., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, которые в свою очередь выражаются в осуществлении Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49345,22 кв.м., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47 в размере 37706656,41 руб.

Общество просит обязать Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49345,22 кв.м. в размере 37706656,41 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, занимаемого ООО «ПромНедвижимость» (с учетом уточнений).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, при обращении в суд с заявлением привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области (далее по тексту - Коллегия Администрации), Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее по тексту- ФГУП ФКЦ «Земя»).

Решением арбитражного суда от 25.12.2009 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 решение суда от 25.12.2009 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2010 решение суда от 25.12.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В постановлении от 25.06.2010 кассационная инстанция указала на то, что довод заявителя о некачественной проверке Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области отчета, судами фактически не исследован и не опровергнут. При новом рассмотрении дела суду необходимо рассмотреть заявление ООО «ПромНедвижимость» по существу, оценить в совокупности отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, техническое задание и протокол предварительной проверки от 11.11.2008, выяснить, надлежащим ли образом проверен отчет Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области и насколько отчет соответствует техническому заданию.

ФГУП ФКЦ «Земля», Коллегия Администрации, извещенные надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. От ФГУП ФКЦ «Земля» в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие представителя.

Суд в порядке статей 158, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрел спор в отсутствие представителей ФГУП ФКЦ «Земля», Коллегии Администрации.

Суд удовлетворил ходатайство представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произвел замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово на процессуального правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в связи с реорганизацией в форме присоединения.

Суд отказал заявителю в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Роснедвижимости, г. Москва в связи с тем, что заявитель не изложил нормативного обоснования заявленного ходатайства, в том числе не указал нормы закона, на основании которых необходимо привлечь Роснедвижимость к участию в деле в качестве третьего лица, а также не обосновал, каким образом судебный акт по настоящему спору может повлиять на права и обязанности Роснедвижимости по отношению к одной из сторон, учитывая, что в рамках настоящего спора рассматриваются требования о признании незаконными конкретных действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по предварительной проверке отчета и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кроме того, обществом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле лица, которое реорганизовано на момент рассмотрения ходатайства.

Суд также не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку обществом не указано, какие дополнительные документы или пояснения будут представлены в случае отложения судебного заседания. Кроме того, ходатайство документально не подтверждено, не представлены документы, свидетельствующие о направлении юриста ООО «ПромНедвижимость», который ранее представлял интересы общества по данному делу, в командировку. Вместе с тем в судебном заседании присутствует представитель общества с полномочиями по доверенности на представление интересов ООО «ПромНедвижимость» в арбитражном суде.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала В обоснование заявленных требований общество в заявлении указало на то, что действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м в размере 37706656, 41 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 764, 14 руб.за кв.м., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, выразившихся в ненадлежащей предварительной проверки отчета по определению кадастровой стоимости указанного участка, внесении в государственный земельный кадастр недостоверные сведения по кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют положениям статей 65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 31, Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

ООО «ПромНедвижимость» указывает, что информация о рыночной стоимости спорного земельного участка для определения его кадастровой стоимости у исполнителей работ отсутствовала, поскольку согласно использованному при оценке отчету ООО «Группа комплексных решений» об оценке рыночной стоимости последним определялась рыночная стоимость гипотетических земельных участков, расположенных в п.г.т. Промышленная, и при этом использовалась информация с сегмента многоэтажной жилой застройки, в то время как на спорном участке соответствующая застройка отсутствует. Заявитель также указывает, что заинтересованными лицами не представлена исходная рыночная информация, которая использовалась при проведении государственной кадастровой оценки указанного земельного участка. Вместе с тем согласно отчетам ООО «Бизнес-Эксперт» рыночная стоимость указанного земельного участка на 07.09.2009 составляет 3100000руб., рыночная стоимость одного квадратного метра - 62,80 руб., что в 12 раз меньше кадастровой стоимости. Представлен отчет ООО «Бизне-эксперт» о рыночной стоимости указанного земельного участка на 01.01.2007.

Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области возражения в судебном заседании поддержала по основаниям, изложенным в отзыве, указывая, что действия по организации и контролю за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, площадью 49345, 22 кв.м, расположенного по адресу: Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, выполнены в соответствии с нормативно - правовыми актами, регламентирующими деятельность Управления.

Отмечает, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области проверяет отчет только на соответствие его условиям технического задания. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области направлены в Роснедвижимость. После проверки отчета на соответствие Методическим указаниям, результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановления Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 №519, №520.

Управление Росреестра по Кемеровской области указывает, что нормативные правовые акты не устанавливают тождества кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости. Установление кадастровой стоимости в размере, превышающем размер рыночной стоимости не противоречит пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ.

ФГУП ФКЦ «Земля» в отзыве указало на то, что работы по государственной кадастровой оценке земель проводились в рамках государственного контракта от 29.06.2007 №140, в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39). Земельный участок с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 относится к 9 виду разрешенного использования, для расчета кадастровой стоимости построена экспоненциальная модель. Оценка качества построенных моделей проводилась автоматически в специальном программном обеспечении. При этом рыночная и кадастровая стоимость различные величины.

Возражения Коллегии Администрации изложены в отзыве, в котором указано на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура по проведению кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области соблюдена, вся документация и информация для проведения работ по кадастровой оценки предоставлена ФГУП «ФКЦ «Земля», результаты проведенной работы по оценки проверены на соответствие нормам действующего законодательства, техническому заданию и контракту уполномоченными органами.

Суд, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив обстоятельства дела, доводы заявления, отзывов, дополнений к ним, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, удовлетворил заявленные требования в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ООО «ПромНедвижимость» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, расположенный по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, общей площадью 49345,22 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту от 21.04.2009 №4200/001/09-96820 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 37706656,41 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 764,14 руб. за кв.м.

Общество, считая, что действиями Управления Роснедвижиомсти по Кемеровской области, выразившимися в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости нарушены нормы закона, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 Правил).

Согласно пунктам 2,5,10,11 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания).

Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

ООО «ПромНедвижимость», оспаривая законность действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, указывает на нарушение норм Земельного кодекса РФ, Правил, Методических указаний, Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее по тексту - Административный регламент).

Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.

Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации

Как следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта №140 от 29 июня 2007 года, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр «Земля» (исполнитель) (далее по тексту - ФГУП ФКЦ «Земля»).

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме «Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области» путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием.

Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение №1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).

Заявитель, оспаривая законность указанный действий Управления, считает, что последнее ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по контролю выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации, а также состава факторов стоимости.

В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

Согласно пунктам 9.4, 9.8. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.

В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с пунктом 4.2.2. технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ «Земля» входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения.

Состав используемой информации в соответствии с названным пунктом, ее объем, выбор источников информации и порядок использования информации определяется по согласованию с органом исполнительной власти Кемеровской области и Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области.

Сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляются в соответствии с пунктами 4.2.5., 4.2.6 технического задания.

Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.5 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.

Отчет составляется исполнителем работ в трех экземплярах, на бумажном и электронном носителях в соответствии с формой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка).

Данная проверка производится в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.

Таким образом, Управление Роснедвижимости по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания в силу закона.

В материалы дела представлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11 ноября 2008 года, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания.

Согласно указанному протоколу предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз- данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.

Вместе с тем формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществления расчета кадастровой стоимости без учета указанных обстоятельств.

В материалы дела не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.

Согласно отчету ООО «Бизнес-Эксперт» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 составляет 3100000 руб. на 07.09.2009. В материалы дела также представлен отчет ООО «Бизнес-Эксперт» №118-01/01-10, в соответствии с которым рыночная стоимость указанного земельного участка на дату определения государственной кадастровой стоимости (01.01.2007) составила 1300 000 руб.

Управление Росреестра по Кемеровской области, указывая на отсутствие в законе запрета превышения кадастровой стоимости над рыночной, отсутствия установления законодателем соотношения указанных величин, вместе с тем не обозначило фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость определена в размере, намного превышающем рыночную.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о соблюдении указанного в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний порядка построения статистической модели, в том числе определения факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации. Исходные данные рыночной информации, использованные при определении кадастровой стоимости, отсутствуют. Представленные распечатки с сайта Интернет, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не свидетельствуют о наличии достаточной и достоверной рыночной информации.

В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проверку Управлением Роснедвижимости отчета, при проведении предварительной проверки на соответствие его условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в нарушение указанных положений закона надлежащим образом не проведена предварительная проверка отчета на соответствие условиям технического задания, в том числе в отношении вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, построения статистических моделей.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования общества с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость», г. Кемерово удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49 345,22 кв.м. в размере 37706656,41 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка в размере 764,14 руб., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47.

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 площадью 49345,22 кв.м. в размере 37706656,41 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 764,14 руб. за кв.м., находящегося в Кемеровской области, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость», г. Кемерово судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в арбитражный суд кассационной инстанции

Судья Н.А. Аникина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-18787/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 06 августа 2010

Поиск в тексте